Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.
213. Финансовый менеджмент: теория и практика/Под ред. Е.С. Стояновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 1998.- 656 с.
214. Финансовый менеджмент/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.;
Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.- 516с.
215. Форд Генри. Сегодня и завтра: (Орг. Управления в автомобильной промышленности США)/Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992.- 237 с.
216. Фролов К.В., Гафт М.Г., Сергеев В.И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности качества проектируемой промышленной продукции/УПроблемы машиностроения и автоматизации. ~ 1992. - № 6. - С. 3-12.
217. Фролов К.В., Сергеев В.И., Гафт М.Г. Многокритериальный подход к оценке технического уровня промышленной продукции/УМашиноведение. -1988.-№6.-С. 3-12.
218. Харрингтон Джеймс X. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ./Предисл. Т. Дж. Питерса, Авт. вступит, статьи и науч. ред. Л.А. Конарева. - М.: Экономика, 1990.- 271 с.
219. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика/Московск. экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: ИНСАИ, 1994.- 736 с.
220. Хойер Вольфганг, Как делать бизнес в Европе: Пособие для сотрудников внешнеторговых организаций, совместных предприятий, смешанных фирм, кооперативов. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.-253 с.
221. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг/В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Автухова; под ред. Хруцкого. - М.: Финансы и статистика, 1991.- 253 с.
222. Целевая комплексная программа повышения технического уровня металлообрабатывающего оборудования на 1986-1990 годы и на период до 2000 г. - М.: ЭНИМС, 1986. - 98 с.
223. Чайка И.И., Львов В. Конкурентоспособное качество отечественной продукции - ключевая проблема выхода России из экономического кризиса// Стандарты и качество. - 1994.- № 6.- С. 47-50, № 8.- С. 8-11.
224. Чебанов С.В. Методы оценки рыночных позиций фирмыУУМировая экономика и международные отношения. - 1991.- № 6.- С. 105-112.
225. Чебанов Сергей. Оценка положения компании на рьшкеУУСоц. труд, 1991.-№ 11.-С. 78-81.
226. Черевко Ю.М., Шевченко И.Ю. Экономические отношения в «треугольнике» Япония - новые индустриальные экономики Азии - США/Рос. академия наук. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1992.- 187 с.
227. Что нужно для успешной конкуренции с зарубежными фирмами?// Стандарты и качество. - 1991.-№ 1.-С. 11-14, № 2.-С. 9-12.
228. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий:
Пер. с нем. В.П. Гутника и др. - М.: Республика, 1995.- 318 с.
229. Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента/УСтандарты и качество. - 1997. - № 6. - С. 48-50.
230. Шервуд Дж. Создание производственных структур с преимуществами в конкуренции. - Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1991.-23с.
231. Шишкин М. МеталлопродукцияУУРИСК. - 1997. - №3/4. - С. 32-38.
232. Шнипер Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценкаУУРегион:
экономика и социол. - 1995.- № 1.- С. 3-24.
233.Шонбергер Ричард Дж. Японские методы управления производством:
Девять простых уроков/Пер, с англ.- М.: Экономика, 1988.- 250 с.
234. Экономическая стратегия фирмы/Учебное пособие. Под ред. Градова А.П. - Санкт-Петербург: «Специальная литература», 1995.- 214с.
235. Экономическая эффективность инвестиций в научно-технические проекты: концепция, методы и модели оценкиУУЭкономика и коммерция. -1995.-№4.-С. 14-24., 1996.-№ 1.-С. 3-14.
236. Энциклопедия малого бизнеса: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКа».- М.: ДеКа, 1994. -261 с.
237. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: АКАЛИС, 1996 - 272 с.
238. Юданов А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. - М.: Финансы и статистика, 1991.- 191 с.
239. Юданов А.Ю. Современный капитализм: антикризисная стратегия ТНК - М.: Знание, 1988 г. - 61 с.
240. Юданов А.Ю. Типы конкурентной стратегии: «биологический» подход к классификации компании/Мировая экономика и международные отношения.- 1990.-№ 10.-С. 51-65.
241. Юданов А.Ю. Фирма и рынок. - М.: Знание, 1990.- 62 с,
242. Яковлев А. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике/УЗКО.- 1995.- № 3.- С. 99-114.
243. Яновский A.M. Технический прогресс, конкурентоспособность продукции и информация как факторы развития экономики машиностроения// Стандарты и качество. - 1993.- № 4.- С. 26-28.
244. Японская экономика в преддверии XXI века/Отв. ред. В.К. Зайцев и др. - М.: Наука, 1991 г." 405 с.
245. Яченстова Н. Регулирование конкуренции в Европейских сообществах/УВнешняя торговля. - 1991.- № 11.- С. 21-25.
