Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 11:20, курс лекций
Всякая трудовая деятельность независимо от сферы ее приложения и профессии работающего предполагает наличие пяти составляющих частей. К ним относятся:
1. предмет труда – все то, на что направлен труд, что подлежит преобразованию в процессе труда для придания ему свойств, полезных человеку.
2. средства труда – орудия труда, при помощи которых человек воздействует на предмет труда.
3. технология деятельности – способ воздействия на предмет труда, определенная последовательность действий и методов воздействия на предмет труда с целью получения заранее намеченного результата.
4. организация труда – определенный порядок осуществления трудового процесса, который складывается из производственного взаимодействия людей со средствами производства и друг с другом и обеспечивается созданием необходимых условий труда.
5. целесообразная деятельность работника, который при помощи средств труда, технологии и определенной организации осмысленно воздействует на предмет труда для придания ему свойств, удовлетворяющих определенные потребности человека.
Типовой проект организации рабочего места – организационный документ, в котором сосредоточены типовые, т.е. характерные для многих рабочих мест определенной специальности решения и рекомендации по оснащению и планировке рабочего места. Целесообразно разрабатывать типовые проекты для массовых должностей и профессий рабочих и служащих.
Типизация не может быть самоцелью. Она направлена на достижения экономического эффекта от использования типовых решений, иначе типизация не имеет экономического смысла.
Стандартное содержание типового проекта организации рабочего места складывается из следующих частей: 1. введение; 2. назначение и характеристика рабочего места; 3. оснащение; 4 планировка; 5. требования техники безопасности и охраны труда; 6. основные требования к работнику; 7. документация на рабочем месте; 8. расчеты экономической эффективности от использования типового проекта.
Вопрос № 4.
Под аттестацией рабочих мест понимают их комплексную проверку на соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требованиям.
Сплошная
инвентаризация рабочих мест, т.е. подсчет
их количества с учетом разных классификационных
признаков, обычно проводится перед
применением разработанной
Рабочие места на промышленных предприятиях аттестовываются по трем группам вопросов.
Работу по аттестации рабочих
мест персонала проводили
По итогам проверки принималось одно из трех возможных решений:
Министерство труда и социального развития РФ своим постановлением от 14 марта 1997 г. утвердило «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». В «Положении» детально представлены рекомендуемые методика и организация проведения аттестации рабочих мест, но относятся они только к вопросам оценки условий труда на рабочих местах. Такую аттестацию рекомендуется проводить не реже одного раза в пять лет.
Для организации работы по аттестации и рационализации рабочих мест на предприятии целесообразно создать комиссию по проведению этой работы, в обязанности которой должно входить следующее:
-
разработка методики
- разработка плана проведения аттестации рабочих мест по подразделениям предприятия;
- создание рабочих групп для проведения инвентаризации и аттестации рабочих мест;
-
планирование и организация
-
контроль исполнения плана
По результатам аттестации для рабочих мест, требующих рационализации, составляется план, в котором следует указывать: а) наименование рабочего места; б) виды работ по его рационализации; в) сроки проведения работ; г) затраты на рационализацию; д) подразделения или исполнители работ по рационализации рабочего места; е) отметка о сроке исполнения.
Лекция 7. Организация обслуживания рабочих мест.
Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания.
Обслуживание рабочих мест – это задача техническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Этот нюанс имеет принципиальное значение.
Организация рабочего места – это формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение. Организация же обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.
Организация обслуживания рабочего места близка по характеру к кооперации труда. И здесь и там имеет место взаимодействие между рабочими местами. Различие между ни ми состоит в том, что пери кооперации взаимодействуют работники, технологически связанные выполнением определенной работы. При обслуживании рабочего места такой прямой связи нет. Здесь вспомогательные службы помогают работникам выполнять свои производственные функции независимо от того, в каком технологическом процессе работники заняты.
Для того, чтобы лучше уяснить особенности такого взаимодействия, необходимо рассмотреть виды или функции обслуживания рабочих мест и их структуру. Структура обслуживания образуется из:
-
обслуживания средств труда, - предполагает
ремонт и межремонтное
-
обслуживания предметов труда, -
состоит из работ по
- обслуживания работника – складывается из проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности, обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочем месте. Может быть организовано медицинское обслуживание, общественное питание и т.п.
Состав видов обслуживания и его объем должны быть обоснованы и соответствующим образом организованы.
В
содержание работ по осуществлению
ремонтного обслуживания оборудования
входит составление дефектных
Межремонтное обслуживание оборудования включает в себя профилактические его осмотры с целью установления состояния отдельных узлов и частей машин и механизмов по обеспечению безопасности и устранение выявленных неисправностей.
Поддержание
в рабочем состоянии, хранение и
выдача технологической и
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предприятии обеспечивают перемещение из одного подразделения в другое и между рабочими местами предметов труда, оборудования, готовых изделий и связанные с этим их погрузку и разгрузку.
Контрольная функция обслуживания направлена на осуществление контроля качества сырья, материалов, готовых изделий.
Функции обслуживания непосредственно работников заключаются в создании на рабочих местах соответствующих санитарно-гигиенических и других условий, о чем было сказано выше.
Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с требованиями НОТ, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанные группы вопросов:
Физическая норма обслуживания может быть представлена разными показателями. Для сырья, материалов – это может быть объем их разовой доставки или величина их неснижаемого запаса на рабочем месте. Для межремонтного обслуживания - указываются виды работ и их продолжительность, для ремонтных работ может быть указан вид ремонта и его продолжительность.
Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае этот может быть указание на периодичность обслуживания, в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания.
Таким образом, хорошо организованным будет такое обслуживание, при котором работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда, а работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.
Вопрос № 2.
Научная организация обслуживания рабочих мест достигается путем соблюдения некоторых принципов. Основные из них – системность, комплексность, плановость, предупредительность, своевременность, надежность, оперативность, экономичность.
Системность – принцип заключается в том, что организация обслуживания должна быть продумана досконально, здесь не должно быть второстепенных вопросов. При системном подходе важно точно сформулировать цель работы, а она состоит в том, что работа по обслуживанию должна быть подчинена потребностям обслуживаемых рабочих мест.
Комплексность состоит в том, что необходимо организовать в равной степени хорошо все виды обслуживания. Если при высоком уровне обслуживания по одним функциям будут упущения по другим, то в целом система обслуживания не будет отвечать своим требованиям. Комплексная проработка организации обслуживания означает ее всесторонность, охват всех вопросов обслуживания по всем производственно значимым функциям обслуживания. полнота обслуживания достигается согласованностью по времени всех видов обслуживания.
Плановость обслуживания означает, что оно должно быть частью внутрипроизводственного планирования. Планирование обслуживания необходимо проводить заблаговременно, регулярно, в строго определенные и обоснованные промежутки времени.
Предупредительность обслуживания означает такую его организацию, которая не допускает остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность – это заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья на рабочем месте, необходимых для бесперебойной работы.
Чтобы достигнуть предупредительности обслуживания, предметы переменного оснащения рабочего места комплектуются заранее: к началу работы все необходимое должно находиться на рабочем месте.