Основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.

Работа содержит 1 файл

Основы управления.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

Государство создает новые объекты или реконструирует старые в тех сферах, куда частный капитал приходит не достаточно.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль  вообще не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, области научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, охраны окружающей среды, т.к. высоких прибылей от него никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг, в частности транспортных, почтово-телеграфных, электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

ГС  в конкретных ситуациях играет специфическую  роль защиты национальных экономических  и политических интересов от иностранной  экспансии. Если национальный капитал  слаб и не справляется с этой задачей, то ГС может играть заметную роль в первичной индустриализации, защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор.

ГС  служит дополнением частного хозяйства так и в такой  мере, где и поскольку мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта.

Размеры ГС (его доля в национальной экономике) изменяются не только в результате новых строительств и приобретений, но и вследствие приватизации - продажи  рентабельных, реконструированных объектов ГС частному капиталу.

ГС  включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения.

Внутри  ГС эти отношения построены по иерархическому принципу:

1. Это  отношения внутри органов государственного  управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением принадлежащим государству имуществом, сбором средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды и их расходованием.

2. Это  отношения между центральными, региональными  и местными органами управления, разделения прав и обязанностей  по управлению ГС между ним.

3.Существуют  отношения между государственным аппаратом и государственными предприятиями, производящими товары и услуги и осуществляющими инвестиционную политику.

ГС  активно участвует в международных  связях по экспорту и импорту, движении капиталов и внедрении научно-технических  достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Регулирование  деятельности естественных монополий.

Естественная  монополия (ЕМ) - вид монополии, которая  принадлежит собственникам, имеющим в своём распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые производственные ресурсы (факторы производства).

Существование ЕМ обуславливается тем, что они дают громадный экономический выигрыш от больших масштабов производства.

ЕМ  является предприятие или организация, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую в силу технологических особенностей производства эффективно при отсутствии конкуренции. К ЕМ относятся прежде всего предприятия транспорта и связи, коммунальные инфраструктуры.

Для ЕМ обычно устанавливается «справедливый» доход, когда цена их продукции равняется  средним издержкам. Однако такая  ситуация, как правило, влечёт за собой потерю предприятием-монополистом стимула к снижению издержек.

Цель  государственного регулирования ЕМ двояка, она состоит:

- с  одной стороны, в том, чтобы  защитить общество от всевластия  монополистов на рынках путём  регулирования цен и регламентации качество обслуживания;

- с  другой - обеспечить условия их  эффективного развития.

При регулировании ЕМ применяется комбинация следующих мер:

- установление  предельных цен на продукцию  (услуги) монополиста;

- установление  фиксированной цены на продукцию;

- установление  предельного коэффициента изменения  цен;

- установление  режима свободных цен.

Органы, регулирующие деятельность ЕМ, должны быть независимыми и соблюдать дистанцию  в своих отношениях с предприятиями и прочими государственными агентствами. Особенно важно, чтобы эти органы не попали под влиянием регулируемых компаний и были способны противостоять давлению со стороны других отраслей и потребителей, не допуская падения цен ниже себестоимости.

Органы, регулирующие деятельность ЕМ устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.

Правовые    основы     федеральной   политики   в   отношении   ЕМ   в   РФ   определяет  ФЗ   «О государственном регулировании естественных монополий». Регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

- транспортировка  газа по трубопроводам;

- услуги  по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные  перевозки;

- услуги  транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги  общедоступной электрической и  почтовой связи.

Согласно  ФЗ «О государственном регулировании  естественных монополий» режим регулирования включает две составляющие:

- контроль  над ценообразованием;

- контроль  над хозяйственными решениями  владельцев ЕМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Государственная  региональная политика в Российской  Федерации.

Регион - часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально- экономических, национально- культурных и иных условий.

Государственная региональная политика (ГРП) - система целей и задач органов государственной власти по управлению политикой, экономикой и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Это составная часть общей и социально-экономической политики государства, которая синтезирует ее региональные аспекты.

Задачи ГРП:

  • преодоление спада производства в наиболее развитых регионах и сведение к минимуму потерь от свертывания неконкурентных производств;
  • обеспечение работоспособности основных систем жизнеобеспечения населения, научно-производственного потенциала региона и инфраструктурных систем;
  • удержание в социально-безопасных рамках безработицы, прежде всего в центральных и индустриальных районах;
  • содействие созданию в каждом субъекте ресурсно-финансового потенциала, необходимого для решения своих задач;
  • содействие восстановлению межрайонных экономических связей, которые остаются рациональными и в  новых условиях хозяйствования, и создания межрегиональных связей;
  • развитие общероссийского рынка, как системы взаимосвязанных рынков;
  • решение острых социально- экономических проблем регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов малочисленных народов.