Приложение
Таблица 1
Оценка рентабельности ОАО «РСЗ»
№
| Наименование показателя
| 2001 год
| 2002 год
| 2003 год
|
1
| Чистая прибыль
| 4219
| -4851
| 1490
|
2
| Рентабельность продукции
| 7,91%
| 1,51%
| 1,57%
|
3
| Рентабельность основной деятельности
| 8,59%
| 1,53%
| 1,60%
|
4
| Рентабельность совокупного капитала
| 0,92%
| -1,01%
| 0,32%
|
5
| Рентабельность собственного капитала
| 1,16%
| -1,37%
| 0,45%
|
6
| Период окупаемости собственного капитала
| 8611,14
| -7272,78
| 22325,64
|
Таблица 2
Оценка рентабельности ОАО "РПО САМ"
№
| Наименование показателя
| 2001 год
| 2002 год
| 2003 год
|
1
| Чистая прибыль
| 329
| -8199
| -20736
|
2
| Рентабельность продукции
| 4,75%
| -4,29%
| -8,01%
|
3
| Рентабельность основной деятельности
| 4,99%
| -4,11%
| -7,41%
|
4
| Рентабельность совокупного капитала
| 0,14%
| -3,54%
| -10,32%
|
5
| Рентабельность собственного капитала
| 0,17%
| -4,53%
| -15,06%
|
6
| Период окупаемости собственного капитала
| 57560,33
| -2207,93
| -664,01
|
Таблица 3
Взвешенные оценки внутреннего потенциала предприятия
Степень влияния на достижение краткосроч ных целей
| Степень влияния на достижение долгосроч ных целей
| Значение фактора
| Внутренние факторы
|
|
| +
| Сила
|
0,09
| 0,07
| 1
| профессиональный уровень управленческих кадров
|
0,05
| 0,04
| 1
| уровень организации труда
|
0,07
| 0,07
| 2
| наработанный имидж изготовителя
|
|
| -
| Слабость
|
0,05
| 0,06
| -1
| степень прогрессивности и структура оборудования
|
0,05
| 0,06
| -1
| прогрессивность используемой технологии и инструмента
|
0,05
| 0,06
| -1
| уровень квалификации кадров
|
0,03
| 0,05
| -1
| возрастной состав работников
|
0,07
| 0,06
| -4
| стимулирование реализации кадрового потенциала
|
0,07
| 0,06
| -1
| уровень организации производства
|
0,06
| 0,07
| -5
| функционирование системы непрерывного управления качеством
|
0,05
| 0,04
| -1
| система стимулирования продаж
|
0,06
| 0,07
| -4
| присутствие маркетингового подхода в управлении
|
0,05
| 0,07
| -3
| уровень инновационного потенциала
|
0,07
| 0,07
| -3
| уровень информационного потенциала
|
0,09
| 0,07
| -4
| величина внутренних источников финансирования
|
0,09
| 0,08
| -4
| возможность привлечения внешних финансовых ресурсов
|
Таблица 4
Взвешенные оценки факторов внешней среды ОАО "РСЗ"
Степень влияния на достижение краткосрочн ых целей
| Степень влияния на достижение долгосроч ных целей
| Значение фактора
| Внешние факторы
| ||||
|
| +
| Возможности | ||||
3
| 3
| 1
| давление со стороны конкурентов существующих и угрозы со стороны потенциальных
| ||||
3
| 3
| 1
| тенденции изменения курсов валют
| ||||
4
| 4
| 2
| стабильность политической обстановке в стране
| ||||
3
| 3
| 4
| территориальное расположение
| ||||
3
| 3
| 1
| изменения в налоговом законодательстве
| ||||
|
| -
| Угрозы | ||||
4
| 5
| -2
| влияние потребителей: тенденции изменения потребностей и прогнозы размеров рынка
| ||||
4
| 5
| -3
| влияние поставщиков на реализацию конкурентного потенциала предприятия
| ||||
3
| 5
| -2
| угроза появления техники нового поколения
| ||||
3
| 5
| -5
| состояние финансирования отраслевых НИИ и КБ и наличие налаженных связей с ними
| ||||
5
| 5
| -1
| макроэкономическая ситуация в стране
| ||||
3
| 3
| -1
| наличие протекционизма в политике относительно отечественного производства
| ||||
2
| 3
| -1
| влияние контактных аудиторий на реализацию конкурентного потенциала предприятия
| ||||
4
| 4
| -2
| уровень отраслевых издержек по сравнению с мировым уровнем
| ||||
3
| 3
| -3
| условия предоставления кредитов
| ||||
2
| 4
| -2
| соответствие производства законодательным требованиям в области охраны окружающей среды
| ||||
2
| 4
| -1
| угроза возможного дефицита используемых истощаемых природных ресурсов
| ||||
2
| 4
| -1
| влияние основных культурных ценностей на реализацию кадрового потенциала предприятия
|