Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Ан конкурентн среды.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

 

В данном пункте рассмотрим возможность оценки влияния роста конкурентоспособности продукции, в результате изменения факторов конкурентоспособности   предприятия,   на   показатели   экономической устойчивости, которые отражают уровень риска для предприятия. Для оценки изменения экономической устойчивости мы воспользуемся несколькими основными показателями:

1. Коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемый как отношение величины оборотных активов к общей величине краткосрочных пассивов;

2. Коэффициент концентрации собственного капитала или коэффициент автономии, определяемый как отношение реального собственного капитала к валюте баланса;

3. Коэффициент маневренности собственного капитала, равный отношению величины собственных оборотных средств к реальному собственному капиталу;

4. Коэффициент    обеспеченности    собственными    средствами, рассчитываемый как отношение величины собственных оборотных средств к общей величине оборотных активов, "Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса", утвержденными распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) №31-р от 12.08.94 г., установлено нормальное ограничение для данного показателя больше или равно 0,1;

5. Показатель экономического роста компании, который оценивает успех деятельности, равный отношению величины реинвестированной прибыли к собственному капиталу на начало года.

Управление конкурентоспособностью необходимо рассматривать как в тактическом, так и в стратегическом плане. В тактическом плане возможны мероприятия, направленные на повышение ценовой конкурентоспособности продукции. В стратегическом плане - на получение более устойчивых конкурентных преимуществ.

Использование      разработанного      механизма      управления конкурентоспособностью на основе ее оценки на двух крупных предприятиях машиностроительного комплекса позволило выявить, что одна из основных причин   ценовой   неконкурентоспособности   продукции   (превышение себестоимости над уровнем конкурентоспособной цены), а также убыточности производства заключается в недостаточной загрузке производственных мощностей. Очевидно, что в результате приведения в соответствие имущественного комплекса параметрам производственной программы предприятия произойдет повышение финансового потенциала, являющегося, как уже было сказано выше, основным ограничением для изменения неценовых параметров конкурентоспособности продукции. Рост финансового потенциала позволит изменить и другие внутренние составляющие конкурентного потенциала и ослабить неблагоприятное воздействие внешних факторов.

Рассмотрим несколько подробнее предполагаемый эффект от роста конкурентоспособности на примере оцениваемых предприятий:

1. В результате приведения в соответствие имущественного комплекса производственной   программе   предприятия   произойдет   снижение себестоимости за счет уменьшения постоянных затрат по следующим статьям: амортизация оборудования и зданий, ремонт производственного оборудования, содержание зданий и сооружений и прочие расходы. В частности, доля накладных расходов на ОАО "РСЗ" снизится с 54,1% до 50,3%. Главным образом снижение уровня накладных расходов достигается за счет уменьшения цеховых расходов (с 30,0% до 24,3%). В целом рентабельность продукции возрастет с 1,5 % до 7,1 %, что позволит повысить ее ценовую конкурентоспособность. Это окажет существенное влияние на формирование денежных потоков и налогооблагаемой прибыли.

Снижение накладных расходов на 9,5 % в структуре общей себестоимости приводит к росту запаса финансовой прочности и снижению порога рентабельности. Изменение порога рентабельности    и запаса финансовой прочности представлено в таблице 3.2. Ожидаемый порог рентабельности составит 88 % от выручки, запас финансовой прочности (ЗПФ) -12%.

Таким образом, явно прослеживается тенденция повышения финансового потенциала, в результате приведения в соответствие имущественного комплекса   предприятия   параметрам   производственной   программы. Возникающие положительные денежные потоки могут быть направлены на улучшение тех факторов конкурентного потенциала предприятия, выявленных в   ходе   оценки,   которые   сдерживают   улучшение   параметров конкурентоспособности продукции: обновление используемой техники и технологии, внедрение системы непрерывного управления качеством, стимулирование реализации кадрового потенциала и т. п.

