Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена микроэкономическому анализу частного предприятия «Дока НН», производящего пластиковые окна ПВХ-профиля.
Выбор именно этого товара предметом моей курсовой работы обусловлен широкими перспективами роста, открывающимися перед рынком пластиковых окон.
Окна из пластикового профиля впервые начали производить в Германии в середине прошлого века. В России первые такие окна появились в 90-х годах двадцатого века. Общий объем российского рынка окон из ПВХ профиля в 2005 году составил 575 млн. долларов США. Начиная с 2003 года, ежегодный прирост рынка составляет порядка 27%. За последние 4-5 лет, по оценкам экспертов, доля пластиковых окон в общем объеме остекления увеличилась почти в полтора раза, в частности, в 2003 году она составила по разным данным от 55 до 63%. В период до 2010 года, по оценкам экспертов, тенденция роста спроса на ПВХ сохранится - ежегодный рост спроса составит 6-7%. Таким образом, российский рынок поливинилхлорида можно отнести к активно и динамично развивающимся.
Введение …. 2.
ГЛАВА 1.Анализ поведения потребителя на конкурентном рынке………………... 4.
1.1. Характер спроса с точки зрения потребительских предпочтений ...... 4.
1.2 Оценка бюджетных ограничений потенциальных покупателей пластиковых окон..… 10.
1.3. Оптимизация потребительского выбора ...... 13.
1.4 Оценка рыночного спроса на пластиковые окна ….. 19.
ГЛАВА 2. Анализ факторов производства в экономическом управлении фирмой…..... 21.
2.1 Анализ состава и структуры вводимых факторов производства на фирме ....... 21.
2.2 Определение производственной функции - объема производства……………………...... 23.
2.2.1. Производственные зависимости краткосрочного периода……………….….……….24.
2.2.2. Производственные зависимости долгосрочного периода………………………...….27.
2.3 Анализ издержек производства.. ….. 32.
2.3.1. Издержки краткосрочного периода………………………………………………..…. 33.
2.3.2. Издержки долгосрочного периода…………………………………………………..... 39.
2.4 Экономическая стратегия фирмы ..… 40.
Заключение …... 44.
Список литературы………………………………………………………………………...… 46
Однако возможен случай, когда цены на различные виды окон будут по-разному меняться относительно друг друга. Можно рассмотреть пример с ценами на окна из алюминия и из ПВХ-профиля. В последнее время вследствие подорожания комплектующих, стоимость окон из ПВХ-профиля увеличилась в среднем на 10%. То есть цена окна ПВХ-профиля повысилась с 5.755 до 6.330 рублей, а цена окна того же размера из алюминия не изменилась и осталась равной 17.430 руб. В этом случае, если бы офис выбирал между разными видами окон - из алюминия или из поливинилхлорида, - то при выделенной на окна сумме в 50.000 руб. изменение в его бюджетном ограничении выглядело бы следующим образом:
Чтобы описать влияние изменения цены пластиковых окон на бюджетную линию, мы можем использовать уравнение А = (I/Ра)-(Pb/Ра). Тогда отрезок, отсекаемый на оси, соответствующей окнам из алюминия, останется неизменным, но угловой коэффициент изменится с Ра / Рв = 17430руб / 5755руб = 3,03 до 17430руб / 6330руб = 2,75. На рисунке 4 мы получаем новую бюджетную линию MN’:
Рис.
4. Поворот бюджетной
линии при изменении
цены одного товара.
Потребитель, исходя из имеющихся ограничений (потребительский бюджет и цены товаров), стремится максимизировать полезность, т.е. добиться наибольшего возможного удовлетворения своих безграничных потребностей.
Понятие полезности обозначает степень удовлетворения, которая обеспечивается потреблением какого-либо блага. Полезность - это способность материального продукта или услуги удовлетворять какие-либо потребности людей.
Полезность имеет разное значение для потребителей и производителей. Потребители в основном придерживаются оценок полезности продуктов. Они рассматривают блага с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Субъективная оценка полезности во многом зависит от редкости самих продуктов и объема их потребления. Производители, в первую очередь, применяют объективную оценку создаваемых ими благ, то есть существующую независимо от воли и сознания человека, поскольку полезность этих благ неотделима от их вещественных свойств.
Относительно полезности, существует две концепции – ординалистская и кардиналистская. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Кардиналистская (количественная) теория исходит из того, что полезность различных благ соизмерима и ей можно дать количественную оценку: прямо - в неких гипотетических единицах, например, «утилах» (от англ., utility), или косвенно - в уплаченных за эти блага денежных единицах. Но количественные оценки полезности имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. К тому же этот подход не предусматривает возможности соизмерения получаемых разными потребителями объемов удовлетворения .
Удовлетворение, получаемое индивидом от потребления разных объемов благ, можно выразить при помощи функции общей полезности:
TU = f (Qa, Qb, … , Qz),
где TU - общая полезность товарного набора,
Qa, Qb, … , Qz - набор товаров а, b,..., z, потребленных за определенный период времени.
Общая полезность товарного набора является суммой предельных полезностей всех единиц, которые составляют данный набор благ. Предельная полезность (MU) какого-либо товара - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.
Общая полезность продолжает возрастать до тех пор, пока возрастает предельная полезность. С убыванием предельной, рост общей полезности становится все более медленным и затем переходит в убывание при отрицательной предельной полезности.
По первому закону Госсена, «величина одного и того же удовольствия уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытываем это удовольствие». Функция предельной полезности на направлена вниз, достигает точки полного насыщения там, где MU = 0.
По второму закону Госсена, основное условие максимизации полезности таково: потребитель максимизирует полезность, т.е. достигает максимальной общей полезности, когда предельная полезность последней денежной единицы, потраченной на тот или иной товар, является в точности такой же, как и предельная полезность последней денежной единицы, потраченной на любой другой товар.
Ординалистская концепция (порядковая теория полезности) более абстрактна, чем кардиналистская, и основана на менее жестких допущениях. Здесь от потребителя не требуется способности измерения полезности того или иного блага. Достаточно, чтобы он был способен упорядочить все товарные наборы по степени их предпочтительности и выбрать наиболее предпочтительную альтернативу из всех доступных. Порядковый подход к анализу полезности требует принятия некоторых аксиом:
1). Аксиома полной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить альтернативные наборы благ при помощи отношений предпочтения или безразличия.
2). Аксиома транзитивности. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Например, если товарный набор А предпочтительнее, с точки зрения потребителя, набора В, а последний - набора С, то набор А предпочтительнее набора С.
3). Аксиома ненасыщаемости. Потребитель всегда предпочитает большее количество благ меньшему. Если набор А содержит большее, чем набор В, количество единиц хотя бы одного товара (при равном количестве единиц других товаров), то товарный набор А предпочтительнее набора В.
4). Аксиома рефлективности. При наличии двух одинаковых благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого.
В графической форме порядковый подход к анализу полезности представляется при помощи кривых безразличия. Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет такое сочетание двух товарных наборов (или товаров), что потребителю безразлично, какой из этих двух наборов выбрать, поскольку каждый из них обеспечивает его одним и тем же уровнем полезности. На рис.5 построим кривую безразличия для покупателя пластиковых окон. На этом же графике отметим бюджетную линию этого потребителя (с бюджетом 50.000 руб.).
Рис. 5. Положение равновесия потребителя
Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность обоих товаров при любой их комбинации, следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию товаров он купит.
Выпуклая форма кривой безразличия объясняется уменьшающейся предельной полезностью товаров.
Множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням удовлетворения для данного потребителя, называется картой безразличия.
Рис. 6. Карта кривых безразличия.
Как правило, кривая безразличия выпукла относительно начала координат. Это является следствием закона замещения: чем дефицитнее благо, тем больше относительная стоимость его замещения, так как предельная полезность относительно дефицитного блага выше, чем предельная полезность блага, находящегося в относительном изобилии.
Для измерения пропорции, в которой потребитель готов заменить один товар другим, используют показатель предельной нормы замещения (MRSxy) - это количество блага У, от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну единицу блага X, оставаясь при этом на том же уровне удовлетворения, т.е. на той же кривой безразличия.
Предельная
норма замещения
Если предельная норма замещения - величина постоянная, значит, два товара полностью взаимозаменяемы.
Предельную
норму замещения можно
Предельная
норма замещения
Эффект дохода - это изменение объема потребления товара в результате изменения его цены, которое увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при ее повышении) реальный доход потребителя. Эффект замены - это изменение объема потребления товаров в результате относительного изменения их цен (рост потребления относительно подешевевшего товара и снижение потребления относительно подорожавшего товара). Любое изменение цены приводит к появлению этих эффектов, поскольку оно меняется как объем доступных наборов благ, так и их относительные цены.
Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям ординалистской теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Версия, предложенная Хиксом, более общая.
Разложение общего изменения цены на эффект дохода и эффект замещения по Хиксу рассмотрим на примере фирмы, которая решила заменить окна во всех своих офисах. Фирма хочет ежемесячно закупать на сумму 140.000 рублей окна двух видов: пластиковые окна и окна из алюминия. Рассмотрим нашу ситуацию на рис.7.
Рис.7. Эффект дохода и эффект замещения.
Бюджетная линия M1N1 соответствует сумме 140.000 и ценам 7.000 руб. за окно ПВХ-профиля и 17.000 руб. за окно из алюминия. Касание этой бюджетной линии с кривой безразличия U1 определяет наиболее подходящее фирме положение, которому соответствует объем покупки окон из поливинилхлорида в количестве 18 единиц продукции. В случае повышения цены на окна ПВХ-профиля до 8.200 руб. и неизменном денежном доходе бюджетная прямая займет положение M1N2. Она касается более низкой кривой безразличия U2 в точке, которой соответствует покупка пластиковых окон в размере 15 единиц. Таким образом, общий результат повышения цены на пластиковые окна выражается в снижении количества их покупки с 18 до 15 штук.
Теперь
определим, каким должен был бы быть
денежный доход потребителя, чтобы
при изменившемся соотношении цен обеспечить
ему прежний уровень удовлетворения. Для
этого проведем вспомогательную бюджетную
прямую M2N3, параллельную линии
M1N2 (т.е. отражающую новое соотношение
цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия
U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень
удовлетворения). Отметим точку касания
и соответствующий объем покупки окон
из поливинилхлорида – 17 единиц продукции.
При переходе от первоначального к дополнительному
(расчетному) оптимуму реальный доход
потребителя не меняется, он остается
на прежней кривой безразличия U1.
Сдвиг от точки 1 к точке 3 и характеризует
эффект замены окнами из алюминия отосительно
подорожавших окон из поливинилхлорида.
Он равен разности 18 - 17 = 1. Следовательно,
эффект дохода составит 17 – 15 = 2.
1.4. Оценка рыночного спроса на пластиковые окна.
Кривая рыночного спроса представляет собой кривую, получаемую в результате суммирования значений абсцисс спроса каждого из потребителей пластиковых окон.
Следует отметить два момента:
Информация о работе Микроэкономический анализ частного предприятия