Основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.

Работа содержит 1 файл

Основы управления.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

6-я статья данного нормативного  акта определяет соответствие административных структур и средств задачам органов МС.

Статус местных выборных лиц определяется в ст.7.

Статья 8. Административный контроль за деятельностью органов МС регламентирует, что любой административный контроль над органами МС может осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом.

Источники финансирования органов МС определены в ст.9.

Статья 10 устанавливает  право местных органов самоуправления на объединение.

В статье 11 говорится  о правовой защите МС.

Вышеуказанным актом  установлено (ст.12), что каждая сторона (подписавшая хартию) обязана соблюдать, по меньшей мере, двадцать пунктов части 1 хартии.

МС является важнейшим  элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую «ветвь власти» которая, с одной   стороны, участвует  в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения.

Вступление России на путь построения демократического общества закономерно поставило на повестку дня вопрос о создании эффективной  схемы МС.

В РФ формирование МС является одной из самых приоритетных задач политической реформы. Для создания эффективной модели МС необходимо осуществить децентрализацию власти, с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Это позволит превратить систему управления в наиболее пригодную для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций. Создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических процессов.

27 декабря 1998 года Правительство РФ утвердило федеральную программу государственной поддержки МС. В программе подчеркивается, что самостоятельность МС и негосударственный статус его органов требует отказа от централизованного руководства их деятельностью. Акцент переносится на оказание муниципальным органам правовой, финансовой, методической, информационной и кадровой поддержки. Программа предусматривает также государственную поддержку по формированию правовой базы МС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Основные  теории местного самоуправления.

Основными теориями местного самоуправления являются:

Теория свободной  общины. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины. Была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Община исторически является предшественницей государства. Государство появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении всех задач. С появлением государства, созидателями которого являются общины, состояние последних изменяется. Общины жертвуют частью своей свободы. С возникновением государства исчезает абсолютная самостоятельность и независимость вольной общины.

Теория свободной  общины опиралась на идеи естественного права. Она нашла применение в Бельгийской Конституции 1831 года, которая содержала статью об общинном управлении и признавала наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями власть муниципальную. Выделение четвертой, муниципальной власти в самостоятельную, могло иметь далеко идущие отрицательные последствия. Подобное наличие и разделение властей опасно для целостности и единства общества и государства. Общинное самоуправление при наличии государства имеет лишь относительную самостоятельность.

Хозяйственная и общественная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины - это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Но помимо дел хозяйственных органам местного самоуправления предоставлялось также заведование и местной полицией, призрением бедных, руководство противопожарными и санитарными мерами и другие дела, явно носящие не хозяйственный характер. Хозяйственная и общественная теории самоуправления равно как и теория свободной общины основывались на противопоставлении государства обществу.

Государственная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.

Связь самоуправления с  государством выражена через осуществление  им государственных дел, налоговую  политику, принятие законов о самоуправлении, выборы, содействие в военной мобилизации, обеспечение общественного порядка, социальное обеспечение. Государственная теория самоуправления оказалась самой близкой к реальной жизни. При условии наличия государства в обществе местное самоуправление становится зависимым от государства. Принимает государство реальный закон о становлении местного самоуправления - оно есть, не принимает - самоуправления быть не может. Особенно это характерно для современного периода в России, когда люди привыкли к организующей роли государства, к команде сверху.

Местное самоуправление действует уже сотни лет там, где избрана государственная  теория самоуправления, предполагающая, что местное самоуправление есть часть государственного управления как единого целого.

С помощью единства двух начал - государственного и общественного в самоуправлении решаются важнейшие общественно-государственные задачи:

1. Исключается раздвоение  власти, которое ведет к политической  нестабильности и ослаблению  государства.

2. Создаются возможности  для большей части людей - участия  в управлении делами общества и государства, что повышает культурно-правовой уровень граждан и воспитывает в них чувства уважения к законам.

3. Ликвидируется разрыв  между обществом и государством.

4. Достигается единая  цель - сохранение и укрепление  общества и государства при наличии демократических институтов.

5. Государство в большей  степени входит в курс местных  дел и принимает соответствующие  решения, сущность которых согласуется  с интересами людей.

31. Основные  модели систем местного самоуправления  развитых демократий: сравнительный анализ.

Англосаксонская модель. Сложилась в Великобритании. Действует в англо-говорящих государствах (США, Канада, Австралия) с так называемой англосаксонской правовой системой.

