Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.
Высокая материалоемкость отечественной продукции машиностроения является результатом не достаточного применения конструкционных материалов, заменяющих черные металлы, высокой конструктивной металлоемкости машин, повышенного удельного расхода материалов и энергии из-за ограниченного использования металлосберегающих технологий, незначительный объем использования пластмасс, легких сплавов и изделий порошковой металлургии. Поэтому в число показателей, характеризующих уровень применяемой технологии, необходимо включить показатель удельного веса применяемых новых конструкционных материалов.
Четких критериев определения прогрессивности технологии нет. Какую технологию считать прогрессивной для конкретного предприятия? Которая ранее не применялась на данном предприятии или это должно определяться по фундаментальности заложенных в ней научных идей ресурсосбережения, без-(мало-) отходности, надежности, социальной направленности (условия труда). Целесообразно, скорее, последнее, поэтому, считаем необходимым использовать экспертную оценку фазы жизненного цикла используемой на предприятии технологии.
Такие показатели, как фондовооруженность, фондоотдача отражают эффективность использования основных средств, а не их потенциальные возможности, поэтому являются мало информативными для данной цели оценки.
Для характеристики кадрового потенциала предприятия обычно используются показатели образовательно-
во-вторых, существующая на предприятии система материального стимулирования работников по сравнению с наработанным мировым опытом.
На степень реализации кадрового потенциала влияют также условия организации труда и существующий моральный климат в коллективе.
Уровень организации производства может быть определен как количественная характеристика степени соответствия форм организации производства параметрам производственного потенциала. Неправильно говорить о высоком уровне организации производства вообще. Правильнее говорить о высокой степени соответствия этого уровня всем другим факторам производства. Качественный анализ свободных производственных мощностей позволяет рассматривать вопрос об альтернативном их использовании.
Особое место в деятельности предприятий мирового машиностроения занимает обеспечение качества выпускаемой продукции. Потребителя продукции, безусловно, интересует авторитет фирмы-продавца на мировом рынке. Поэтому, необходимо уделять большое внимание тому, чтобы процесс изготовления продукции удовлетворял требованиям международных стандартов серии ISO 9000. Это означает, что все аспекты деятельности фирмы от проектирования оборудования до его эксплуатации должны отвечать требованиям мировых стандартов.
Что касается сырья и материалов, как фактора производства, то их влияние на способность предприятия выпускать конкурентоспособные товары и услуги, уже учтено в показателях, характеризующих прогрессивность используемой технологии и влияние внешних поставщиков. Поэтому, отдельная группа показателей нами не рассматривалась.
В современных условиях, все большее значение приобретают маркетинговые способности предприятия. Потребители продукции, в частности продукции машиностроения, стремятся приобрести не только сам продукт, но и весь комплекс связанных с ним услуг. Наличие на предприятии эффективно действующей службы маркетинга и проводимая сервисная политика является неотъемлемым атрибутом каждого предприятия, стремящегося занять лидирующее положение на рынке и должно стать одним из оцениваемых показателей.
Реклама является наиболее действенным инструментом в попытках изготовителей модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к предлагаемым товарам, создать положительный образ самого предприятия.
Способности к реализации продукции во многом определяются наработанным имиджем предприятия, умением использовать действенную систему скидок и приемлемые условия оплаты, а также наличием товаропроводящей сети.
Качество менеджмента предприятия зависит, в первую очередь, от профессионального уровня управленческих кадров, который определяется уровнем образования, опытом работы и частотой обновления знаний. Последний фактор особенно актуален в условиях непродолжительных жизненных циклов изделий.
Переориентация предприятий мирового машиностроения с концепции сбытового маркетинга на производственный привела к появлению такого понятия как маркетинговый подход в управлении, когда вся деятельность предприятия должна быть нацелена на удовлетворение потребностей потребителя. Без этого отечественные предприятия в условиях обострившейся конкурентной борьбы не смогут выжить. Количественных показателей здесь не может быть. Поэтому, мы предлагаем использовать независимую экспертную оценку степени присутствия маркетингового подхода в управлении предприятием.
