Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.
Таблица 5
Взвешенные оценки конкурентоспособности факторов внутренней среды ОАО "РПО САМ"
Степень влияния на достижение краткосрочных целей
| Степень влияния на достижение долгосрочных целей
| Значение фактора
| Внутренние факторы
| |||
|
| + | Сила
| |||
0,06
| 0,06
| 1
| уровень квалификации кадров
| |||
|
| - | Слабость
| |||
0.06
| 0,07
| -1
| степень прогрессивности и структура оборудования
| |||
0.06
| 0,07
| -1
| прогрессивность используемой технологии и инструмента | |||
0,05
| 0,04
| -1
| возрастной состав работников
| |||
0.06
| 0,06
| -4
| стимулирование реализации кадрового потенциала
| |||
0,05
| 0,04
| -1
| уровень организации труда
| |||
0,05
| 0,04
| -3
| уровень организации производства
| |||
0,08
| 0,07
| -1
| профессиональный уровень управленческих кадров
| |||
0.07
| 0,07
| -5
| функционирование системы непрерывного управления качеством
| |||
0,05
| 0,04
| -1
| система стимулирования продаж
| |||
0,06
| 0.07
| -2
| наработанный имидж изготовителя | |||
0,07
| 0,07
| -4
| присутствие маркетингового подхода в управлении
| |||
0,06
| 0,07
| -2
| уровень инновационного потенциала
| |||
0,06
| 0,07
| -2
| уровень информационного потенциала
| |||
0,08
| 0,08
| -5
| величина внутренних источников финансирования
| |||
0,08
| 0,08
| -5
| возможность привлечения внешних финансовых ресурсов
|
Таблица 6
Взвешенные оценки факторов конкурентоспособности предприятия во внешней среде для ОАО "РПО САМ"
Степень влияния на достижение краткосрочных целей
| Степень влияния на достижение долгосрочных целей
| Значение фактора
| Внешние факторы
|
|
| +
| Возможности
|
0,07
| 0,05
| 1
| тенденции изменения курсов валют
|
0,05
| 0,05
| 4
| территориальное расположение
|
0,05
| 0.06
| 2
| изменения в налоговом законодательстве
|
0,07
| 0,06
| 2
| стабильность политической обстановки в стране
|
|
| - | Угрозы
|
0,05
| 0,05
| -3
| давление со стороны конкурентов существующих и угрозы со стороны потенциальных
|
0,07
| 0,06
| -2
| влияние потребителей: тенденции изменения потребностей и прогнозы размеров рынка
|
0,05
| 0,06
| -1
| влияние контактных аудиторий на реализацию конкурентного потенциала предприятия
|
0,06
| 0,07
| -3
| влияние поставщиков на реализацию конкурентного потенциала предприятия
|
0,04
| 0,05
| -1
| наличие протекционизма в политике относительно отечественного производства
|
0,05
| 0,08
| -1
| угроза появления техники нового поколения
|
0,07
| 0,06
| -5
| состояние финансирования отраслевых НИИ и КБ и наличие налаженных связей с ними
|
0,07
| 0,06
| -1
| макроэкономическая ситуация в стране
|
0,07
| 0,06
| -3
| уровень отраслевых издержек по сравнению с мировым уровнем
|
0,07
| 0,07
| -3
| условия предоставления кредитов
|
0,04
| 0,05
| -3
| соответствие производства законодательным требованиям в области охраны окружающей среды
|
0,07
| 0,05
| -2
| угроза возможного дефицита используемых истощаемых природных ресурсов
|
0,04
| 0,05
| -2
| влияние основных культурных ценностей на реализацию кадрового потенциала предприятия
|
Рис. 1. Схема оценки уровня конкурентоспособности.
Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 2). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 2 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.