Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
Типы организаций:
1. С многоуровневой структурой (много начальников) Иначе, иерархическая, пирамидальная.
2. Плоская структура, горизонтальная.
Зависит от сферы контроля, т.е. количество людей непосредственно подчиненных данному руководителю
Существует «Норма управляемости» - это представление об оптимальной сфере контроля.
Существуют контролирующие конечный результат и способ деятельности. Норма управления - 5-7 человек.
В плоских структурах контролируется только конечный результат, акцент на самоконтроль и самоуправление.
1. Функциональная структура.
Характерна для небольших
Плюсы: управляемость, малочисленность, малые расходы, отсутствие внутренних конфликтов.
Минусы: отсутствие преемственности руководства, устойчивость стереотипов, плохо переносит кризис.
2. Линейно-штабная структура - развитая функциональная структура Характерна для более крупных организаций.
Плюсы и Минусы: те же, что в п.1. И недостаток конфликтов между подразделениями
3. Целевой тип структуры
- организация создается под
Плюсы: удобство управления и оценки деятельности, сравнительно малые затраты на управление, конфликты разрешаются на месте, легче осуществить планирование и реализацию программ
Минусы: конфликт между подразделениями, затруднения в бухгалтерском учете, повышенное требование в кадрах.
4. Матричный тип структуры.
Плюсы: гибкость структуры; хорошо приспособлена для решения задач
Минусы: сложность структуры, запутанность полномочий, наличие конфликтов, затрудненность контроля.
5. Разветвленная структура.
Плюсы: те же, что и в 4, плюс устойчивость, гибкость, возможность избежать путаницы в полномочиях, относительная легкость контроля.
Минусы: требуется постоянная работа по совершенствованию структуры, высокие требования к профессионализму
6. Конгломераты - это объединение различных учреждений, которые не имеют четкой структуры.
Функционально-линейная - бюрократия формальная, функциональная организация, способствует процветанию общества.
Плюсы: приоритет формальных правил и предписаний, четкое разграничение полномочий, потребность в профессионалах и высококвалифицированных специалистах
Минусы: не гибкая, т.е. четко по инструкции, формализм и обезличенность, бюрократия гасит творческую инициативу.
Недостатки бюрократии можно преодолеть
с помощью разветвленной
Организационную структуру нельзя подвергать частой и тем более не мотивированной ломке. Каждый работник должен быть знаком с организационной структурой, он должен знать свою роль в организации, понимать свои обязанности.
6. Понятие о методе управления, классификация методов управления.
Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Направленность методов управления ориентирована на систему управления деятельности (фирма, отдел, подразделение, компания).
Организационно - административные методы отличаются прямым характером воздействия и известны в истории как «метод кнута». Они обязательны для исполнения, предполагают санкции за неисполнение или уклонения от выполнения распоряжений, должностных обязанностей, за нарушение трудового распорядка и т.д. Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления предприятия в заданных параметрах путем прямого административного регулирования (приказы, запрет, распоряжения, указания, консультация, разрешение компромисса, совет, инструктирование, наставления, целевое планирование, нормирование труда, координация работ, контроль исполнения). Директивные команды обязательны для выполнения, причём в установленные сроки, даже если невыгодно исполнителю. В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения: вынуждение и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчинёнными как нажим «сверху». Пассивное, для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений. Осознанное, внутренне обоснованное. Распоряжение отличается от приказа тем, что оно не охватывает все функции предприятия. Указания и инструкции направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Инструктирование и координация работы основаны на передаче подчиненным правил выполнения трудовых операций. Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного. Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случаях нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязательств работником, если доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно.
Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчёт, ценообразование, финансирование, экономическое стимулирование, различные нормативы, цены, местные налоги и сборы. Методы косвенного воздействия: местные налоги, предоставление в аренду муниципальной собственности, гарантия МО для получения кредита, продажа муниципальной собственности. Прямые методы экономического воздействия: бюджетное финансирование, установление тарифов, установление цен на муниципальные услуги, создание предприятий путём предоставления им муниципальной собственности.
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приёмов Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата. Социально- психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. По масштабам и способам воздействия делятся на две основные группы: 1. социологические методы (направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства); 2. психологические (воздействуют на личность конкретного человека).
7. Природа
и содержание функций
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Мотивация. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Систематическое изучение
мотивации с психологической
точки зрения не позволяет определить
точно, что же побуждает человека
к труду. Однако исследование поведения
человека в труде дает некоторые
общие объяснения мотивации и
позволяет создать прагматическ
Потребность - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Контроль. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
8. Стратегическое
планирование как функция
Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Планирование - функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
Планирование сводится к ответу на четыре основных вопроса:
1. Каково сегодняшнее положение организации?
2. Какой мы хотим видеть организацию в будущем?
3. Что нам при этом мешает?
4. Что нужно предпринять, чтобы добиться поставленной цели?
Начальным элементом планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей средой. С помощью прогнозов на будущее и стратегических планов организуется работа предприятия.
Планирование - многофазовый процесс, совокупность последовательных шагов, поиск оптимальных решений. Включает следующие этапы:
- оценка экономической и политической ситуации, в которой действует организация;
- оценка рынка (позиций
конкурентов, потенциал организ
- постановка конкретных задач в организации;
- выработка сроков их решений.
План должен быть реалистичным, задачи должны соответствовать обстановке, быть измеримы, привлекательны, чтобы люди с охотой брались за их выполнение; рассмотрение плановых предположений, которые могут быть измерены количественно и качественно.
Подходы (методы) планирования: