Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Ан конкурентн среды.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

10. Разработана методика оценки эффективности мероприятий по повышению  конкурентоспособности  товара  на  основе  показателей экономической устойчивости и платежеспособности.

11. Предложенный подход к управлению экономической устойчивостью предприятия на основе воздействия на факторы конкурентоспособности является очень важным для антикризисного менеджмента на проблемных предприятиях.

12.   Результаты   работы   использовались   на   предприятиях машиностроительного комплекса: ОАО "РПО САМ", ОАО "РСЗ". На основе предлагаемых способов оценки конкурентоспособности, а также механизма управления ее уровнем были разработаны мероприятия по повышению устойчивости предприятий в конкурентной среде. Прогнозные оценки показали положительную динамику основных экономических показателей деятельности вышеназванных предприятий.



 

Дальнейшее развитие исследования позволит углубить методы стратегического управления предприятием путем формирования матрицы стратегий   в   координатах   "конкурентоспособность   предприятия   -экономическая устойчивость (определяемая показателями: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, экономический рост предприятия)".



Библиографический список использованной литературы

 

1. Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.).

2. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" (с изм. и доп. от 4 сентября 1995 г., 15 мая 1998 г.).

3. Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.).

4. Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 66 "Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.).

5. Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67 "О методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке".

6. Автоматизированная    разработка    технологии    производства конкурентоспособной продукции/УЭИВТ." 1991.- № 32.- С. 2-17.

7. Азгальдов Г.Г. Конкурентоспособность и квалиметрия/УЭлектронная техника. Сер. Экономика и системы управления. - 1990. - Вып. 4. - С. 6-11.

8. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 - 208 с.

9. Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ./Общ. ред. Данилова-Данильяна В.И.- М.: Прогресс, 1985 г.- 327 с.

10. Альперин Л.Н. Конкурентоспособность продукции: проблемы, пути и средства обеспечения/УСтандарты и качество. - 1989.- № 5.- С. 20-26.

11. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.:

Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 296 с.

12.Анисимов Ю.П., Каруна С.Н., Шепилов Ю.А. Организация и управление нововведениями: Учебное пособие. - Воронеж, 1993 г.- 90 с.

13. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.-519 с.

14. Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов/В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина.-М.: «Издательство ПРИОР», 1998."432 с.

15. Аньшин В.М. Маркетинг нововведений: Учебное пособие. - М.:

Прогресс, 1994 .-93 с.

16. Артюхов В.И. Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции в условиях конверсии/УСтандарты и качество. - 1991.- № 8.- С. 15.

17. Аур Ж. Технологические изменения и конкурентоспособность в странах Запада/Ст. из Швейцарии/УПроблемы теории и практики управления.-1992.-№2. С. 72-76.

18. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы.- М.: АО «Финстатинформ», 1995.- 112с.

19. Бабинцев B.C. США: приоритеты ИТП: Научно-техническая политика и стратегия/Отв. ред. В.Н. Лившиц. - М.: Наука, 1988.- 178 с.

20. Бабо Андре. Прибыль/Пер, с фр. Е.П. Островской, общ. ред. В.И. Кузнецова.- М.: Прогресс, 1993." 174 с.

21. Бабушкин А.З. Технология изготовления металлообрабатывающих станков.- М.: Прогресс, 1982. - 205 с.

22. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия/УМаркетинг. - 1996.- № 5. С. 42-50.

23. Беляевский И.К. Использование матриц в разработке стратегии маркетинга/УЭлектроная техника. Сер. 9. Экономика и коммерция. - 1995. - № 2. С. 109-121.

24. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Пер. с англ., перераб. и доп. изд. - М.:

АОЗТ «Интерэксперт», - 1995. - 343 с.

25. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов/Пер, с англ. под ред. Л.П. Белых.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -631 с.

26. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия.- М.: Изд-во стандартов, 1991.- 214 с.

27. Болт Гордон Дж. Практическое руководство по управлению сбытом:

Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.- 270 с.

28. Борисов В.Н. Технологическое обеспечение воспроизводственного процесса  и  реструктуризация  производства  оборудования/ТПроблемы прогнозирования. - 1998. - № 6.- С. 31.

29. Борисов В.Н., Тараканов Г.О., Корнев А.К., Балагурова Е.А., Ланцова Н.М. Потенциал машиностроения как база структурных преобразований экономики России/УПроблемы прогнозирования. - 1997." № 1 - С. 22.

30. Борнер С., Ведер Р. Концепция стратегического менеджмента:

Проблемы международной конкурентоспособности предприятия: Ст. из ШвейцарииУ/Проблемы теории и практики управления.- 1992.- № 5. - С. 90-95.

