Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
1. Понятие управления. Система знаний науки управления.
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
Управление как системное отношение субъекта и объекта и обусловлено:
- наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);
- существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления).
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида: государственное (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).
Существует три принципиально различных инструмента управления, воздействия на людей:
- иерархия, т.е. организация,
в основе которой лежит
- культура, т.е. комплекс разрабатываемых и признаваемых обществом и организацией ценностей социальных норм и установок, шаблонов поведения.
- рынок, т.е. сеть
равноправных отношений по
Сегодня наблюдается комплексное сочетание этих вариантов, и в зависимости от удельного веса каждой части определяется тип системы управления.
Эволюция управления заключается в использовании достижений ряда наук для решения главной задачи - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и использующих для этого многообразные ресурсы.
1. Первый подход в теории управления - «тейлоризм», т.е. попытка перенесения идей инженерных наук на управление производством и госуправление (механистический или технократический подход).
2. Следующий шаг - формирование
и распространение «принципов
управления» Файоля (Франция), ориентированных
на построение формальных
3. Третий шаг - зарождение
в 30-е годы «школы
4. Развитие в 50-60-е годы количественных методов обоснования решения (вторжение в науку управления математики и компьютерных методов информационного обеспечения).
5. 70-е годы - зарождение
«ситуационного подхода»
6. 80-е годы - оценка
значения «организационной
7. 90-е годы - комплексный подход.
2. Системный
анализ как метод науки
Системный анализ – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и объект в целом, представив его в качестве системы.
Система – есть комплекс элементов находящихся во взаимосвязи. Целостность одно из отличительных черт системных объектов.
Основным систематизирующим
Все системы состоят из более мелких подсистем, которые, в свою очередь, являются системами для других более мелких подсистем (завод - цех - бригада - отдел - сектор и т.д.).
Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые (но также есть искусственные, динамические, материальные и т.д). С точки зрения к среде: адаптивные и неадаптивные. Все закрытые системы имеют четкие фиксированные границы и не зависят от внешней среды. Все организации являются сложными открытыми системами. Они взаимодействуют с внешней средой, не являются самообеспечивающимися и зависят от информации, энергии, поступающей извне. Открытая система имеет свойство приспосабливаться к окружающей среде. Установив общие принципы уравнения в любых системах, можно попытаться определить, как должна быть организована система, чтобы она работала наиболее эффективно.
Подход к исследованию проблем уравнения от общего к частному, от абстрактного к конкретному получил название системного. Такой подход обеспечивает возможность изучения большого количества альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений. Для него характерны поиск лучшего решения, при функционировании которого возникла данная система.
Теория систем связана с именем русского философа А.А. Богданова. Он разработал теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Адаптированная, как правило, функционирующая система способна отторгнуть лишний элемент, но если какая-нибудь функциональная часть ее выйдет из строя, то под угрозой будет работа системы в целом.
Основными принципами системного анализа являются:
1. Принцип наименьшего действия. Заключается в том, чтобы воздействие на систему было достаточное, но минимальное — иначе система может погибнуть.
2. Принцип экономии энтропии (сопротивление при развитии системы).
3. Саморегулирование открытых систем, т.е. система всегда стремится к увеличению, более простые системы преобразуются в более сложные.
4. Принцип иерархичности (иерархии) - для правильной реакции на изменения внешней среды необходимо иерархическое управление управляющего субъекта.
5. Принцип обучаемости системы (поскольку система открытая).
6. Принцип эквивалентности - получение одного и того же результата разными путями.
Классификация систем обширна: по происхождения, по специфике содержания, по объективности существования, по степени связи с окружающей средой, по месту иерархии.
3. Организация
как социальная система.
В теории организации
рассматриваются
Социальная система - это упорядоченность в определенном отношении, множество взаимодействующих отношений групп, индивидов. Наличие человеческого компонента - важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других систем.
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.
Общие систематизирующие факторы социальных систем:
1. конкретная общая
цель всех совокупностей
2. осознание каждым компонентом своих задач и понимания общей цели;
3. выполнение каждым
элементом своих функций,
4. наличие органа управления;
5. обязательная обратная связь.
Признаки социальной организации:
- разновидность соц. системы;
- объединение людей, общие цели;
- элемент общественной системы;
- организация социальная и объект и субъект;
- самостоятельная подсистема общества;
- внутренняя упорядоченность систем;
- формальная структура
(заданность организованных
Все организации строятся на иерархических принципах:
1. централизация и линейная подчиненность (низшие - высшему);
2. личная зависимость одного человека от другого (один может оказывать влияние на другого человека);
3. иерархия - функционирует как власть (родители принуждают детей);
4. по горизонтали проявление иерархии (сэс, пожарная служба).
Одной из самых характерных черт организации является взаимодействие с внешней средой.
С точки зрения к среде: адаптивные и неадаптивные.
Внешняя среда - это те факторы, которые не входят в организацию, но влияют на организацию.
Это - политические, экономические условия; условия потребителей и смежников; информационное поле; конкурирующая организация; система ценностей в обществе; общественные теории, взгляды; техника и технология. Чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность, устойчивую функционнрованность она имеет.
4. Виды социальных
организаций в обществе (административные,
союзные, ассоциативные) и их
особенности как объектов
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Важнейшими признаками организации являются - управление для достижения цели, внутренняя организационная культура.
В обществе образуются следующие организационные формы:
1. Деловые организации. Некоммерческие – предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг. Коммерческие – торговые, производственные, обслуживающие. Предприятия умственные – образование, культура, медицина, управление, научные организации.
2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» (определены уставом) и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников.
3. Ассоциативные организации — семья, научная школа, неформальная группа, поселение, религиозная группа, профессиональные общества, а также ассоциации членов, которой связывают общие увлечения (клуб собаководов, общество охраны природы).
Союзные организации
— это разновидность
Административные организации — к ним относятся частные или государственные фирмы, учебные, лечебные и иные прибыльные и неприбыльные организации. В таких организациях помимо работников есть материально-техническая база, финансовая, документальная система. Их наличие не зависит от состава и состояния персонала, хотя персонал может влиять на их качественные и количественные параметры.
Макс Вебер выделил 7 основных характерных черт административной организации (бюрократии):
1. Разделение труда.
2. Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников.
3. Публичный офис (канцелярия
или «бюро») — основа бюрократии,
где собраны письменные
4. Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации.
5. Наличие штатных сотрудников.
6. Правила, достаточно общие, регулирующие режим работы.
7. Лояльность каждого
работника по отношению к
Все это вместе взятое
делает поведение сотрудников
5. Структура
социальных организаций:
Структура - это логическое
соотношение уровней