Задачи ГРП не могут быть решены на основе рыночных отношений, они требуют структурной перестройки, планирования, финансирования и других методов прямого участия государства, взаимодействия с учетом, как общегосударственных интересов, так и территориальных аспектов развития экономики.

Методы ГРП:

  • использование федерального бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;
  • осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым участием государственного финансирования;
  • участие государства в отдельных инвестиционных проектах;
  • размещение федеральных заказов на поставку продукции для общероссийских государственных нужд.

Цели ГРП:

  • укрепление единства и целостности государства на основе принципа федерализма и местного самоуправления;
  • преодоление существенных различий между регионами по факторам развития и уровню жизни;
  • максимальное использование потенциала межрегионального сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Государственное  регулирование финансового рынка.

Современный финансовый рынок (ФР) - сложная структура со множеством участников - финансовых посредников, оперирующих с разнообразными финансовыми институтами и выполняющих широкий набор функций по обслуживанию и управлению экономическими процессами. ФР многолик и разнообразен, но предмет купли - продажи по сути дела один - деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Хозяйственные субъекты, имеющие избыток средств, предоставляют их субъектам, испытывающими недостаток в средствах.

ФР - это денежный рынок + рынок капиталов.

Функции ФР: 1. Общерыночные: коммерческая (способность давать прибыль), ценообразующая, информационная; 2. Специфические: регулирование миграции капиталов, перераспределение рисков и страхования, повышение ликвидности долга.

Регулирование ФР - упорядочение деятельности всех участников рынка ценных бумаг, разработка и реализация правил, принуждение к исполнению правил.

Принципы регулирования  ФР:

1. Единство нормативной  базы, режимов и методов регулирования;  непротиворечивость, преемственность.

2. Сочетание государственного и негосударственного регулирования.

3. Обеспечение конкуренции  через равноправие, демонополизацию,  свободу и открытость ценообразования.

4. Учет мирового опыта  в интересах национальной экономики.

Методы регулирования  ФР:

1. Прямые - нормативные, административные. Проявляется в принятии инструкций, законов, порядка регистрации и лицензирования, санкций в виде штрафов, исключений, отзывов лицензий - относится исключительно к компетенции государства.

2. Косвенные - экономические, т.е. через налоговую систему, денежную политику, деятельность государства в качестве эмитента и инвестора.

3. Институциональное регулирование - направлено на участников рынка. Цели: предотвращение массового банкротства, дестабилизации рынка; ограничение участия в рискованных операциях; воздействие на депозитариев и регистраторов.

4. Функциональное регулирование - направлено на операции с ценными бумагами. Осуществляется с помощью правил и требований к операциям.

Государственное регулирование ФР осуществляют:

1. Федеральное собрание; 2. Президент через указы, через работу администрации президента, может     обращаться    к   правительству,     министерствам   и    участвовать   в    регулировании; 3. Правительство; 4. Центральный банк (ЦБ).

Государство воздействует на ФР по следующим направлениям:

1. Выступает на ФР в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют: порядок и образование АО; порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг; ставки налога  на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами; деятельность биржи и разрешают (запрещают) отдельные виды ценных бумаг.

2. Выступает на ФР в качестве субъекта экономических отношений: в целях мобилизации финансовых ресурсов пускает в обращение государственные ценные бумаги.

3. Воздействует на состояние ФР через кредитно-денежную политику ЦБ. Состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении. ЦБ может продавать или покупать на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, то есть краткосрочные бумаги. Таким образом, уменьшаются  или увеличиваются резервы банков на соответствующие суммы. Продажа или покупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Фондовый рынок реагирует на учетную политику ЦБ (увеличение или уменьшение %-ой ставки прямо пропорционально курсу ценной бумаги) , на изменение нормы обязательных резервных средств которые должны хранить банки в ЦБ,  на введение ограничений кредита на покупку акций.

 

48. Инфляция  в Российской Федерации и ее  причины. Антиинфляционная политика.

Инфляция - процесс обесценивания денег, в результате превышения денежной массы над товарами.

Отмечают два  типа инфляции:

1. Открытая  инфляция. Разворачивается на рынках, где действуют свободные цены.

Виды открытой инфляции: а) ползущая - среднегодовой темп прироста цен находится на уровне 5-10% в год; б) галопирующая - от 10% до 50% в год; в) гиперинфляция - свыше 100% в год, может привести к разрушению экономики.

Формы открытой инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, структурная инфляция.

Инфляция спроса - повышение уровня рыночных цен под влиянием избыточного спроса. Производственный сектор экономики не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема продукции, поскольку имеющиеся ресурсы труда и капитала уже использованы.

Информация о работе Основы управления