31.Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 1997.-356с.

32. Буевич Г.Н., Соколова В. И. Анализ конкуренции между производственными предприятиями/УЭкономика и коммерция. - 1994. - № 2." С. 71-72.

33. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха,- М.: Интерэксперт, Экономика, 1995.- 344 с.

34. Вартанов   А.С.   Экономическая   диагностика   деятельности предприятия: Организация и методология.- М.: Финансы и статистика, 1991.-78с.

35. Васильев Ю.П. Управление развитием производства: Опыт США.- М.:

Экономика, 1989.-237 с.

36. Васильева И.И. Экономические основы технологического развития:

Учебное пособие для вузов,- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995." 160 с.

37. Верли Х.П. Маркетинг как стратегический фактор успеха: (Ст. из Швейцарии)//проблемы теории и практики управления. - 1992.- № 6. - С. 54-60.

38. Все  о  маркетинге/Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: АЗИМУТ-ЦЕНТР, 1992.-365с.

39. Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции. Очерк 6. Современное представление о механизме управления качеством продукции/УСтандарты и качество, - 1995. - № 5. - С. 51-56.

40. Голубков Е. Стратегическая ориентация деятельности производителя:

Сегментация рынка, определение целевых рынков, позиционирование рынка [Маркетинговые исследованиям/Маркетинг. - 1996." № 3." С. 96-107.

41. Голубков Е. Управление маркетингом: теория/УЖурнал для акционеров. - 1995.- № 1. - С. 36-38.

42. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 1995.- 190с.

43. Гольцов А. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии/УМаркетинг. - 1996.- № 5. - С. 72-89.

44. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для управленческого персонала - М.: МП «Сувенир», 1993.- 488 с.

45. Горбашко А.Е. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции-СПб.: «Наука», 1994.- 178 с.

46. Грауманн И. Исследование рынка и наблюдение за конкурентами:

МаркетингУ/Консультант директора. - 1995.- № 5. - С. 27-36.

47. Грейсон Джексон К., 0'Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века/Пер, с англ., предисл. Б.З. Милькера- М.: Экономика, 1991." 319с.

48. Гурков И., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции/УМаркетинг. - 1997. - №1.- С. 20-34.

49. Дамари Р. Теория и практика маркетинга/УМаркетинг. - 1994.- Спец. вып.№ 1.-С. 15-18.

50. Диксон Питер Р. Управление маркетингом/Пер, с англ. - М-: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.- 560 с.

51. Дихтель Е-, Хёршген X. Практический маркетинг/Пер, с нем.-М.:ЮНИТИ 1996 г. - 255 с.

52. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции,- М.: Изд-во стандартов, 1991 - 125 с.

53.Долова Н.М. Качество как основной фактор конкурентоспособности продукции/Усовершенствование организации производства и управления в переходный период.- Н. Новгород. - 1993.- С. 176-190.

54. Дружинский И.А. Концепция конкурентоспособности станков. - Л.:

Машиностроение. Ленинградское отд-е, 1990.- 247 с.

55. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. -М.: Совм. предпр. «Бук Чембэр Интернешнл», 1992. - 349 с.

56. Евдокимов Ф.И., Гавва В.М. Азбука маркетинга.- Донецк,  1998. -169с.

57. Жан-Жак   Ламбен.   Стратегический   маркетинг.   Европейская перспектива. - СПб.: «Наука», 1996. - 268 с.

58. Журавлевский Ф.М., Семенов Е.К. Капиталистический рынок оборудования: проблема конкурентоспособности/Отв. ред. С.М. Никитин.- М.:

Наука, 1991.- 157с.

59. Завьялов П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных странУ/Маркетинг. - 1996. - № 2. - С. 20-32.

60. Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетингу/Российский экономический журнал. - 1995.- № 12. - С. 50-55.

61. Завьялов П. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения/УМаркетинг. - 1996. - № 5. - С. 21-32.

62. Завьялов   П.   Роль   маркетинга   в   решении   проблемы конкурентоспособности российских производителей/УМаркетинг.- 1996.- № 6. -

С. 20-31.

63. Завьялов П.С. Деятельность машиностроительных монополий на внешних рынках в условиях обострения проблем сбыта. - М.: ВНИКИ, 1983. 145с.

64. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (Сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). - М.: Международные отношения, 1991.- 414 с.

65. Закс И.Б. Стратегическое управление и планирование: основные стили и подходы/УЭкономика и организация промышленного производства. - 1993. -№6.-С. 173-181.

66. Замятин   Б.,   Семенов   И.   О   сущности   стратегического маркетинга/УРоссийский экономический журнал. - 1997 г. - № 3. - С. 52-54.

67. Захарченко В. Рецепт удачи // РИСК. - 1997. - № 3/4. - С. 109-111.

68. Зегвельд В., Энцинг К. Стратегическая оборонная инициатива:

технологический прорыв или экономическая авантюра? /Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. И.И. Исаченко.- М.: Прогресс, 1989.- 302 с.

69. Зубарев ИЗ., Ключников И.П. Механизм экономического роста транснациональных корпораций. - М.: Высшая школа, 1990.- 157 с.

70. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран. 2-е изд., перераб,- Екатеринбург: Каменный пояс, 1992.-222с.

71. Зулькарнаев И. Роль миссии организации в разработке стратегии ее развития/УМаркетинг. - 1998. - № 6. - С. 36.

72. Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция: формы и методы монополистической практики. - М.: Мысль, 1980.- 254 с.

73. Игольников   Г.Л.,   Патрушева   Е.Г.   Что   понимать   под конкурентоспособностью,    инвестиционной    привлекательностью    и

экономичностью производства//Российский экономический журнал. - 1995,- № 11.-С. 108-111.

74. Ильдеменов С.В. Управление нововведениями в промышленности/ Под общ. ред. В.Н. Войтоловского, A.M. Лайкова. - Л.: Изд-во Ленингр. фин,-экон. ин-та, 1991.- 160 с.

75. Ильенкова Н.Д. Классификация и анализ факторов риска невостребованное™ продукции/Экономика и коммерция. - 1995. - № 2, - С. 127-138.

76. Ильенкова   Н.Д.   Методика   расчета   и   анализа   влияния производственного фактора риска невостребованности продукции на результаты деятельности предприятия/УЭкономика и коммерция. - 1995. - № 3. -С.115-120.

77. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999 - 2000 годы/УЭксперт. - 2000. - № 41. - С. 69 - 94.

78. Йенкекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики: теория и практика. - Минск: М.П. «ЭНИС», 1992.- 167 с.

79. Как продавать товар на внешнем рынке: Справочник/Отв. ред. Савинов Ю.А.- М.: Мысль, 1990. - 203 с.

80. Квалиметрия и управление качеством: методические указания к практическим работам/Сост, И.П. Данилов, Ю.М. Хвастунов, В.Н. Холопов. -Чебоксары: Чувашский ун-т, 1997.- 28 с.

81.Карлоф, Бенгт. Деловая стратеги: концепция, содержание, символы:

Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.- 239 с.

82. Карпов В. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка/УМаркетинг.- 1992.- № 3. - С. 42-54.

83. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Управление нововведениями. -Новосибирск, 1994.- 38 с.

84. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ.- М.; Центр экономики и маркетинга, 1996.- 174 с.

85. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 512 с.

86. Ковальков Ю.А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии маркетинга. -М.: Машиностроение, 1994.- 551 с.

87. Конверсия как мера повышения конкурентоспособности РЭП США/УЗарубежная электронная техника. - 1995.- № 2/3.- С. 3-27.

88. Коно Таехиро. Стратегия и структура японских предприятий.: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. статья О.С. Виханского. - М.: Прогресс, 1987.- 384 с.

89. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 1990.- 736 с.

90. Котлер Ф. Управление маркетингом/Сокр. пер. с англ. Б.А. Гольдберга. - М.: Экономика, 1980.- 223 с.

91. Котляревская  И.В.  Маркетинг:  удовлетворение  и  развитие потребностей. - Екатеринбург: Изд-во Уральского, ун-та, 1997.- 153 с.

92. Котов В. Маркетинговые исследования и размещение промышленного производства/УМаркетинг. - 1994.- № 4, с. 53-57.

93. Кохно П.А. Менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 1993.

94. Краткосрочные экономические показатели рязанской области/Ряз. обл. гос. стат.-Рязань: БИ., 1997." 82 с.

95. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: АО «Финстатинформ», 1994.- 182с.

96. Крот Л.А. Изобретательство и конкурентоспособность продукции,- Л.:

О-во «Знание» РСФСР, ЛДНТП, 1990.- 24 с.

97. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент/Под науч. ред. Д.С. Львова.- М.: «Ступив», 1996 - 290 с.

98. Крянев Ю.В., Кузнецов М.А. Философия качества. Статья 5. Качество хозяйства. Философия управления качеством/УСтандарты и качество. - 1997. -№ 11.-С. 34-38.

99. Кузин Д.В. Российская экономика на мировом рынке: проблема конкурентоспособности/Юбщество и экономика. - 1993.- № 3.- С. 32-44.

Информация о работе Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием