Основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.

Работа содержит 1 файл

Основы управления.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

Бюрократическая структура. Формальная рациональная организация. Плюсы: приоритет формальных правил и предписаний, четкое разграничение полномочий, когда соблюдается единоначалие, потребность в профессионалах и высококвалифицированных специалистах. Недостатки: не гибкость организации, плохо приспосабливается к изменениям и сложностям во внешней среде, формализм и обезличенность, бюрократия гасит творческую инициативу сотрудников. Недостатки бюрократии можно преодолеть с помощью разветвленной структуры.

Организационная структура  создается для достижения организационных  целей, поэтому по мере изменения  этих целей или условий их реализации может и должна претерпевать изменения, в противном случае эффективность  организации можно существенно  снизиться.

 

13. Методы  и принципы построения организационной  структуры управления.

Под организационной структурой управления понимается совокупность элементов и уровней  управления, находящихся в отношениях подчиненности и связанности.

Формирование организационной  структуры управления основано на использовании в комплексе следующих  методов:

- метод структуризации  целей;

- функционально-ориентированный метод;

- экспертно-аналитический;

- метод аналогий.

1. Метод структуризации  целей. Предусматривает выработку иерархической системы целей организации и последующий анализ структуры управления с точки зрения её соответствия системе целей.

2. Функциональный метод. В его основе заложено формирование аппарата управления через выделение хозяйственных функций управления в организации, управленческих действий и их распределение по структурным подразделениям организации.

3. Экспертно-аналитический метод. Состоит в обследовании и аналитическом изучении организации с тем, чтобы выявить специфические особенности и проблемы в работе организации, выработать рекомендации по её рациональному формированию.

4. Метод аналогий. Состоит в использовании организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками с проектируемой организацией.

Применение  комплекса методов позволяет:

- сформировать иерархическую  систему целей и задач;

- выделить организационно-обособленные  блоки и подразделения проектируемого органа;

- рационально распределить  полномочия и ответственность,  функции и управленческие действия между уровнями и структурными подразделениями;

- определить отношения  проектируемой структуры её подразделений  с внешней средой.

В процессе проектирования  решаются следующие задачи:

- определение типа  структуры управления;

- уточнения состава и количества подразделений по уровням управления;

- численность административно-управленческого персонала;

- определение характера  соподчинённости между звеньями организации;

- расчёт затрат на  содержание аппарата управления.

Требования  к организационной структуре: оптимальность (небольшое число ступеней управления); оперативность;  надёжность (обеспечить бесперебойность связи в системе управления); экономичность (минимальные затраты); гибкость; устойчивость структуры управления (неизменяемость при внешних воздействиях).

Принципы проектирования организационной структуры:

1. Целесообразное число  звеньев управления и максимальное  сокращение времени прохождения  информации от высшего руководителя  до непосредственного исполнителя.

2. Чёткое обособление  составных частей оргструктуры (состава её подразделений, потоков информации).

3. Обеспечение способности  к быстрой реакции на изменения  в управляемой системе.

4. Предоставление полномочий  на решение проблем тому подразделению,  которое располагает наибольшей  информацией по данному вопросу.

5. Приспособление отдельных  подразделений аппарата управления  ко всей системе управления  организацией в целом и к  внешней среде в частности.

 

 

 

 

 

 

14. Организационно-распорядительные  методы управления.

Организационно-административные методы отличаются прямым характером воздействия. Они обязательны для исполнения, предполагают санкции за неисполнение или уклонения от выполнения  распоряжений, должностных обязанностей, за  нарушение трудового распорядка и т.д.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления предприятия в заданных параметрах путем прямого административного регулирования:

- приказы;

- запрет;

- распоряжения;

- указания;

- консультация;

- разрешение компромисса;

- совет;

- инструктирование;

- наставления;

- целевое планирование;

- нормирование труда;

- координация работ;

- контроль исполнения.

Директивные команды обязательны для выполнения, причём в установленные сроки, даже если невыгодно исполнителю.

В общем виде система  организационно-административных  методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления и на процесс управления. В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:

- вынуждение и внешне навязанное, сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчинёнными как нажим «сверху»;

- пассивное, для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

- осознанное, внутренне обоснованное.

Распоряжение отличается от приказа тем, что оно не охватывает все функции предприятия.

Указания и  инструкции направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников.

Инструктирование  и координация работы основаны на передаче подчиненным правил выполнения трудовых операций.

Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Государственное  управление как объект научного  исследования.

ГУ рассматривается  как управление делами государства  и как исполнительная деятельность по организации социальных процессов  в обществе. Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ.

Этапы становления  науки ГУ:

Камералистика (18 – начало 19 века) в Германии – цикл административных, экономических, финансовых знаний требовавшихся для подготовки чиновников по управлению камеральными (казенными) имуществами. Расцвет камеральной науки связан с именем профессора политических наук Венского университета Иосифа фон Соненфеля, который внес вклад в улучшение работы административных служб и в сферу финансов. Но самым известным и крупным ученым камералистом являлся Лоренц фон  Штейн. Его основная работа «Теория госуправления». Целью науки ГУ по Штейну является «Осуществление принципов социального управления».

Развитие знаний о ГУ во Франции. В 19 веке появилось множество интересных работ посвященных вопросам ГУ. Во всех работах предлагались реформы, часть которых в последствии были осуществлены. Самое громкое имя этой эпохи Александр Вивьен. Его очерки «об администрации» представляют собой серьезную работу в области науки ГУ. Практические результаты деятельности Вивьена: были созданы специализированные министерства, разработан закон о госслужбе и процедура их набора. В 1848 году создана школа администрации. Анри Шардон в своей работе «Административная власть» высказывал свои взгляды о государстве: по его мнению, в государстве существует одновременно две власти: политическая - представленная парламентом и административная - представленная канцеляриями. Государство существует благодаря согласию этих двух властей. Работа Анри Файоля «Общее управление и управление промышленностью» 1916 г. затрагивала вопросы управления на частных предприятиях. Имя Файоля и его идеи (предвидеть, организовывать, приказывать, контролировать) занимают место в ряду основоположников в науке ГУ.

Наука ГУ в  США. Основоположником американской науки ГУ является Вудро Вильсон (1856-1924), ставший в последствии президентом США. В статье «Наука ГУ» он выдвигает две основные идеи: 1. Чтобы реформировать   аппарат   управления – необходимо  его хорошо знать; 2. Аппарат управления должен быть независим от политики. Представителем классической школы publik administration является Леонард Уайт.

Основные современные  направления  науки ГУ:

1. Структурно-институциональное – предметом исследования в этой области служит организация правительственных служб, центральные органы ГУ и периферийные службы, структура органов ГУ, административная иерархия.

2. Социологическое  и социально-психологическое – изучение некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала, прикладные исследования  в области административного права.

3. Дисциплины  изучающие вопросы организации – любая организация подчиняется каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей этого научного направления (управление госаппаратом приравнивается к управлению крупным предприятием для которой соображение эффективности и рентабельности находятся на первом месте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Система  и структура целей государственного  управления.

Под целью в управлении понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь.

Основные цели ГУ направлены на:

- обеспечение безопасности  граждан общества государства;

- создание условий  способствующих благополучию граждан  общества;

- создание и содержание  активности управляемых объектов;

- создание условий  для реализации гражданами  и  организациями их прав и свобод  для свободной политической экономической   социальной  и духовной жизни  общества.

Выдвижение целей перед  ГУ с одной стороны касающимся всего общества, а с другой – опирающимся на ГВ, - очень трудный интеллектуальный процесс.

В нём можно выделить следующие системообразующие моменты:

1. Общественные источники   возникновения и финансирования  целей ГУ. Смысл и цели ГУ состоят только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа. Поэтому необходимо изучение объективных условий, которые складываются вокруг общества и внутри него.

2. Субъективная сторона  целеполагания и вызываемые ею  относительность и открытость сформулированных целей ГУ. Сама сущность управления требует положительного механизма целеполагания, а в  нем логическое продвижение от более абстрактного (общего) предвидения к конкретному прогнозированию.

3. Иерархия целей, которая  имеет большой социологический смысл. Думается, что главным для общества  и тем самым для ГУ является создание, поддержание и улучшение условий для свободной, спокойной, творческой жизнедеятельности людей, налаживание рациональных взаимоотношений между личностью, обществом и государством.  Отсюда и иерархия целей ГУ, построенная на принципе  приоритета потребностей и интересов развития общества.

По источнику  возникновения и содержания основные виды целей ГУ образуют следующую  структуру:

- общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

- социальные, отражающие  влияние общественно-политических  целей на: социальную структуру общества и взаимоотношения её элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

- духовные, связанные  в одном аспекте с восприятием  духовных ценностей, которым руководствуется  общество;

- экономические, характеризующие  и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающие материальную основу реализации общественно-политических и других целей;

- производственные, направленные  на: решение организационных проблем,  построение соответствующих функциональных организационных структур;

- информационные, ведущие  к обеспечению намеченных целей  при помощи необходимой, достоверной и адекватной информации;

- разъяснительные, требующие  обработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей ГУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Классификация  органов государственного и муниципального  управления.

Органы государственного и муниципального управления классифицируются по различным признакам: 1. уровням  управления; 2. видам  организационно-правовых форм; 3. объему  и   характеру  компетенции; 4. территориальной сферы деятельности; 5. порядку принятия управленческих решений.

По уровням  управления органы управления разделяются на: федеральные, субъектов федерации, муниципального управления (местного самоуправления).

По видам  организационно-правовой формы деятельности органы управления разделяются на: правительства, советы министров, имеющие статус правительства; министерства; государственные комитеты; комитеты; комиссии; службы; агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; отделы.

По объему и  характеру компетенции различаются органы управления:

Информация о работе Основы управления