Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
- общей компетенции - выполняют основные функции социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руководят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования. Такими органами являются правительства и администрации;
- отраслевой компетенции - выполняют частные функции государственного и муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся министерства, главные управления, управления, отделы;
- межотраслевой компетенции - выполняют общие функции государственного и муниципального управления и на их основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся правительства, администрации, комитеты;
- специальной компетенции - осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся комиссии, федеральные службы, российские агентства, инспекции, федеральные надзоры России.
В зависимости от территориальной сферы деятельности органы управления разделяются на:
1. Федеральные органы госуправления (федеральные органы исполнительной власти), включающие:
- высший орган госуправления общей компетенции - Правительство РФ;
- центральные органы госуправления отраслевой компетенции - министерства РФ;
- центральные органы
госуправления межотрасл.
- центральные органы
госуправления по
2. Органы госуправления субъектов РФ (органы исполнительной власти субъектов РФ), включающие:
- высший орган госуправления субъекта РФ - орган общей компетенции.
- органы госуправления
субъекта РФ отраслевой
- органы госуправления
субъекта РФ межотраслевой
3. Органы муниципального управления (исполнительные органы местного самоуправления) городских, сельских поселений и других территорий, включающие:
- органы МУ общей компетенции - администрации городов, поселков, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), других МО;
- органы МУ отраслевой компетенции - управления, отделы городов, районов (уездов);
- органы МУ межотраслевой компетенции - комитеты городов, районов (уездов).
В зависимости от порядка принятия управленческих решений органы управл. подразделяются на:
- органы управления, деятельность которых основывается на принципе коллегиальности управления. Орган управления, действующий на принципе коллегиальности управления, состоит из группы должностных лиц — членов коллегиального органа, которые принимают решения большинством голосов. Коллегиальные органы управления либо возглавляют систему органов отраслевого и межотраслевого управления, обеспечивая их согласованную деятельность (правительство), либо осуществляют межотраслевое регулирование и координирование (комитеты). Члены коллегиального органа управления несут совместную ответственность за результаты принимаемых решений.
- органы управления, деятельность
которых основывается на
18. Задачи
и функции государственного
ГУ – это целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства (через систему его органов) на общественные процессы, создание, поведение и деятельность людей.
Государство является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего строя и порядка путём воздействия на деятельность и поведение людей политической волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами. Государство, действуя в рамках общественного договора, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при обеспечении приоритета общих ценностей и интересов.
Предметом ГУ являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории.
ГУ воздействует на все стороны воспроизводства. В производственных отношениях оно во главу угла ставит форму собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере отношений распределения не допускается чрезмерной монополизации отдельными лицами или группами решающих средств производства, т.к. она приводит к резким контрастам богатства и бедности, подавлению личности.
Функции ГУ – это конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов.
Функции ГУ:
1. Разработка и реализация
политики, выражающейся в
2. Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни.
3. Управление учреждениями
4. Регулирование
5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере ГУ.
6. Осуществление
По критерию содержания, характера и объема воздействия функции ГУ можно разделить на общие и специфические.
Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль.
Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.
19. Система
федеральных органов
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время эта структура утверждена Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями).
Согласно данному указу, она включает: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства и федеральные надзоры.
Главное назначение
федеральных органов
Исполнительные органы действуют на основе положений или иных актов, утверждаемых Президентом или по его поручению Правительством.
Министерства и ведомства могут издавать акты нормативного характера, которые распространяют свое действие в пределах данной отрасли или сферы деятельности.
Некоторые федеральные органы исполнительной власти (Министерство финансов, Центральный банк, МВД и др.) могут принимать акты межведомственного характера. Если акты носят межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности личности, то эти акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть опубликованы в 10-ти дневный срок в «Российской газете» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Выделяют органы: общей компетенции (Правительство РФ) и специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу или определенному виду деятельности (Министерство энергетики, Государственный таможенный комитет).
Министерства отличаются от других федеральных органов тем, что они создаются по отраслевому принципу, функционируют на основе единоначалия. Это означает, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и полномочий. При министре действует коллегия, которая является совещательным органом. Все акты министерства подписывает министр. Федеральные министры входят в состав Правительства РФ.
Государственные комитеты представляют собой коллегиальные органы, а их деятельность носит чаще всего межведомственный характер. Их руководители не входят в состав Правительства, если председателю Государственного комитета не присваивается статус федерального министра. Акты комитета оформляются в виде постановления и подписываются всеми членами комитета.
Федеральные службы возглавляются директорами и их деятельность носит многофункциональный характер. Директора не входят в состав Правительства, если им не присваивается статус федерального министра. В настоящее время руководители некоторых федеральных служб обладают таким статусом, например директор Федеральной службы безопасности РФ.
Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственных Президенту РФ в соответствии с законодательными актами РФ.
Как подчиненные Президенту РФ определены: российские министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел; Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности; Главное управление охраны; Федеральное агентство правительственной связи и информации; Государственная архивная служба и некоторые другие.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 78) предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
20. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство), которая входит в единую (общероссийскую) систему исполнительной власти.
Органы исполнительной власти вышеперечисленных субъектов РФ в рамках собственных предметов ведения и полномочий самостоятельны и обладают всей полнотой государственной власти.
Порядок формирования и структура исполнительных органов государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется в их Уставах и законах. Срок полномочий таких органов составляет четыре – пять лет.
Должность главы исполнительной власти получила различные наименования: губернатор (Приморский край, Нижегородская область), глава администрации (Курская область, Краснодарский край).
Систему органов исполнительной власти субъектов образуют три основные группы:
►органы, составляющие аппарат главы администрации;
►управления, комитеты отделы и прочие службы администрации находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
►территориальные органы федеральных министерств и ведомств.
Администрация края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа:
В задачи администрации субъектов входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и федеральных законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, законодательства субъекта, защита интересов субъекта в федеральных органах власти.
По Республике Коми.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми государственное управление Республикой Коми осуществляют: Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми, министерства Республики Коми, иные органы исполнительной власти Республики Коми.