Мероприятия по приведению в соответствие имущественного комплекса параметрам производственной программы предприятия  позволят выйти предприятию из полосы убыточного производства. Запас финансовой прочности примет положительное значение, хотя и не очень большое, порог рентабельности составит 88,4 % от выручки. В результате появится положительный денежный поток, который позволит целенаправленно воздействовать на факторы внутреннего потенциала предприятия, сдерживающие достижение требуемого уровня параметров конкурентоспособности продукции. Как было установлено в процессе оценки конкурентоспособности ККМ, кроме несоответствия себестоимости продукции уровню конкурентоспособной цены, на недостаточном уровне находятся следующие характеристики продукции: надежность, дизайн, габариты ККМ и др.

Проведенные мероприятия повлияют на уровень следующих факторов внутреннего   потенциала:   внутренние   источники   финансирования, привлекательность предприятия для потенциальных инвесторов, система стимулирования продаж, уровень организации производства. В результате изменения данных факторов повысится уровень конкурентоспособности предприятия. Степень влияния факторов на достижение краткосрочной и долгосрочной перспективы останутся без изменения.

Изменение интегрального уровня конкурентоспособности предприятий выглядит следующим образом:

1.   ОАО "РСЗ": краткосрочная перспектива: прогнозная оценка - 1,23 (исходная оценка - 1,75); долгосрочная перспектива: прогнозная оценка - 1,43 (исходная оценка - 1,87);

2 ОАО "РПО САМ": краткосрочная перспектива: прогнозная оценка -1,5 (исходная оценка - 2,05); долгосрочная перспектива: прогнозная оценка -1,57 (исходная оценка - 2,12).

Результаты оценки показывают, что хотя значения и остались в области неудовлетворительных,   но   значительно   приблизились   к   уровню удовлетворительных. Основной результат мероприятий - рост финансового потенциала, который позволит в дальнейшем сосредоточить внимание на других факторах конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

 

Выводы

1. Новизна предлагаемого способа оценки конкурентоспособности продукции заключается в следующем:

- в набор параметров оценки включены характеристики конкурентных преимуществ изготовителя и учитывается их значимость для потребителя;

- учитывается ориентация потребителя на ценовую или неценовую конкурентоспособность продукции;

- предлагаемый  способ  оценки  позволяет управлять уровнем конкурентоспособности товара, так как выявляет факторы наиболее значимые для потребителя,

2. Предлагаемый способ оценки конкурентоспособности предприятия имеет следующие преимущества перед существующими:

- дает возможность определить факторы, сдерживающие повышение конкурентоспособности продукции, то есть направление управляющих воздействий;

- оценка факторов внешней среды дает информацию для разработки конкурентной стратегии предприятия;

- для собственников предприятий, менеджеров и государственных органов разработанный способ оценки может быть использован при принятии решений о дальнейшей судьбе предприятия.

3. Конкурентоспособность продукции   оказывает непосредственное влияние на основные экономические результаты деятельности предприятия на его устойчивость в рыночной среде. Выпуск неконкурентоспособной продукции часто становится главной причиной остановки предприятий и появления "цепочек" неплатежей. По исследуемым предприятиям установлено, что выпуск неконкурентоспособной продукции провоцировал выпуск денежных суррогатов.

4. Повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в результате управляющих воздействий на элементы внутреннего потенциала предприятия, в свою очередь, приводит к улучшению показателей ликвидности и финансовой устойчивости.

5.   Повышение   конкурентоспособности   предприятия   может реализовываться по двум направлениям - рост ценовой (в тактическом плане) или неценовой конкурентоспособности продукции (в стратегическом плане).

6. Разработанный механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью       учитывают       неразрывную       связь конкурентоспособности  предприятия  и  продукции,  и  исходят  из скоординированной работы всех отделов и служб предприятия над повышением конкурентоспособности.

7.      Новизна     предлагаемого     механизма     управления конкурентоспособностью заключается в следующем:

исходит из целевой установки — улучшение основных экономических показателей деятельности предприятия в результате изменения уровня конкурентоспособности;

- позволяет управлять конкурентоспособностью на всех этапах ЖЦТ;

- учитывает неразрывную связь конкурентоспособности продукции и предприятия;

- предполагает скоординированную работу всех отделов и служб предприятия над подготовкой принятия управленческих решений.

 

Заключение

 

Выполненные по теме теоретические исследования, анализ фактических данных, системная оценка результатов позволили сформулировать ряд выводов.

1.   Определена   специфика   конкуренции   на   предприятиях машиностроительного комплекса в условиях переходной экономики России, которая обуславливает их особенно тяжелое положение. Одной из причин кризисного   состояния   отечественных   предприятий   является   их неконкурентоспособность. В этой связи повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и выпускаемой ими продукции является основой их выживания в современных условиях.

2. Исследование теоретических основ конкурентоспособности на уровнях товара  и  предприятия  позволило  определить  их  взаимосвязь  и взаимообусловленность.   Уровень   конкурентоспособности   предприятия определяет уровень конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара является  результатом реализации  конкурентного  потенциала предприятия. Но в определенных рыночных условиях конкурентоспособность товара оказывается относительно самостоятельным понятием (дефицит товара).

3. Определена совокупность факторов конкурентоспособности для машиностроительного  предприятия  и  выпускаемой  им  продукции. Представлена структура формирования конкурентного потенциала предприятия и выявлена роль инвестиционного потенциала по отношению к другим факторам конкурентоспособности.

4. Проведенный анализ и систематизация существующих основных способов оценки конкурентоспособности предприятий и продукции выявили их многообразие и, в тоже время, показали отсутствие метода, пригодного для целей   управления.   По   мнению   докладчика,   способ   оценки конкурентоспособности должен отвечать следующим условиям:

- базироваться на основе оценки всех факторов конкурентоспособности;



- результаты оценки должны отражать формирование уровня конкурентоспособности в разрезе его составляющих;

- в процессе оценки должны быть использованы только значимые факты;

- в результате оценки должен обеспечиваться оптимальный объем релевантной информации для принятия управленческих решений.

5. Оценка конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани и анализ результатов экономической деятельности позволили сделать вывод о том, что кризисное положение на них явилось, в основном,   результатом   потери   рынка   из-за   низкого   уровня конкурентоспособности продукции.

6. Разработаны способы оценки конкурентоспособности товара и предприятия, позволяющие управлять ее уровнем, так как имеется возможность анализировать и в оперативном режиме адаптировать внутрисистемные факторы конкурентоспособности к динамике внешней рыночной среды. Предложенные способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции могут быть использованы для принятия управленческих решений на следующих уровнях:

- на уровне предприятия: для определения приоритетных направлений инвестирования, для организации системы непрерывного процесса управления   конкурентоспособностью   с   целью   повышения устойчивости предприятия в рыночной среде;

- на уровне территориальных агентств Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству: как один из способов определения перспектив предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии, как итоговый критерий их жизнеспособности;

- на уровне банковской системы: в качестве обоснования при выдаче долгосрочных кредитов предприятию,

7. В работе установлен механизм влияния конкурентоспособности продукции и предприятия на устойчивость его работы. Проведенное исследование дает основания полагать, что разработка системы управление уровнем конкурентоспособности является единственным выходом для предприятий машиностроительного комплекса, оказавшихся в тяжелом экономическом положении.

8. На основе системного подхода разработаны основные принципы системы управления конкурентоспособностью продукции и предприятия. Управление конкурентоспособностью является не самоцелью, а инструментом для достижения целей экономического развития, для повышения устойчивости предприятия на рынке.

9. Предложенный механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью позволяет осуществлять управляющие воздействия на всех этапах ЖЦТ, добиться скоординированной работы всех отделов и служб предприятия над повышением конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, учитывает неразрывную связь конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.

Информация о работе Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием