Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
Бюрократическая структура. Формальная рациональная организация. Плюсы: приоритет формальных правил и предписаний, четкое разграничение полномочий, когда соблюдается единоначалие, потребность в профессионалах и высококвалифицированных специалистах. Недостатки: не гибкость организации, плохо приспосабливается к изменениям и сложностям во внешней среде, формализм и обезличенность, бюрократия гасит творческую инициативу сотрудников. Недостатки бюрократии можно преодолеть с помощью разветвленной структуры.
Организационная структура создается для достижения организационных целей, поэтому по мере изменения этих целей или условий их реализации может и должна претерпевать изменения, в противном случае эффективность организации можно существенно снизиться.
13. Методы
и принципы построения
Под организационной структурой управления понимается совокупность элементов и уровней управления, находящихся в отношениях подчиненности и связанности.
Формирование организационной структуры управления основано на использовании в комплексе следующих методов:
- метод структуризации целей;
- функционально-ориентированный
- экспертно-аналитический;
- метод аналогий.
1. Метод структуризации целей. Предусматривает выработку иерархической системы целей организации и последующий анализ структуры управления с точки зрения её соответствия системе целей.
2. Функциональный метод. В его основе заложено формирование аппарата управления через выделение хозяйственных функций управления в организации, управленческих действий и их распределение по структурным подразделениям организации.
3. Экспертно-аналитический метод. Состоит в обследовании и аналитическом изучении организации с тем, чтобы выявить специфические особенности и проблемы в работе организации, выработать рекомендации по её рациональному формированию.
4. Метод аналогий. Состоит в использовании организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками с проектируемой организацией.
Применение комплекса методов позволяет:
- сформировать иерархическую систему целей и задач;
- выделить организационно-
- рационально распределить полномочия и ответственность, функции и управленческие действия между уровнями и структурными подразделениями;
- определить отношения
проектируемой структуры её
В процессе проектирования решаются следующие задачи:
- определение типа структуры управления;
- уточнения состава и количества подразделений по уровням управления;
- численность административно-
- определение характера соподчинённости между звеньями организации;
- расчёт затрат на
содержание аппарата управления
Требования к организационной структуре: оптимальность (небольшое число ступеней управления); оперативность; надёжность (обеспечить бесперебойность связи в системе управления); экономичность (минимальные затраты); гибкость; устойчивость структуры управления (неизменяемость при внешних воздействиях).
Принципы проектирования организационной структуры:
1. Целесообразное число
звеньев управления и
2. Чёткое обособление составных частей оргструктуры (состава её подразделений, потоков информации).
3. Обеспечение способности
к быстрой реакции на
4. Предоставление полномочий
на решение проблем тому
5. Приспособление отдельных
подразделений аппарата
14. Организационно-
Организационно-административны
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления предприятия в заданных параметрах путем прямого административного регулирования:
- приказы;
- запрет;
- распоряжения;
- указания;
- консультация;
- разрешение компромисса;
- совет;
- инструктирование;
- наставления;
- целевое планирование;
- нормирование труда;
- координация работ;
- контроль исполнения.
Директивные команды обязательны для выполнения, причём в установленные сроки, даже если невыгодно исполнителю.
В общем виде система
организационно-
- вынуждение и внешне навязанное, сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчинёнными как нажим «сверху»;
- пассивное, для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
- осознанное, внутренне обоснованное.
Распоряжение отличается от приказа тем, что оно не охватывает все функции предприятия.
Указания и инструкции направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников.
Инструктирование и координация работы основаны на передаче подчиненным правил выполнения трудовых операций.
Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного.
15. Государственное
управление как объект
ГУ рассматривается как управление делами государства и как исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе. Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ.
Этапы становления науки ГУ:
Камералистика (18 – начало 19 века) в Германии – цикл административных, экономических, финансовых знаний требовавшихся для подготовки чиновников по управлению камеральными (казенными) имуществами. Расцвет камеральной науки связан с именем профессора политических наук Венского университета Иосифа фон Соненфеля, который внес вклад в улучшение работы административных служб и в сферу финансов. Но самым известным и крупным ученым камералистом являлся Лоренц фон Штейн. Его основная работа «Теория госуправления». Целью науки ГУ по Штейну является «Осуществление принципов социального управления».
Развитие знаний о ГУ во Франции. В 19 веке появилось множество интересных работ посвященных вопросам ГУ. Во всех работах предлагались реформы, часть которых в последствии были осуществлены. Самое громкое имя этой эпохи Александр Вивьен. Его очерки «об администрации» представляют собой серьезную работу в области науки ГУ. Практические результаты деятельности Вивьена: были созданы специализированные министерства, разработан закон о госслужбе и процедура их набора. В 1848 году создана школа администрации. Анри Шардон в своей работе «Административная власть» высказывал свои взгляды о государстве: по его мнению, в государстве существует одновременно две власти: политическая - представленная парламентом и административная - представленная канцеляриями. Государство существует благодаря согласию этих двух властей. Работа Анри Файоля «Общее управление и управление промышленностью» 1916 г. затрагивала вопросы управления на частных предприятиях. Имя Файоля и его идеи (предвидеть, организовывать, приказывать, контролировать) занимают место в ряду основоположников в науке ГУ.
Наука ГУ в США. Основоположником американской науки ГУ является Вудро Вильсон (1856-1924), ставший в последствии президентом США. В статье «Наука ГУ» он выдвигает две основные идеи: 1. Чтобы реформировать аппарат управления – необходимо его хорошо знать; 2. Аппарат управления должен быть независим от политики. Представителем классической школы publik administration является Леонард Уайт.
Основные современные направления науки ГУ:
1. Структурно-институциональное – предметом исследования в этой области служит организация правительственных служб, центральные органы ГУ и периферийные службы, структура органов ГУ, административная иерархия.
2. Социологическое и социально-психологическое – изучение некоторого набора моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого персонала, прикладные исследования в области административного права.
3. Дисциплины изучающие вопросы организации – любая организация подчиняется каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей этого научного направления (управление госаппаратом приравнивается к управлению крупным предприятием для которой соображение эффективности и рентабельности находятся на первом месте).
16. Система
и структура целей
Под целью в управлении понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь.
Основные цели ГУ направлены на:
- обеспечение безопасности граждан общества государства;
- создание условий
способствующих благополучию
- создание и содержание
активности управляемых объекто
- создание условий
для реализации гражданами и
организациями их прав и
Выдвижение целей перед ГУ с одной стороны касающимся всего общества, а с другой – опирающимся на ГВ, - очень трудный интеллектуальный процесс.
В нём можно выделить следующие системообразующие моменты:
1. Общественные источники
возникновения и
2. Субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей ГУ. Сама сущность управления требует положительного механизма целеполагания, а в нем логическое продвижение от более абстрактного (общего) предвидения к конкретному прогнозированию.
3. Иерархия целей, которая имеет большой социологический смысл. Думается, что главным для общества и тем самым для ГУ является создание, поддержание и улучшение условий для свободной, спокойной, творческой жизнедеятельности людей, налаживание рациональных взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Отсюда и иерархия целей ГУ, построенная на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.
По источнику возникновения и содержания основные виды целей ГУ образуют следующую структуру:
- общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;
- социальные, отражающие
влияние общественно-
- духовные, связанные
в одном аспекте с восприятием
духовных ценностей, которым
- экономические,
- производственные, направленные
на: решение организационных
- информационные, ведущие
к обеспечению намеченных
- разъяснительные, требующие обработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей ГУ.
17. Классификация
органов государственного и
Органы государственного и муниципального управления классифицируются по различным признакам: 1. уровням управления; 2. видам организационно-правовых форм; 3. объему и характеру компетенции; 4. территориальной сферы деятельности; 5. порядку принятия управленческих решений.
По уровням управления органы управления разделяются на: федеральные, субъектов федерации, муниципального управления (местного самоуправления).
По видам организационно-правовой формы деятельности органы управления разделяются на: правительства, советы министров, имеющие статус правительства; министерства; государственные комитеты; комитеты; комиссии; службы; агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; отделы.
По объему и характеру компетенции различаются органы управления: