Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:08, курсовая работа
Целью работы является изучение путей повышения эффективности кооперирования производства на ЗАО «Атлант».
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Роль и значение кооперирования производства в хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………......5
# 1.1. Кооперирование как форма организации производства…………….5
# 1.2. Формы кооперирования производства………………………….…....7
# 1.3. Методы оценки уровня кооперирования производства………..…...9
2 Анализ уровня кооперирования производства ЗАО «Атлант»...……….......12
2.1. Характеристика производственно - хозяйственной деятельности
ЗАО «Атлант»…………….……………………………………………….12
2.2. Оценка уровня кооперирования производства в ЗАО «Атлант».....15
3 Оценка эффективности кооперирования на ЗАО «Атлант» и влияние на результативность его деятельности ………........................................................20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников …………………………………………..25
Приложение………………………………………………………………………36
Производственное кооперирование состоит в установлении длительных и устойчивых связей между самостоятельными предприятиями, цехами, участками по совместному изготовлению законченного продукта в течение всего его жизненного цикла. Это именно форма организации производства, хотя внешнее проявление – обычная торговля в виде оптовых поставок.
Производственное кооперирование (совместное производство) направлено на разграничение производственных программ участников такой кооперации. Договаривающиеся стороны заключают соответствующее соглашение, в соответствии с которым они устраняют или сокращают дублирование производства (выпуск одно и того же вида продукции) с целью уменьшения или ликвидации конкуренции на рынке между собой. Важнейшим условием таких соглашений является придание им кооперационного характера, укрепляющего производственное сотрудничество между участниками, которое проявляется в совместном производстве сложной конечной продукции, в установлении односторонних субподрядных поставок. Итогом производственного кооперирования выступает создание производственных совместных предприятий, которое получило название интегрированная кооперация. В данном случае происходит объединение нескольких предприятий под единую организационно-правовую форму для достижений в процессе совместной деятельности согласованных между собой целей [8,c.173].
С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины - сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.
В
условиях развивающейся экономической
интеграции целесообразно выделить в
отдельный вид межгосударственное кооперирование.
1.3
Методы оценки
уровня кооперирования
производства
Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия. Показатель – коэффициент кооперирования, характеризующий удельный вес кооперированных поставок во всём объёме материально-технического снабжения.
Удельный вес кооперированных поставок в общей себестоимости или стоимости произведенной предприятием продукции.
где
Ок - объем кооперированных
Оо - себестоимость или стоимость всей товарной продукции, руб.
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.
Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями:
- удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;
- удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и выпуске всей продукции;
- количеством предприятий, кооперирующихся с данным предприятием [9,c.183].
Экономическая эффективность классических форм кооперирования складывается из экономической эффективности специализации. Гораздо дешевле, например, получать кооперированные поставки, комплектующие от самостоятельных предприятий, чем производить их в небольших количествах для собственного потребления каждому предприятию. Инструменты и метизы, например, при кооперированных поставках в несколько раз дешевле, чем их производство на каждом предприятии. Здесь проявляется, безусловно, эффект крупномасштабного специализированного производства, эффект концентрации и специализации производства.
Экономическая эффективность кооперирования (и специализации) - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства.
Эффективность организационно-плановых мероприятий проявляется главным образом в снижении себестоимости за счет повышения производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная же часть экономического эффекта от специализации - следствие повышения технического уровня производства и качества продукции. Оба этих направления повышения эффективности производства действуют одновременно.
Концентрация производства конструктивно и технологически однородной продукции (то есть специализация) позволяет более эффективно использовать материально-вещественные и трудовые элементы производства.
Для
определения экономической
Эг = [(С, + Тр1) - (С2 + Тр2)] А2,
где А2 - годовой объем выпуска продукции (фактический) после проведения специализации; Тр1 и Тр2 - транспортные расходы по доставке готовой продукции до и после специализации; С1, С2- себестоимость единицы продукции до и после специализации [10,c.42].
С
целью более достоверного обоснования
эффективности специализации и кооперирования могут
приниматься в расчет и другие частные
показатели эффективности: среднегодовая
выработка на одного работающего, трудоемкость,
материалоемкость, фондоотдача, рентабельность
и др.
2.1
Характеристика
"Атлант"
наиболее известен как
Сегодня объединение "Атлант" осваивает выпуск и других видов продукции. В последнее время предприятием налажен выпуск стиральных машин. Предприятие, с каждым годом увеличивая выпуск бытовой техники, развивает производство торгового оборудования. Холодильные шкафы «АТЛАНТ», предназначенные для хранения и демонстрации продуктов питания, пользуются не меньшим спросом, чем бытовые холодильники и морозильники. Недавно предприятие представило на рынке свои новые разработки: встраиваемую электрическую конфорочную панель и электрический чайник. Закрытое акционерное общество "Атлант" – высокотехнологичное, динамично развивающееся предприятие. Оно идет в ногу со временем и стремится выпускать изделия, максимально отвечающие запросам современного потребителя.
На
ЗАО "Атлант" также изготавливают оборудован
Успех ЗАО "Атлант" тесно связан с высоким уровнем организации производства. На заводах ЗАО "Атлант" внедрено компьютерное трехмерное проектирование изделий, используется микропроцессорная техника при испытании новых образцов продукции, применяются новые технологии быстрого моделирования. Все это позволило повысить качество разработок, значительно сократить время на разработку и подготовку производства, улучшить потребительские свойства изделий и освоить новые направления в производстве бытовых электроприборов.
Непосредственно на ЗАО "Атлант" изготавливаются разные виды оснастки для производства холодильников и морозильников – штампы, литьевые формы, пресс-формы, формы для изделий из пенополистирола и пенополиуретана, вакуум-формы.
На основе многолетнего опыта создания бытовой техники и внедрения передовых технологий ЗАО «АТЛАНТ» развил многопрофильное производство промышленного оборудования, которое широко используется при производстве бытовой техники. Оно во многом определяет эффективность производства и создание конкурентоспособной продукции ЗАО «АТЛАНТ».
Технические возможности ЗАО "Атлант" позволяют быстро и качественно изготавливать как для своих заводов, так и для других предприятий воздуховоды и комплектующие для систем вентиляции.
Стратегической задачей ЗАО "Атлант" является развитие собственной базы по изготовлению специализированного оборудования, развитие мощностей для увеличения выпуска холодильников в объеме 1 200 000 шт.; расширение номенклатуры выпускаемых изделий за счет выпуска стиральных машин, электрических плит и другой бытовой техники.
Для достижения поставленных целей ЗАО "Атлант" планирует продолжать процесс модернизации оборудования, проводить работы по автоматизации техпроцессов, вести автоматизированный учет выпускаемой продукции, а также расширять ее ассортимент.
Каждый холодильник и морозильник, сходящий с конвейера завода, проходит функциональные испытания в соответствии с европейскими нормами качества, надежности и безопасности (ИСО 9001-2000). Поэтому белорусские холодильники и морозильники имеют устойчивый спрос не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Минский завод холодильников поставляет свою продукцию в Австралию, Германию, Йемен, Латвию, Литву, Монголию, Словакию, Францию, Швецию, Эстонию и т.д. – всего в 34 страны мира.
В состав закрытого акционерного общества «Атлант» входят предприятия: Минский завод холодильников, который выпускает бытовые холодильники, морозильники и вертикальные холодильники-витрины для торговых предприятий; Барановичский станкостроительный завод, который выпускает компрессоры для бытовых холодильников, технологические комплексы по переработке пластмасс, конвейерные системы; Завод бытовой техники, выпускающий стиральные машины и осваивающий производство других электробытовых приборов. Для осуществления контроля цен приобретаемых товаров, годовая потребность в которых менее 30 базовых величин в структуре ПЭО создана единица эксперта группы аналитического анализа, который отслеживает целесообразность закупок, оптимальный выбор предложений по срокам поставки, формам и срокам оплаты, гарантии, условиям послепродажного обслуживания.
На предприятии работает 547 человек.
Организационную структуру ЗАО «Атлант» можно охарактеризовать как иерархичную, с четко определенными ступенями подчиненности, распределенными обязанностями и персонализированной ответственностью. Организационная структура предприятия представлена в Приложении.
Основные показатели деятельности ЗАО «Атлант» рассмотрены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.Основные показатели деятельности ЗАО «Атлант» млн. руб.
Показатели | 2008 | 2009 | Отклонение
2009 к 2008 |
Темп роста
2009 к 2008, % |
1.Выручка от реализации без налогов | 1354,6 | 1600,7 | 246,10 | 118,2 |
2.Себестоимость товаров | 736,5 | 953 | 216,50 | 129,396 |
3.Налоги и сборы из выручки | 225,2 | 263,6 | 38,4 | 117,1 |
4. Расходы на реализацию | 248,5 | 252,6 | 4,0 | 101,6 |
5.Сальдо внереализационных доходов и расходов | -2,7 | -2,5 | 0,20 | 92,6 |
6.Прибыль до уплаты налогов | 147,1 | 134,0 | -13,1 | 91,1 |
7.Налоги из прибыли | 38,7 | 35,3 | -3,4 | 91,2 |
8.Прибыль отчетного года | 108,4 | 98,7 | -9,7 | 91,1 |
9. Численность работников | 8 | 9 | 1,00 | 112,5 |
10. Стоимость основного капитала млн.руб. | 5 | 12 | 7,00 | 240,0 |
11. Фондоотдача | 159,36 | 133,39 | -25,97 | 83,7021 |
12.Стоимость оборотного капитала | 56 | 62 | 6,00 | 110,714 |
13.Стоим. нормир. части обор.кап., | 120 | 121 | 1,00 | 100,833 |
14.Оборачиваемость | 24,19 | 25,82 | 1,63 | 106,732 |
15.Фонд заработной платы | 142,8 | 144,8 | 2,000 | 104,7 |
16.Средняя заработная плата 1 работнника в месяц | 1,488 | 1,341 | -0,15 | 90,13 |
17. Зарплатоотдача | 9,49 | 11,05 | 1,57 | 116,54 |
Информация о работе Кооперирование производства и его эффективность для предприятия