Микроэкономический анализ частного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена микроэкономическому анализу частного предприятия «Дока НН», производящего пластиковые окна ПВХ-профиля.
Выбор именно этого товара предметом моей курсовой работы обусловлен широкими перспективами роста, открывающимися перед рынком пластиковых окон.
Окна из пластикового профиля впервые начали производить в Германии в середине прошлого века. В России первые такие окна появились в 90-х годах двадцатого века. Общий объем российского рынка окон из ПВХ профиля в 2005 году составил 575 млн. долларов США. Начиная с 2003 года, ежегодный прирост рынка составляет порядка 27%. За последние 4-5 лет, по оценкам экспертов, доля пластиковых окон в общем объеме остекления увеличилась почти в полтора раза, в частности, в 2003 году она составила по разным данным от 55 до 63%. В период до 2010 года, по оценкам экспертов, тенденция роста спроса на ПВХ сохранится - ежегодный рост спроса составит 6-7%. Таким образом, российский рынок поливинилхлорида можно отнести к активно и динамично развивающимся.

Содержание

Введение …. 2.
ГЛАВА 1.Анализ поведения потребителя на конкурентном рынке………………... 4.
1.1. Характер спроса с точки зрения потребительских предпочтений ...... 4.
1.2 Оценка бюджетных ограничений потенциальных покупателей пластиковых окон..… 10.
1.3. Оптимизация потребительского выбора ...... 13.
1.4 Оценка рыночного спроса на пластиковые окна ….. 19.
ГЛАВА 2. Анализ факторов производства в экономическом управлении фирмой…..... 21.
2.1 Анализ состава и структуры вводимых факторов производства на фирме ....... 21.
2.2 Определение производственной функции - объема производства……………………...... 23.
2.2.1. Производственные зависимости краткосрочного периода……………….….……….24.
2.2.2. Производственные зависимости долгосрочного периода………………………...….27.
2.3 Анализ издержек производства.. ….. 32.
2.3.1. Издержки краткосрочного периода………………………………………………..…. 33.
2.3.2. Издержки долгосрочного периода…………………………………………………..... 39.
2.4 Экономическая стратегия фирмы ..… 40.
Заключение …... 44.
Список литературы………………………………………………………………………...… 46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 511.00 Кб (Скачать)

       Эластичность - это относительное (или выраженное в процентах) изменение одной переменной в ответ на относительное (выраженное в процентах) изменение другой переменной.

       Существует  два основных вида эластичности: эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Разберемся подробнее с  каждым из них. 

       I. Эластичность спроса относительно цены (price elasticity of demand) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные.

       

       Где Epd — эластичность спроса по цене;

       rQ/Q — относительное изменение спроса;

       rP/P — относительное изменение цены.

       Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост же цен пластиковых окон на 10 рублей практически не ощутим для их покупателей.

       С увеличением цены объем спроса, как  правило, снижается и rQ < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

       Спрос называют эластичным, когда Epd >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Epd <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

       Если  изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Epd = 0.

       Определим эластичность рассматриваемой продукции  – пластиковых окон по формуле  дуговой эластичности:

       

       Таблица 2

       Эластичность  пластиковых окон

       Цена за шт. (руб.) Величина спроса в мес. (в шт.) Эластичность
       3400        200         
       3000        250        1,8
       2700        300        1,7
       2450        350        1,6
       2250        400        1,6
       Источник: ЧП «Дока  НН»
 

       Если  спрос по цене эластичный (Epd >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки.

       Если  спрос по цене неэластичен (Epd < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.

       Как видно, коэффициент эластичности на пластиковые окна больше единицы (Epd >1), это обозначает, что спрос по цене эластичен. Увеличение цены на 1% вызовет снижение объема спроса более чем на 1%. Следовательно, можно сделать вывод, что для увеличения выручки необходимо снижать цену, до тех пор, пока коэффициент эластичности не станет равен единице (при Epd = 1 выручка будет максимальной), и пока это позволяют издержки.

       Существует  несколько факторов, влияющих на эластичность. Это:

       1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. У пластиковых окон ПВХ-профиля нашей фирмы существуют такие субституты как пластиковые окна из дерева или алюминия, а также обычные, не пластиковые окна. Таким образом, это подтверждает высокую эластичность нашей продукции.

       2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса). Пластиковые окна как правило являются единичной, а не регулярной покупкой, и, учитывая, что средняя заработная плата в целом по России составляет не более 5.000 рублей, можно сказать, что удельный вес пластиковых окон в бюджете российских потребителей достаточно высок, что, опять же, свидетельствует об их высокой ценовой эластичности.

       3. Размер дохода.

       4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь. — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54. В нашем случае, пластиковые окна относятся к предметам роскоши.

       5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

       6. Ожидания потребителя. Говоря об эластичности спроса, нужно иметь в виду, что изменения в ценах происходят во времени, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Если рассматривать пластиковые окна как нормальный товар, то при увеличении цены на пластиковые окна в коротком промежутке времени, покупатели предпочтут подождать, пока цена не упадет до приемлемого уровня, а в долгосрочном - покупать товары-заменители.

       7. Уровень насыщенности рынка товаром (чем насыщеннее, тем неэластичней спрос)

       II. Эластичность спроса относительно дохода (income elasticity of demand) - это изменение определенного количества потребляемого покупателем товара в результате изменения его дохода:

        ,

       гдеrQ/rI - степень изменения величины спроса при изменении дохода,

       Q - текущий уровень потребительского спроса,

       I - доход потребителя.

       Если  показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Edi < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром.

       Если  показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Edi > 0), благо является нормальным.

       Если 0 < Edi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).

       При Edi > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее. К этому относятся и пластиковые окна.

       1.2. Оценка бюджетных  ограничений потенциальных  покупателей пластиковых  окон.

       Потребительский выбор зависит не только от предпочтений индивида, но и определяется экономическими факторами, обусловливающими доступность для него того или иного товарного набора. Важнейшими ограничениями являются доход потребителя и цены благ, которые определяют бюджетное ограничение.

       Если  потребитель располагает денежным доходом, равным I, не делает никаких сбережений и полностью расходует свой доход на приобретение только двух товаров X и У, то его бюджетное ограничение можно записать так:

       I=PxQx + PyQy,

       где Px - цена товара X,

       Рy - цена товара У,

       Qx - количество товара X,

       Qy - количество товара У.

       Рассмотрим  график линий бюджетных ограничений  для офиса, который хочет купить пластиковые окна на сумму 50.000 рублей. Этот офис имеет возможность выбора между покупкой одностворчатых пластиковых окон с поворотно-откидными створками по 5.755 руб. за единицу продукции или двустворчатых пластиковых окон с поворотными и поворотно-откидными створками по 7.622 руб. каждое. В нижеследующей таблице приведены возможные варианты распределения средств, выделенных офисом, между двумя видами пластиковых окон:

       Таблица 3.

       Комбинации  двух видов окон для  покупателя с бюджетом 50.000 руб.

Одностворчатое  с поворотно-откидной створкой, в  шт.  
8,7
 
6
 
4,3
 
2,6
 
0
Двустворчатое с поворотной и поворотно-откидной створками, в шт.  
0
 
2
 
3,3
 
4,6
 
6,6
 

       

       Рис. 2. Графическое отображение  бюджетного ограничения.

       Бюджетная линия ограничивает сверху множество  недоступных для потребителя  товарных наборов. Пропорция возможной замены потребителем одного товара другим отражается наклоном бюджетной линии, который зависит от цен товаров. Т.е., каждое следующее двустворчатое окно потребитель может купить, жертвуя несколькими одностворчатыми окнами, т.к. цена за 1 двустворчатое окно выше, чем за 1 одностворчатое окно. Наклон линии бюджетного ограничения равен отношению цен соответствующих товаров:

       

       В любой точке кривой бюджетные  ограничения одинаковы.

       Сдвиг бюджетной линии может быть вызван изменением доходов потребителя  или изменением цен. Если сумма, выделенная на покупку пластиковых окон, снизится, офису придется закупить меньшее их количество. Графически это выразиться в смещении бюджетной линии вниз параллельно самой себе (рис. 3). И, наоборот, увеличение офисом суммы, выделенной на покупку пластиковых окон, приведет к возможности приобретения большего количества желаемой продукции и сместит бюджетную линию параллельно самой себе вверх. Рассмотрим две ситуации:

       1). Офис увеличил сумму на 30% и  она составила 65000 руб. 

       2). Офис снизил сумму, выделенную на покупку пластиковых окон на 30% и она составила 35000 руб.

       Таблица 4

       Комбинации  двух видов окон при  увеличении и уменьшении денежных средств

 
 
 
   Доход 65000руб. 
   
 Одностворчатое  с поворотно-откидной створкой, в  шт.  
  11,3
 
  7
 
  4,3
 
  0
 Двустворчатое с поворотной и поворотно-откидной створками, в шт.  
  0
 
  3,3
 
  5,2
 
  8,5
 
 
   Доход 35000руб. 
   
 Одностворчатое  с поворотно-откидной створкой, в  шт.  
  6,1
 
  3,5
 
  2,6
 
  0
 Двустворчатое с поворотной и поворотно-откидной створками, в шт.  
  0
 
  2
 
  2,7
 
  4,6

       

       Рис.3. Сдвиг бюджетной  линии по причине  изменения дохода потребителя

       Изменение уровня цен может также по-разному  повлиять на положение бюджетной  линии. Одновременное изменение цен обоих товаров равносильно изменению дохода. Если цены на оба товара будут пропорционально возрастать, то бюджетная линия сместиться параллельно самой себе вниз (при постоянном номинальном доходе, выраженном в денежных единицах). А если цены на оба товара будут одновременно падать, бюджетная линия сместиться параллельно вверх. Это происходит из-за равенства углового коэффициента бюджетной линии отношению цен: угол наклона новой бюджетной линии в этом случае останется неизменным.

Информация о работе Микроэкономический анализ частного предприятия