Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:11, дипломная работа
Целью работы является создание комплексной информационной модели платёжной системы, предназначенной для решения задач управления и планирования финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также программных компонент, построенных на её основе.
Задачи исследования:
1. Определить перечень типовых информационных объектов и процессов, а также связей между ними в информационных платёжных системах ЖКХ.
2. Разработать информационную модель электронной платёжной системы.
3. Спланировать реализацию предложенной информационной модели для разных объектов муниципальных образований, позволяющих разработать информационные платёжные системы, удовлетворяющие требованиям практической эксплуатации в различных режимах.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ
5
1.1 Структура и нормативно-правовая база ЖКХ
5
1.2 Анализ современного состояния отрасли
14
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ
26
2.1 Единый расчетный центр
26
2.2 Анализ использования информационных систем ЖКХ
30
3. РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
36
3.1 Краткое описание системы
36
3.2 Технико-экономическое описание системы
38
3.2.1 Осуществление платежей
38
3.2.2 Архитектура системы и варианты подключения
42
3.2.3 Перечень операций, выполняемых системой
45
3.2.4 Общая логика работы системы
47
4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ОКУПАЕМОСТЬ
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
59
Для автоматизации ЖКХ рассматриваемого
района, в связи с проблематикой, описанной
в п. 1.2, наличие данной функция является
решающей.
Разрабатываемая модель система представляет собой комплекс программных средств и решений, предназначенный для автоматизации ведения дел получателей субсидий и льготников, назначений и начислений субсидий на оплату ЖКУ, перечисление средств на персонифицированные счета получателей и контроль над фактическим получением денежных средств.
Система организует и поддерживает единое информационное пространство для всех уровней иерархии служб ЖКХ на всей территории региона – области, района или города. Единое информационное пространство обеспечивает преимущества, как для плательщиков (расчёт и получение субсидий, так и для служб ЖКХ).
Система состоит из двух составляющих - расчетной и платежной систем.
Первая составляющая системы - расчетная, устанавливается на компьютеры предприятий ЖКХ и решает весь комплекс задач по расчету с абонентами - начиная от учета платежей и заканчивая формированием справок для отделов социальной защиты населения. К основным отличительным особенностям расчетной системы можно отнести следующие:
Вторая составляющая, платежная
система, обеспечивает высокоскоростной,
защищенный и надежный сервис для
приема платежей через сеть автономных
пунктов и аппаратов
Весь контроль над системой находится в руках инициаторов создания расчетного центра и его инвесторов. Технический центр, сформированный на базе соответствующих отделов, занимается оперативной поддержкой системы.
Можно выделить три основных узла, участвующих в информационном обмене (см. рисунок 3.1):
Рисунок 3.1. Общая схема системы
В нормальном режиме работы все три
узла связаны между собой
Шаг 1: Абонент вводит лицевой счет (ЛС).
Шаг 2: Точка приема платежей осуществляет предварительную проверку корректности введенного счета.
Шаг 3: Если ЛС не корректен, система отказывает в регистрации платежа.
Шаг 4: Абонент подтверждает, что согласен платить и вносит купюры в аппарат.
Шаг 5: Абонент получает чек с подтверждением о проведении платежа.
Шаг 6: Информация о платеже от точки приема платежей поступает к платежной системе и помещается в очередь на обработку.
Шаг 7: По истечению заданного интервала времени платеж регистрируется в РБС.
Очевидны недостатки такого режима работы. Во-первых, отсутствует подтверждение от РБС о том, что такой счет действительно существует. Как показывает опыт, во многих ситуациях это становится причиной ошибочного зачисления платежей на «чужой» лицевой счет [7]. Другой проблемой является тот факт, что при осуществлении платежа за ту или иную услугу абонент не получает необходимой информации о состоянии счета. По сути, он оплачивает услуги «в слепую», не зная, существует ли вообще задолженность по данной услуге и если задолженность есть, то в каком объеме. Для оплаты услуг ЖКХ этот факт играет решающую роль - абонент предпочитает оплачивать услуги там, где он может получить информацию о состоянии своего лицевого счета, а не в точках приема платежей существующих платежных систем. Тем не менее, в случае оплаты в регионах, для которых онлайн связь с РБС, представляется затруднительной, необходимую информацию по состоянию задолженности он может получить от оператора.
Для решения проблемы информирования абонента о состоянии счета и организации более глубокого информационного взаимодействия между точкой приема и РБС в системе реализован так же и второй режим работы - «с обратной связью».
Последовательность шагов при оплате услуг здесь следующая:
Шаг 1: Абонент вводит лицевой счет (ЛС).
Шаг 2: Точка приема платежей осуществляет предварительную проверку корректности введенного счета.
Шаг 3: Точка приема платежей отправляет платежной системе запрос на проверку, возможна ли оплата по введенному ЛС.
Шаг 4: Платежная система запрашивает РБС и формирует ответ на запрос. При этом возможно два варианта ответа:
Шаг 5: Точка приема платежей получает ответ на запрос.
Шаг 6: Если ЛС не существует или заблокирован, абонент получает отказ в обслуживании.
Шаг 7: Если ЛС существует, то Абонент дополнительно вносит необходимую информацию (показания счетчиков, период платежа, контактную информацию, если это необходимо). В том числе определяет, по каким конкретно услугам будет произведена оплата.
Шаг 8. При необходимости точка приема передает введенную абонентом информацию РБС с целью проверки на корректность, а также для выполнения соответствующих расчетов (например, расчет суммы платежа по введенным показаниям счетчика).
Шаг 9: После проверки корректности введенных данных абонент подтверждает, что согласен платить и вносит купюры в аппарат. При этом в интерактивном режиме состояние лицевого счета отображается перед абонентом и изменяется по мере внесения платежа.
Шаг 10: Абонент получает чек с подтверждением о проведении платежа.
Шаг 11: Информация о платеже от точки приема платежей поступает к платежной системе и помещается в очередь на обработку.
Шаг 12: По истечению заданного интервала времени платеж регистрируется в РБС.
При отсутствии у точки приема соединения с платежной, РБС точка сохраняет работоспособность, автоматически переключаясь в режим работы «без обратной связи». Однако в этом случае, во-первых, возможны задержки при проведении платежей, а во-вторых, часть оригинальных функций комплекса (например, получение информации о состоянии счета, расчет начисления по введенным показаниям счетчика и т.д.) оказываются недоступными. Поэтому работа в таком режиме скорее исключение, чем правило.
Расчетная часть система построена по классической клиент-серверной архитектуре, т.е. наиболее критичная часть обработки информации всегда выполняется на сервере, активно используются механизмы транзакций и хранимых процедур. Использование этих механизмов означает, что переход базы данных в несогласованное состояние практически исключен. Проверка ВСЕХ вводимых изменений постоянно выполняется системой управления базами данных (далее СУБД), и некорректные модификации данных блокируются.
В качестве сервера баз данных используется наиболее распространённые СУБД (Oracle 9.0i, Microsoft SQL Server 8 R2, Firebird).
Независимость системы от СУБД позволяет снять многие ограничения, предъявляемые к системно-технической составляющей комплекса, и размещать серверную часть системы на различных платформах (Windows Server 2003/2008, Linux и FreeBSD).
Варианты подключения системы показаны на рисунках 3.2 и 3.3.
Вариант с подключением типа «online», показан на рисунке 3.2
Рисунок 3.2. Вариант с подключением типа «online»
Вариант с подключением типа «offline», показан на рисунке 3.3
Рисунок 3.3. Вариант с подключением типа «offline»
Этапность подключения к платежной системе определятся тем, какое программное обеспечение предприятие-поставщик услуг использует для расчетов с абонентами. С учетом двух вариантов соединения можно выделить следующие четыре группы.
Установлена или будет установлена расчетная система.
Не установлена расчетная
Не установлена расчетная
Не установлена расчетная система, и не имеется собственного сервиса, возможна организация «offline» соединения.
Для первого случая реализовано два варианта подключения – «online» и «offline». Важной особенностью данного варианта является тот факт, что подключение в этом случае это вопрос установки и настройки программного обеспечения. Нет необходимости в дополнительном коде, все необходимое реализовано в расчетной системе.
Для второго случая по согласованию между сторонами описание протокола работы сервиса передается специалистам компании разработчика, которые разрабатывают библиотеку-шлюз между платежной системой и информационной системой поставщика услуг.
Для третьего случая возможно два варианта подключения.
Передача описания протокола подключения к платежной системе, а специалисты организации-поставщика (региональный технический центр) реализуют шлюз собственными силами.
По взаимной договоренности библиотеку-шлюз
разрабатывают специалисты
Для четвертого случая информационное взаимодействие осуществляется путем приема/передачи совокупности файлов с информацией о состоянии лицевых счетов и принятых платежах. Согласовываются форматы принимаемой и передаваемой информации, а также регламент обмена. Обычно от поставщика услуг платежной системе передаются данные о состоянии лицевых счетов и если это необходимо, то исходные данные для расчета по показаниям счетчиков. От платежной системы поставщику передаются данные о принятых платежах и показаниях счетчиков.
К основным функциональным возможностям
системы можно отнести
Информация о работе Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО