Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Ан конкурентн среды.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

213. Финансовый менеджмент: теория и практика/Под ред. Е.С. Стояновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 1998.- 656 с.

214. Финансовый менеджмент/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.;

Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.- 516с.

215. Форд Генри. Сегодня и завтра: (Орг. Управления в автомобильной промышленности США)/Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992.- 237 с.

216. Фролов К.В., Гафт М.Г., Сергеев В.И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности качества проектируемой промышленной продукции/УПроблемы машиностроения и автоматизации. ~ 1992. - № 6. - С. 3-12.

217. Фролов К.В., Сергеев В.И., Гафт М.Г. Многокритериальный подход к оценке технического уровня промышленной продукции/УМашиноведение. -1988.-№6.-С. 3-12.

218. Харрингтон Джеймс X. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ./Предисл. Т. Дж. Питерса, Авт. вступит, статьи и науч. ред. Л.А. Конарева. - М.: Экономика, 1990.- 271 с.

219. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика/Московск. экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: ИНСАИ, 1994.- 736 с.

220. Хойер Вольфганг, Как делать бизнес в Европе: Пособие для сотрудников внешнеторговых организаций,  совместных предприятий, смешанных фирм, кооперативов. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.-253 с.

221. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг/В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Автухова; под ред. Хруцкого. - М.: Финансы и статистика, 1991.- 253 с.

222. Целевая комплексная программа повышения технического уровня металлообрабатывающего оборудования на 1986-1990 годы и на период до 2000 г. - М.: ЭНИМС, 1986. - 98 с.

223. Чайка И.И., Львов В. Конкурентоспособное качество отечественной продукции - ключевая проблема выхода России из экономического кризиса// Стандарты и качество. - 1994.- № 6.- С. 47-50, № 8.- С. 8-11.

224. Чебанов С.В. Методы оценки рыночных позиций фирмыУУМировая экономика и международные отношения. - 1991.- № 6.- С. 105-112.

225. Чебанов Сергей. Оценка положения компании на рьшкеУУСоц. труд, 1991.-№ 11.-С. 78-81.

226. Черевко Ю.М., Шевченко И.Ю. Экономические отношения в «треугольнике» Япония - новые индустриальные экономики Азии - США/Рос. академия наук. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1992.- 187 с.

227. Что нужно для успешной конкуренции с зарубежными фирмами?// Стандарты и качество. - 1991.-№ 1.-С. 11-14, № 2.-С. 9-12.

228. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий:

Пер. с нем. В.П. Гутника и др. - М.: Республика, 1995.- 318 с.

229. Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента/УСтандарты и качество. - 1997. - № 6. - С. 48-50.

230. Шервуд   Дж.   Создание   производственных   структур   с преимуществами в конкуренции. - Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1991.-23с.

231. Шишкин М. МеталлопродукцияУУРИСК. - 1997. - №3/4. - С. 32-38.

232. Шнипер Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценкаУУРегион:

экономика и социол. - 1995.- № 1.- С. 3-24.

233.Шонбергер Ричард Дж. Японские методы управления производством:

Девять простых уроков/Пер, с англ.- М.: Экономика, 1988.- 250 с.

234. Экономическая стратегия фирмы/Учебное пособие. Под ред. Градова А.П. - Санкт-Петербург: «Специальная литература», 1995.- 214с.

235. Экономическая эффективность инвестиций в научно-технические проекты: концепция, методы и модели оценкиУУЭкономика и коммерция. -1995.-№4.-С. 14-24., 1996.-№ 1.-С. 3-14.

236. Энциклопедия малого бизнеса: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКа».- М.: ДеКа, 1994. -261 с.

237. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: АКАЛИС, 1996 - 272 с.

238. Юданов А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. - М.: Финансы и статистика, 1991.- 191 с.

239. Юданов А.Ю. Современный капитализм: антикризисная стратегия ТНК - М.: Знание, 1988 г. - 61 с.

240. Юданов А.Ю. Типы конкурентной стратегии: «биологический» подход к классификации компании/Мировая экономика и международные отношения.- 1990.-№ 10.-С. 51-65.

241. Юданов А.Ю. Фирма и рынок. - М.: Знание, 1990.- 62 с,

242. Яковлев А. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике/УЗКО.- 1995.- № 3.- С. 99-114.

243. Яновский A.M. Технический прогресс, конкурентоспособность продукции и информация как факторы развития экономики машиностроения// Стандарты и качество. - 1993.- № 4.- С. 26-28.

244. Японская экономика в преддверии XXI века/Отв. ред. В.К. Зайцев и др. - М.: Наука, 1991 г." 405 с.

245. Яченстова  Н.  Регулирование  конкуренции  в Европейских сообществах/УВнешняя торговля. - 1991.- № 11.- С. 21-25.



 

Приложение

 

Таблица 1

 

Оценка рентабельности ОАО «РСЗ»

 

Наименование показателя

 

2001 год

 

2002 год

 

2003 год

 

1

 

Чистая прибыль

 

4219

 

-4851

 

1490

 

2

 

Рентабельность продукции

 

7,91%

 

1,51%

 

1,57%

 

3

 

Рентабельность основной деятельности

 

8,59%

 

1,53%

 

1,60%

 

4

 

Рентабельность совокупного капитала

 

0,92%

 

-1,01%

 

0,32%

 

5

 

Рентабельность собственного капитала

 

1,16%

 

-1,37%

 

0,45%

 

6

 

Период окупаемости собственного капитала

 

8611,14

 

-7272,78

 

22325,64

 

 

Таблица 2

 

Оценка рентабельности ОАО "РПО САМ"

 

Наименование показателя

 

2001 год

 

2002 год

 

2003 год

 

1

 

Чистая прибыль

 

329

 

-8199

 

-20736

 

2

 

Рентабельность продукции

 

4,75%

 

-4,29%

 

-8,01%

 

3

 

Рентабельность основной деятельности

 

4,99%

 

-4,11%

 

-7,41%

 

4

 

Рентабельность совокупного капитала

 

0,14%

 

-3,54%

 

-10,32%

 

5

 

Рентабельность собственного капитала

 

0,17%

 

-4,53%

 

-15,06%

 

6

 

Период окупаемости собственного капитала

 

57560,33

 

-2207,93

 

-664,01

 

 



Таблица 3

 

Взвешенные оценки внутреннего потенциала предприятия

Степень влияния на

достижение краткосроч ных целей

 

Степень влияния на

достижение долгосроч ных целей

 

Значение фактора

 

Внутренние факторы

 

 

 

 

 

+

 

Сила

 

0,09

 

0,07

 

1

 

профессиональный уровень управленческих кадров

 

0,05

 

0,04

 

1

 

уровень организации труда

 

0,07

 

0,07

 

2

 

наработанный имидж изготовителя

 

 

 

 

 

-

 

Слабость

 

0,05

 

0,06

 

-1

 

степень прогрессивности и структура оборудования

 

0,05

 

0,06

 

-1

 

прогрессивность используемой технологии и инструмента

 

0,05

 

0,06

 

-1

 

уровень квалификации кадров

 

0,03

 

0,05

 

-1

 

возрастной состав работников

 

0,07

 

0,06

 

-4

 

стимулирование реализации кадрового потенциала

 

0,07

 

0,06

 

-1

 

уровень организации производства

 

0,06

 

0,07

 

-5

 

функционирование системы непрерывного управления качеством

 

0,05

 

0,04

 

-1

 

система стимулирования продаж

 

0,06

 

0,07

 

-4

 

присутствие маркетингового подхода в управлении

 

0,05

 

0,07

 

-3

 

уровень инновационного потенциала

 

0,07

 

0,07

 

-3

 

уровень информационного потенциала

 

0,09

 

0,07

 

-4

 

величина внутренних источников финансирования

 

0,09

 

0,08

 

-4

 

возможность привлечения внешних финансовых ресурсов

 

 

 

 

Таблица 4

Взвешенные оценки факторов внешней среды ОАО "РСЗ"

Степень влияния на достижение краткосрочн ых целей

 

Степень влияния на достижение долгосроч ных целей

 

Значение

фактора

 

Внешние факторы

 

 

 

 

 

+

 

Возможности

3

 

3

 

1

 

давление со стороны конкурентов существующих и угрозы со стороны потенциальных

 

3

 

3

 

1

 

тенденции изменения курсов валют

 

4

 

4

 

2

 

стабильность политической обстановке в стране

 

3

 

3

 

4

 

территориальное расположение

 

3

 

3

 

1

 

изменения в налоговом законодательстве

 

 

 

 

 

-

 

Угрозы

4

 

5

 

-2

 

влияние потребителей: тенденции изменения потребностей и прогнозы размеров рынка

 

4

 

5

 

-3

 

влияние поставщиков на реализацию конкурентного потенциала предприятия

 

3

 

5

 

-2

 

угроза появления техники нового поколения

 

3

 

5

 

-5

 

состояние финансирования отраслевых НИИ и КБ и наличие налаженных связей с ними

 

5

 

5

 

-1

 

макроэкономическая ситуация в стране

 

3

 

3

 

-1

 

наличие протекционизма в политике относительно отечественного производства

 

2

 

3

 

-1

 

влияние контактных аудиторий на реализацию конкурентного потенциала предприятия

 

4

 

4

 

-2

 

уровень отраслевых издержек по сравнению с мировым уровнем

 

3

 

3

 

-3

 

условия предоставления кредитов

 

2

 

4

 

-2

 

соответствие производства законодательным требованиям в области охраны окружающей среды

 

2

 

4

 

-1

 

угроза возможного дефицита используемых истощаемых природных ресурсов

 

2

 

4

 

-1

 

влияние основных культурных ценностей на реализацию кадрового потенциала предприятия

 

Информация о работе Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием