Основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.

Работа содержит 1 файл

Основы управления.doc

— 774.00 Кб (Скачать)


1. Понятие  управления. Система знаний науки  управления.

Управление - это  рациональное и эффективное использование  имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением  научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.

Управление как системное отношение субъекта и объекта и обусловлено:

- наличием субъекта  управления (тот, кто управляет)  и объекта управления (тот, кем  управляют);

- существованием между  объектом и субъектом прямой (отдание  команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления).

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида: государственное  (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).

Существует три принципиально различных инструмента управления, воздействия на людей:

- иерархия, т.е. организация,  в основе которой лежит воздействие  по принципу отношения власти - подчинение;

- культура, т.е. комплекс  разрабатываемых и признаваемых обществом и организацией ценностей социальных норм и установок, шаблонов поведения.

- рынок, т.е. сеть  равноправных отношений по горизонтали,  основанных на купле-продаже продукции  и услуг, на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавцов и покупателя.

Сегодня наблюдается  комплексное сочетание этих вариантов, и в зависимости от удельного  веса каждой части определяется тип системы управления.

Эволюция управления заключается в использовании  достижений ряда наук для решения  главной задачи - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и использующих для этого многообразные ресурсы.

1. Первый подход в  теории управления - «тейлоризм»,  т.е. попытка перенесения идей  инженерных наук на управление производством и госуправление (механистический или технократический подход).

2. Следующий шаг - формирование  и распространение «принципов  управления» Файоля (Франция), ориентированных  на построение формальных организационных  структур и систем и ставших основой «науки администрирования».

3. Третий шаг - зарождение  в 30-е годы «школы человеческих  отношений», т.е. внедрение в системы  управления достижений психологии  и социологии.

4. Развитие в 50-60-е  годы количественных методов  обоснования решения (вторжение в науку управления математики и компьютерных методов информационного обеспечения).

5. 70-е годы - зарождение  «ситуационного подхода» вместо  универсализма по схеме: тип  среды - форма управления. Основа - идея. Что любая организация  - это открытая система, приспосабливающаяся к своей внутренней и внешней среде, причем главные причины того, что происходит внутри системы, необходимо искать вне ее.

6. 80-е годы - оценка  значения «организационной культуры».

7. 90-е годы - комплексный  подход.

 

 

 

 

 

 

2. Системный  анализ как метод науки управления. Основные аспекты системного  анализа организации как объекта  управления.

Системный анализ – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и объект в целом, представив его в качестве системы.

Система – есть комплекс элементов находящихся во взаимосвязи. Целостность одно из отличительных черт системных объектов.

Основным систематизирующим свойством  является – Цель.

Все системы состоят из более  мелких подсистем, которые, в свою очередь, являются системами для других более мелких подсистем (завод - цех - бригада - отдел - сектор и т.д.).

Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые (но также есть искусственные, динамические, материальные и т.д). С точки зрения к среде: адаптивные и неадаптивные.  Все закрытые системы имеют четкие фиксированные границы и не зависят от внешней среды. Все организации являются сложными открытыми системами. Они взаимодействуют с внешней средой, не являются самообеспечивающимися и зависят от информации, энергии, поступающей извне. Открытая система имеет свойство приспосабливаться к окружающей среде. Установив общие принципы уравнения в любых системах, можно попытаться определить, как должна быть организована система, чтобы она работала наиболее эффективно.

Подход к исследованию проблем  уравнения от общего к частному, от абстрактного к конкретному получил название системного. Такой подход обеспечивает возможность изучения большого количества альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений. Для него характерны поиск лучшего решения, при функционировании которого возникла данная система.

Теория систем связана с именем русского философа А.А. Богданова. Он разработал теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Адаптированная, как правило, функционирующая система способна отторгнуть лишний элемент, но если какая-нибудь функциональная часть ее выйдет из строя, то под угрозой будет работа системы в целом.

Основными принципами системного анализа являются:

1. Принцип наименьшего  действия. Заключается в том, чтобы воздействие на систему было достаточное, но минимальное — иначе система может погибнуть.

2. Принцип экономии  энтропии (сопротивление при развитии системы).

3. Саморегулирование  открытых систем, т.е. система всегда стремится к увеличению, более простые системы преобразуются в более сложные.

4. Принцип иерархичности  (иерархии) - для правильной реакции на изменения внешней среды необходимо иерархическое управление управляющего субъекта.

5. Принцип обучаемости системы (поскольку система открытая).

6. Принцип эквивалентности  - получение одного и того же  результата разными путями.

Классификация систем обширна: по происхождения, по специфике содержания, по объективности существования, по степени связи с окружающей средой, по месту иерархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация  как социальная система. Законы  и принципы организации.

В теории организации  рассматриваются преимущественно  социальные системы. Основной связующий  элемент социальной системы - человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть: образовательными, экономическими, медицинскими, правовыми.

Социальная  система - это упорядоченность в определенном отношении, множество взаимодействующих отношений групп, индивидов. Наличие человеческого компонента - важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других систем.

Социальные системы, которые  реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.

Общие систематизирующие  факторы социальных систем:

1. конкретная общая  цель всех совокупностей компонентов;

2. осознание каждым  компонентом своих задач и  понимания общей цели;

3. выполнение каждым  элементом своих функций, вытекающих  из поставленных задач;

4. наличие органа управления;

5. обязательная обратная связь.

Признаки социальной организации:

- разновидность соц.  системы;

- объединение людей,  общие цели;

- элемент общественной  системы;

- организация социальная  и объект и субъект;

- самостоятельная подсистема  общества;

- внутренняя упорядоченность систем;

- формальная структура  (заданность организованных норм  и действий).

Все организации  строятся на иерархических принципах:

1. централизация и  линейная подчиненность (низшие - высшему);

2. личная зависимость  одного человека от другого  (один может оказывать влияние на другого человека);

3. иерархия - функционирует  как власть (родители принуждают  детей);

4. по горизонтали проявление  иерархии (сэс, пожарная служба).

Одной из самых характерных  черт организации является взаимодействие с внешней средой.

С точки зрения к среде: адаптивные и неадаптивные.

Внешняя среда - это те факторы, которые не входят в организацию, но влияют на организацию.

Это - политические, экономические  условия; условия потребителей и  смежников; информационное поле; конкурирующая организация; система ценностей в обществе; общественные теории, взгляды; техника и технология. Чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность, устойчивую функционнрованность она имеет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Виды социальных  организаций в обществе (административные, союзные, ассоциативные) и их  особенности как объектов управления.

Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Важнейшими признаками организации являются - управление для достижения цели,  внутренняя организационная культура.

В обществе образуются следующие  организационные формы:

1. Деловые организации. Некоммерческие – предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг. Коммерческие – торговые, производственные, обслуживающие. Предприятия умственные – образование, культура, медицина, управление, научные организации.

2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» (определены уставом) и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников.

3. Ассоциативные организации — семья, научная школа, неформальная группа, поселение, религиозная группа, профессиональные общества, а также ассоциации членов, которой связывают общие увлечения (клуб собаководов, общество охраны природы).

 Союзные организации  — это разновидность общественной  организации, предоставляющая собой  добровольный союз разных категорий населения, объединяющихся вокруг конкретных общественных и групповых целей и действующий на основе совместно принятого устава, программ, выборности руководства. По задачам подразделяются на: политические, профессиональные, научные, творческие и т.п. По общественной роли выделяют: массовые, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности, интересы своих членов (партии и общество рыболовов).

Административные организации  — к ним относятся частные  или государственные фирмы, учебные, лечебные и иные прибыльные и неприбыльные организации. В таких организациях помимо работников есть материально-техническая база, финансовая, документальная система. Их наличие не зависит от состава и состояния персонала, хотя персонал может влиять на их качественные и количественные параметры.

Макс Вебер выделил 7 основных характерных черт административной организации (бюрократии):

1. Разделение труда.

2. Порядок подчиненности  представляет собой иерархию выше и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников.

3. Публичный офис (канцелярия  или «бюро») — основа бюрократии, где собраны письменные документы,  справочники о деятельности учреждения.

4. Официальная процедура  подготовки должностных лиц в  организации.

5. Наличие штатных  сотрудников.

6. Правила, достаточно общие, регулирующие режим работы.

7. Лояльность каждого  работника по отношению к организации,  стремление следовать установленным  правилам. Преданность организации.

Все это вместе взятое делает поведение сотрудников организации  предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников, а это является основными факторами, способствующими повышению эффективности и производительности труда. Сочетание перечисленных выше элементов придает конечному результату довольно обезличенный характер, но для административных организаций это предпочтительнее, чем неповиновение, неэффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Структура  социальных организаций: элементы, общие характеристики и закономерности.

Структура - это логическое соотношение уровней организации  и функциональных зон (это развернутая цель организации). Из структуры видна реальная цель организации.

Информация о работе Основы управления