Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
В соответствии с федеральным государственным устройством РФ различаются:
- федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства, администрации, мэрии, отделы);
- органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краёв, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения.
25. Система и виды полномочий в аппарате управления.
Управление представляет собой организованную деятельность людей, которая осуществляется для достижения определённых целей.
Государственное управление – управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.
Объекты ГУ – предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий.
Выделяется несколько видов управленческих полномочий:
- распорядительные;
- рекомендательные;
- координационные;
- контрольно-отчетные;
- согласительные.
Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть линейными и функциональными.
Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителем и подчиненными, в рамках которой первые могут предписывать вторым что, когда и где те должны делать или наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели.
Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения управленческих решений, регулирующих деятельность работников.
Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатели при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и т.д.
Координационные полномочия связаны с выработком и принятием совместных решений. Координационными полномочиями обладают различного рода комитеты и комиссии, создаваемые на временной или постоянной основе для решения сложных или спорных проблем.
Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученный результат вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.
Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий. Согласительные полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими.
26. Государственная служба как институт: цели, функции, задачи.
Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она осуществляется на государственных должностях в аппарате органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.
Общая цель ГС – управление государственными делами, связанное с разделением государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную.
Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:
1. Государственно-политический: реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
2. Экономический: повышение эффективности государственного регулирования экономики; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата.
3. Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом.
4. Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.
5. Организационный: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти; профессионализация государственного аппарата, организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы.
Функции ГС связаны с непосредственным исполнением полномочий власти.
Функции организации ГС можно рассматривать:
1. Как профессиональной деятельности: А) осуществление государственного управления: планирование, прогнозирование, принятие решений, исполнение, координация, информация, контроль, стимулирование; Б) организация аппарата на выполнение полномочий государственных органов; В) обеспечение ответственности, дисциплинированности аппарата.
2. Как правового института: А) реализация законов государства; Б) разработка проектов законов и других нормативных актов о государственной службе; В) соблюдение законодательства о государственной службе; Г) регулирование правового статуса государственных служащих.
3. Как социального института: А) производство государственных социальных услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность; реализация интересов, прав и свобод граждан; Б) эффективное решение социальных задач государства; регулирование и разрешение социальных конфликтов; В) регулирование социального статуса государственных служащих.
4. Как публично-правового
отношения государства и
Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.
Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:
1. выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны; 2. подбор кадров, способных реализовать эту стратегию; 3. создание организационных структур власти; 4. принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны; 5. осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.
27. Принципы организации и функционирования государственной службы
в Российской Федерации.
Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
К ГС относится исполнение
должностных полномочий лицами, замещающими
государственные должности
ГС основана на следующих принципах:
1. Конституционные:
- верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечение их прав;
- приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия (обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);
- единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
- разделение законодательной,
исполнительной и судебной
- равный доступ граждан
к государственной службе в
соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой
2. Организационно-функциональные:
- обязательности для
ГС решений, принятых вышестоящ
- единства основных требований, предъявляемых к ГС;
- профессионализма и компетентности ГС;
- гласности в осуществлении ГС;
- ответственности ГС за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийности ГС;
- стабильности кадров ГС в государственных органах;
- социальной защищённости ГС (денежное содержание, оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение).
28. Основные
направления реформы
Под реформой государственной службы (ГС) следует понимать осуществление целенаправленных преобразований, результатом которых является постепенное формирование новой системы ГС либо появление у существующей системы новых качеств, черт или существенных признаков.
Основные направления реформы ГС в РФ:
1. Политическое - взаимосвязь органов ГВ с гражданами, понимание и поддержку ими их действий; если ГС не будет способствовать преодолению власти от народа, не будет обеспечивать должное уважение власти, то окажутся напрасными все усилия по ее созданию.
2. Организационное - совершенствование государственного аппарата посредством его структурной модернизации. Обеспечения гласности и публичности деятельности, строгого соблюдения законности, ограничения бюрократизма, коррупции и других негативных явлений.
3. Инновационное - использования достижений науки и мирового опыта, применение современных информационных средств, ибо в противном случае Российское государство может не дожить до его окончания.
4. Экономическое - обоснование и контроль финансовых и иных материальных затрат на различные уровни и виды ГС РФ, определение численности и нормативов издержек по различным государственным должностям.
5. Нормативное - разработка проектов и практическая реализация нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих рациональное функционирование ГС РФ.
6. Кадровое - проведение конкурсных отборов и аттестаций государственных служащих, планирование и осуществление их карьеры.
7. Аналитическое - организация и координация научных исследований в области ГС РФ, формирование и использование информационной сети ГС РФ, разработка и освоение критериев рациональности и эффективности ГС РФ, необходима постепенная постоянная информация о том, что происходит в государственном аппарате, как он функционирует, какое оказывает влияние на жизнедеятельность общества.
29. Основные
положения Европейской Хартии
местного самоуправления и
15 октября 1965 года государствами-членами Совета Европы была подписана Европейская Хартия о местном самоуправлении (МС).
Основные положения изложены в части 1 статьях 2-11.
В ст.2 конституционными и законодательными основами МС установлено, что принцип МС должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в Конституции страны.
В ст.3 раскрывается понятие МС, а именно то, что под МС понимается право и реальная способность органов МС регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Ст.4 регламентирует сферу компетенции МС, полномочия органов МС.
Защита территориальных