Уровень инновационного потенциала определяется, прежде всего, уровнем проводимых на предприятии и используемых НИОКР (научная новизна разработок). Уровень последних характеризуется новизной научных идей, в них заложенных. Возможности предприятий отечественного машиностроения в области инноваций, помимо финансовой стороны, определяются, по большому счету, наличием собственной экспериментальной базы (как с технической, так и с кадровой стороны). Поэтому, в число показателей оценки инновационного потенциала должны быть включены экспертные оценки состояния собственной экспериментальной базы, а также новизна научных принципов, заложенных в опытных образцах.
Новый подход к информационным ресурсам в условиях конкурентного рынка состоит в том, что сегодня субъекту хозяйствования требуется информация о научно-технических достижениях, деловых партнерах, конкурентах, рынке продукции и услугах, сырье, финансовая и экономическая статистика. Без объективной, своевременной, достаточно полной информации управление предприятием просто не представляется возможным.
Поэтому, при оценке потенциала развития необходимо определить состояние информационной базы предприятия (экспертная оценка). Информационная база по новейшим достижениям (патентам), конкурентам, потенциальным клиентам должна определяться количеством и качеством получаемой информации по данным направлениям, уровнем используемых средств коммуникации для получения информации, а также степени ее использования в процессе управления уровнем конкурентоспособности.
Финансовый потенциал определяется финансовыми ресурсами. Величина внутренних источников финансирования определяется размером нераспределенной прибыли, а также суммой амортизационных отчислений. Возможность получения финансовых ресурсов извне определяется привлекательностью предприятия для потенциальных инвесторов, которая зависит от финансового состояния предприятия, а также от репутации предприятия в качестве надежного партнера.
Детальное рассмотрение методик финансового анализа выходит за рамки данной работы, поэтому для проведения оценки возможности предприятия по привлечению финансовых ресурсов извне воспользуемся совокупностью аналитических показателей для экспресс-анализа, приведенной в [81].
По результатам количественной или качественной оценки частных показателей группа экспертов оценивают уровень конкурентоспособности каждого фактора внутреннего потенциала по сравнению с наилучшим из возможных, на данный момент, значением.
Среднеотраслевой уровень в стране за базу сравнения брать нецелесообразно из-за современной тенденции глобализации рынков. Анализ частных показателей должен выливаться в ряд тезисов, которые послужат основой для разработки мер по росту или укреплению конкурентоспособности внутреннего потенциала предприятия.
Экспертная оценка проводится по подгруппам факторов по 10-балльной шкале (10 - максимальная оценка, 1 - минимальная).
Следующим шагом за бальной оценкой факторов конкурентоспособности является их отнесение к сильным или слабым сторонам предприятия. Для этого предлагается факторы с балльной оценкой от 1 до 5 включительно относить к «слабостям», факторы с балльной оценкой от 6 до 10 включительно - к составляющим его «силу». Шкала оценки заменяются с 10-балльной на шкалу с разбросом [-5;+5], где балл (-5) соответствует 1 десятибалльной шкалы, (-1) - 5, 1 - соответственно 6 баллам десятибалльной шкалы и т.д., О в оценке не используется. Полученные балльные значения факторов «силы» или «слабости» предприятия заносятся в таблицу для оценки внутреннего потенциала, разделенную на две части с соответствующим знаком.
Для определения сводного показателя конкурентоспособности внутреннего потенциала экспертами оценивается степень влияния каждого фактора на достижение краткосрочных и долгосрочных целей по 5-балльной шкале (1 - минимальное влияние, 5 - максимальное).
Затем, полученные оценки степени влияния каждого фактора нормируются отдельно по степени влияния на достижение краткосрочных и долгосрочных.
Анализ уровня конкурентоспособности внутреннего потенциала предприятия не может быть адекватным без анализа внешней среды на макро- и микро-уровнях.
Оценку факторов внешней среды предприятия на микро и макро уровнях невозможно оценить стандартным набором частных количественных показателей. Здесь, скорее, уместна экспертная оценка качественных характеристик внешней среды по подгруппам факторов с позиции их благоприятствования для реализации внутреннего потенциала предприятия.
Целью данной оценки является выявление различных возможностей и угроз для деятельности предприятия. Вопросы ситуационного анализа внешней среды в достаточной степени проработаны в литературе [13, 24, 89, 159].
