Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:08, курсовая работа
Целью работы является изучение путей повышения эффективности кооперирования производства на ЗАО «Атлант».
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Роль и значение кооперирования производства в хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………......5
# 1.1. Кооперирование как форма организации производства…………….5
# 1.2. Формы кооперирования производства………………………….…....7
# 1.3. Методы оценки уровня кооперирования производства………..…...9
2 Анализ уровня кооперирования производства ЗАО «Атлант»...……….......12
2.1. Характеристика производственно - хозяйственной деятельности
ЗАО «Атлант»…………….……………………………………………….12
2.2. Оценка уровня кооперирования производства в ЗАО «Атлант».....15
3 Оценка эффективности кооперирования на ЗАО «Атлант» и влияние на результативность его деятельности ………........................................................20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников …………………………………………..25
Приложение………………………………………………………………………36
Примечание.
Источник: собственная разработка по
данным предприятия
Выручка от реализации увеличивается с 1354,6 до 1600,7 млн.руб. 2009 г., и увеличилась на 18,2% с 2008 по 2009 гг.
Себестоимость продаваемого товара увеличилась на 29,4% в связи с ростом цен.
Расходы на реализацию также растут увеличивается с 248,5 млн.руб. в 2008 г. до 252,6 млн.руб. в 2009 г., и увеличилась на 1,63% с 2008 по 2009 гг.
Прибыль снизилась с 108,4 млн.руб. в 2008 г. до 98,7 млн.руб. в 2009 г., т.е. на 8,9%.
Стоимость основного капитала увеличилась на 140%, а фондоотдача снизилась на 16,3%.
Фонд заработной платы
Для
обеспечения основной стратегии
производственно-хозяйственной
2.2
Оценка уровня кооперирования
производства в ЗАО
«Атлант»
Очевидно, что выпуск такой сложной техники как холодильники, стиральные машины и пр. продукция ЗАО «Атлант» невозможен без кооперационного взаимодействия ЗАО «Атлант» и целого ряда поставщиков-соисполнителей. Более 40 % комплектующих изделий, используемых в производстве, сегодня приобретаются предприятием на основании заключенных договоров. Следовательно, предприятие представлено широким спектром взаимодействия в области кооперированных поставок.
Например, в состав закрытого акционерного общества «Атлант» как самостоятельная структурная единица входит Барановичский станкостроительный завод, который выпускает компрессоры для бытовых холодильников, технологические комплексы по переработке пластмасс, конвейерные системы. Практически вся продукция Барановичского станкостроительного завода используется при производстве холодильников Минским заводом холодильников. Большая часть выпускаемой Барановичским станкостроительным заводом технологической продукции (80%) потребляется другими предприятиями ЗАО «Атлант», остальная продукция (20%) находит сбыт за рубежом в России и Украине.
Таким
образом, наблюдается внутриотраслевая
кооперация, когда предприятие
Барановичский станкостроительный завод обладает юридической самостоятельностью, строит свои взаимоотношения с другими подразделениями предприятия (Минским заводом холодильников и Заводом бытовой техники) на договорной основе и на принципах полного коммерческого расчета. Барановичский станкостроительный завод имеет собственный баланс, который консолидируется с балансом ЗАО «Атлант». Отчетность Барановичского станкостроительного завода подлежит официальному контролю, его прибыль облагается налогами отдельно от материнской компании.
Ежемесячное планирование кооперированных поставок между ЗАО «Атлант» и Барановичским станкостроительным заводом осуществляется на основе месячного плана производства и норм расхода. На основе месячной потребности и ожидаемых остатков формируется план материально – технического обеспечения, в соответствии с которым формируются заказы поставщикам на отгрузку товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
Планирование материально-технического снабжения (МТС) ЗАО «Атлант» осуществляется на основе планов производства выпускаемой продукции и норм расхода, повышения эффективности производства, повышения качества выпускаемой продукции, графиков планово-предупредительных ремонтов, финансового плана. Ежегодно на основе годового плана производства и норм расхода разрабатывается потребность ЗАО «Атлант» в ТМЦ на год. На основе потребности на год и ожидаемых остатков на начало года формируется график заключения договоров (контрактов) на поставку ТМЦ от поставщиков.
При составлении графика заключения контрактов учитывается:
- объемы поставок и возможности поставщиков;
- коммерческие предложения поставщиков;
- уровень и стабильность цен;
- возможности поставщика выполнять экстренные заказы;
- качество закупаемой продукции;
- вид упаковки, тары, вид транспортного средства и размещение груза в нем;
- взаимоотношения с поставщиком по предыдущему договору (контракту);
- форма оплат за продукцию.
На основании графика заключения договоров подразделения МТС ЗАО «Атлант» заключает договора (контракты) на поставку ТМЦ в соответствии с действующим законодательством и стандартами предприятия.
Основными принципами, которыми руководствуется ОМТС в своей деятельности по закупке материалов, являются:
- поиск поставщиков –
- поиск поставщиков –
- заключение договоров с
несколькими поставщиками одной
и той же продукции для
обеспечения ритмичных
- развитие и поддержание долгосрочных отношений с постоянными партнерами, обеспечивающих ритмичные поставки, качество продукции и приемлемый уровень цен;
- снижение цен или поддержание их стабильности;
-
взаимоотношения с
Выбор поставщиков основывается на изучении рынка производителей и поставщиков, информации о трех и более поставщиках. Ежегодно составляется и в течение года актуализируется перечень потенциальных поставщиков, каждый из которых оценивается на основании установленных критериев оценки.
Основное предпочтение отдается непосредственным производителям продукции (прямые поставки).
ЗАО «Атлант» осуществляет закупки сырья, материалов и комплектующих на конкурсной основе путем проведения конкурсов, запросов ценовых предложений и оформления конкурсных листов в зависимости от ориентировочной стоимости предмета закупки (на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.06 № 529 «О государственных закупках». Это не касается поставщиков кооперированной продукции.
Для организации конкурсов и других процедур закупок на ЗАО «Атлант» создана единая (конкурсная, ценовая) комиссия в целях выбора оптимального поставщика закупаемых товаров.
Закупки ТМЦ по прямым договорам позволяют сократить расходы на приобретение: долгосрочное сотрудничество служит основой для сохранения цен на предыдущем уровне в течение длительного периода времени.
На
поставку ТМЦ в 2011 году планируется
заключить 145 договоров. Среднегодовая
потребность на 2011 год в основных материалах
и комплектующих по ЗАО «Атлант» представляет
в таблице 2.2.
Таблица
2.2.Среднегодовая потребность | |||||||
Наименование | 2008 | 2009 | 2010г. | Основные поставщики (РБ, РФ, дальнее зарубежье) | |||
материала | |||||||
натур. | млн. | натур. | млн. | натур. | млн. | ||
выраж. | руб. | выраж. | руб. | выраж. | руб. | ||
1. Материалы | |||||||
1.1.
Полистиролы и сополимеры |
28 | 96 | 35 | 130 | 40 | 150 | Беларусь, РФ |
1.2. Полиэтилен, т | 206 | 609 | 173 | 624 | 185 | 730 | Беларусь, РФ |
1.3. Полипропилен, т | 250 | 805 | 302 | 1056 | 340 | 1200 | Беларусь, РФ |
1.4. Прочие полимерные материалы, т | 36 | 249 | 38 | 279 | 40 | 295 | Беларусь, РФ |
1.5. Черный металл, т | 42 | 48 | 35 | 72 | 37 | 76 | Беларусь, РФ |
1.6. Цветной металл, т | 9 | 112 | 6 | 146 | 5 | 135 | Беларусь, РФ |
1.7. Тароупаковка | 64 | 38 | 39 | Беларусь | |||
Итого: | 1982 | 2344 | 2625 | ||||
2.Покупные комплектующие изделия – всего: | 320 | 516 | 622 | ||||
В том числе: | |||||||
2.1.Изделия
электронной техники ( |
78 | 108 | 120 | Беларусь | |||
2.2. Электродвигатели (для ТНП), шт | 4935 | 96 | 5247 | 106 | 4800 | 142 | Беларусь, РФ |
2.3. Прочие ПКИ | 146 | 302 | 360 | Беларусь | |||
Всего: | 2302 | 2860 | 3247 |
Примечание.
Источник: собственная разработка по
данным предприятия
Существует ряд проблем оперативного планирования, влияющих на осуществление процесса закупок:
- незначительные объемы закупок
ТМЦ по сравнению с
долей производства
- приобретение ТМЦ партиями в объеме месячной потребности, с одной стороны, увеличивается скорость оборачиваемости денежных средств, с другой, объем таких закупок не позволяет применить скидки при поставках со стороны поставщика.
Закупки материалов осуществляются регулярно партиями, обеспечивающими потребность производства, что позволяет ускорить оборачиваемость денежных средств, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий.
Подразделения, осуществляющие закупки ежемесячно проводят анализ наличие остатков на складах с недопущения сверхнормативных остатков.
Таким
образом, на рассматриваемом предприятии
– ЗАО «Атлант» кооперация получила
широкое развитие, что обусловлено материалоемкостью
продукции, а также использованием широкой
номенклатуры комплектующих изделий и
покупных полуфабрикатов в процессе производства.
Среди форм кооперации преимущественное
развитие получила внутриотраслевая.
Как видно из проведенного анализа, кооперация на рассматриваемом предприятии – ЗАО «Атлант» представлена достаточно широко. Тем не менее с целью снижения себестоимости продукции, увеличения загрузки производственных мощностей а также улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование кооперации рассматриваемого предприятия.
С
целью совершенствования
План кооперирования и специализации производства является составной частью плана развития промышленности. План развития специализации тесно связан с планами развития производства продукции в натуральном выражении, развития и внедрения новой техники и прогрессивных технологических процессов, производственных мощностей, капитальных вложений, с мероприятиями по совершенствованию управления промышленностью, оказывающими большое влияние на изменение уровня специализации.
Информация о работе Кооперирование производства и его эффективность для предприятия