Для нее характерно отсутствие конституционного статуса, полномочных представителей правительства, опекающих выборные органы на местах. Права МСУ укрепляются в законодательстве, МСУ движется к меньшей самостоятельности. Муниципалитеты - автономно действующие образования в пределах предоставленных им полномочий. Значительные полномочия имеют постоянные и временные комитеты местных представительных органов. Они могут быть отраслевыми - по конкретным направлениям муниципальной деятельности, функциональными - по наиболее общим, комплексным вопросам (комитет кадров, юстиции и т.д.) и территориальными по вопросам комплексного развития определенных районов. В странах с англосаксонской моделью утвердился принцип «позитивного регулирования» деятельности органов МС, согласно которому они вправе совершать только действия предписанные законом. Источником компетенции местных органов (Великобритания) являются судебные прецеденты, во многом регулирующие и конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую актами парламентов. Общий государственный контроль за деятельностью местных органов осуществляется при помощи инспектирования. В США функционирование муниципалитетов регулируется штатами. Правовой статус учреждений, занимающихся вопросами МС, различен от структурного подразделения в одних штатах до департамента в других. Они регулируют финансово-экономическую и правовую деятельность муниципалитетов, обеспечивают их необходимой информацией, рекомендациями. Наряду с этим, губернаторы многих штатов могут контролировать функционирование органов МС путем издания исполнительных приказов, а также накладывать вето на их решения.

Континентальная модель. Основывается на сочетании «прямого ГУ на местах» и местного самоуправления. Родиной данной модели является Франция, поэтому часто ее называют французской (наполеоновской). Для нее характерно прямое ГУ на местах во всех адм.-террит. единицах. Муниципалитеты - коммуны, не могут оказывать услуги населению, поэтому тесно взаимодействуют с государственными структурами на местном уровне. Во Франции комиссар Республики – «хранитель» власти государства в департаменте. С целью обеспечения национальных интересов ему вверено наблюдение за исполнением законов, регламентов и правительственных решений. Под руководством министров он управляет государственными службами в департаменте, аналогичное положение занимает комиссар Республики в регионе. В странах с КМ утвердился принцип негативного регулирования деятельности органов МС, в соответствии с которыми они вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом. КМ напоминает иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации и в рамках которой на центральные органы власти активно работает цепкая сеть агентов на местах.

Смешанная модель. В некоторых странах (Германия, Япония) функционирует смешанная модель МС, которая имеет сходство с вышеперечисленными моделями, обладая при этом специфическими чертами. Так, в некоторых звеньях МС выборный орган является одновременно и звеном МУ, и представителем государственной администрации. В Германии имеются административные единицы - правительственные округа, в которых ведущее положение в управлении занимают правительственные президенты, назначаемые правительствами земель. Правительственный президент обладает широкими полномочиями в области контрольной и надзорной деятельности за органами коммунального управления. Правительственные президенты и их аппарат представляют собой систему местного управления, построенную на принципах адм. подчинения. Ее низовое звено - главы администраций районов (ландраты или районные директора) - являются одновременно и госчиновниками, и главами исполнительных органов коммунального самоуправления. Не всегда можно провести четкое различие между прямым ГУ на местах и исполнительными органами МС (местной администрацией), поскольку последние часто наделяются общегос. монополиями. Так, например, в каждом департаменте действует губернатор, который является одновременно и агентом правительства, и главой местной администрации.

32. Основные  этапы реформы системы местного  самоуправления в Российской Федерации.

Декабрь 1993 г. - начало дискуссий  о реформе МС.

Апрель 1994 г. - август 1995 г. - эксперименты в области МС.

Август 1995 г. - появление  ФЗ «Об общих принципах организации  МС».

Развивая принципы ФЗ «Об общих принципах организации МС», региональные органы власти разрабатывают свои законы, не всегда согласующие с ФЗ и Конституцией РФ, что порождает трения между ними и органами МС.

МС также порой создают  свои уставы и иные нормативные документы, входящие в противоречие и интересами граждан.

Нормы МС конкретизируются и развиваются в региональном законодательстве.

Типичные нарушения:

- установление региональным законодательством по ограничению самостоятельности МСУ;

- ограничение региональным законодательством прав граждан на осуществление МСУ;

- превышение региональным законодательством пределов правового регулирования в решении вопросов МС;

- передача органам  МС отдельных государственных полномочий без передачи необходимых для их осуществления финансов;

- выведение отдельных  территорий из-под действия МС.

ФЗ «Об общих принципах  организации МС» непосредственно  наделил органы МС рядом государственных  полномочий, прежде всего теми, которые  и ранее традиционно осуществлялись местными органами.

В числе переданных ФЗ следующие полномочия:

- осуществление контроля за использованием земельных участков на территории МО;

- осуществление контроля  за строительством и вводом  в эксплуатацию объектов;

- ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий и земель МО;

- участие в организации прородно-заповедного дела.

Реформирование системы  МС продолжается.

Необходимо укреплять  позиции органов МС в рамках осуществляемой внутригосударственной децентрализации. Децентрализация могла бы основываться на действующих ныне принципах  самостоятельности органов МС:

- невозможности прямой  отмены актов органов МС федеральными  и региональными органами государственной власти;

- запрете осуществления  их полномочий федеральными и  региональными органами государственной власти;

- судебной защите прав  МС.

Для создания эффективной  модели МС необходимо осуществить децентрализацию власти, с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Это позволит превратить систему управления в наиболее пригодную для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций. Создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических процессов.

Информация о работе Основы управления