1. Конкуренты. Уровень конкуренции определяется интенсивностью конкуренции в отрасли. Анализ факторов, определяющих интенсивность конкуренции, представлен в пункте 1.1 настоящей работы.
Необходимо учитывать помимо легального производства товаров-заменителей, практику противозаконной имитации и дублирования известных товаров, марок, марочных названий, товарных знаков.
2. Потребители. Влияние потребителей проявляется через уровень спроса на продукцию. Поэтому второй фактор внешней микросреды, который включается в оценку, мы определили как "уровень и тенденции спроса на рынке рассматриваемой продукции". Важной характеристикой рынка продукции является соотношение между спросом и предложением. Превышение предложения над спросом представляет для предприятия больше угрозу, чем возможность. Кроме того, в ситуации «рынка покупателя» должен присутствовать маркетинговый подход к управлению производством, об этом изложено выше. Маркетинговый подход требует учета следующих тенденций:
изменения объема спроса на продукцию, изменения требовательности потребителей, а также возможного изменения потребности. Прогноз относительно размеров рынка необходимо проводить с учетом фазы жизненного цикла спроса на продукцию.
3. Поставщики. Влияние поставщиков на реализацию конкурентного потенциала предприятия может осуществляться через диктат цен и через качество поставляемого сырья и материалов. Диктат цен обуславливается степенью монополизации рынка сырья и материалов (типом рыночной структуры).
Влияние качества поставляемого сырья и материалов можно охарактеризовать долей производственного брака по причине некачественного сырья. С другой стороны, для машиностроительных предприятий поставляемое сырье, материалы и комплектующие изделия оказывают влияние на возможности обновления выпускаемой продукции. Данное ограничение определяется уровнем развития сопутствующих отраслей, соответствием технического уровня поставляемых комплектующих требованиям конкурентоспособного производства.
4. Контактные аудитории. При оценке конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать влияние профсоюзов (особенно важно для предприятий, где большой трудовой коллектив, имеется профсоюзная организация и заключается коллективный договор), органов государственной власти, банков и прессы.
Внешняя среда на макро-уровне. В данной работе представлены только основные направления оценки потенциальных возможностей и угроз для машиностроительного предприятия.
Научно-техническая среда. Для машиностроительного предприятия со стороны научно-технической среды угроза может возникнуть по следующим направлениям:
в результате ускорения научно-технического прогресса происходит сокращение сроков смены поколений техники. Влияние данного фактора на деятельность конкретного предприятия будем оценивать путем проведения экспертной оценки этапа жизненного цикла выпускаемой продукции, угрозы появления техники нового поколения;
машиностроение является отраслью достаточно наукоемкой и требует очень больших затрат на НИОКР, поэтому возможности отечественных предприятий в производстве конкурентоспособной продукции зависят во внешней среде от уровня финансирования отраслевых НИИ и наличия у предприятия налаженных связей с ними.
Политическая среда. Источником потенциальных возможностей и угроз для предприятия в данной среде являются: стабильность политической обстановки, определенные законодательные изменения, а также деятельность Правительства по стимулированию отечественного производства.
Экономическая среда. Общая макроэкономическая ситуация в стране оказывает огромное влияние на работу предприятий машиностроительного комплекса. Это обусловлено спецификой отрасли - реагировать на смену фаз экономического цикла. Кроме того, темпы роста экономики определяют общий уровень покупательной способности в стране.
Следующим фактором, который необходимо учитывать, является уровень инфляции, так как очень высокие темпы инфляции особенно губительно действуют на производство машиностроительной продукции из-за значительной продолжительности производственного цикла.
На уровень ценовой конкурентоспособности отечественного машиностроения на мировом рынке решающее влияние оказывает уровень издержек в отрасли (величина транспортных тарифов, стоимость энергии, рабочей силы и так далее) по сравнению с мировым уровнем. Из-за современной тенденции глобализации рынков учет данного фактора так же необходим.
Изменение курсов валют является источником угроз или возможностей для предприятия с позиции ценовой конкурентоспособности отечественного производства, как на мировом рынке, так и внутри страны.
Величина процентной ставки и прочие условия предоставления кредитов непосредственно влияют на финансовый потенциал предприятия.