Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:11, дипломная работа
Целью работы является создание комплексной информационной модели платёжной системы, предназначенной для решения задач управления и планирования финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также программных компонент, построенных на её основе.
Задачи исследования:
1. Определить перечень типовых информационных объектов и процессов, а также связей между ними в информационных платёжных системах ЖКХ.
2. Разработать информационную модель электронной платёжной системы.
3. Спланировать реализацию предложенной информационной модели для разных объектов муниципальных образований, позволяющих разработать информационные платёжные системы, удовлетворяющие требованиям практической эксплуатации в различных режимах.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ
5
1.1 Структура и нормативно-правовая база ЖКХ
5
1.2 Анализ современного состояния отрасли
14
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ
26
2.1 Единый расчетный центр
26
2.2 Анализ использования информационных систем ЖКХ
30
3. РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
36
3.1 Краткое описание системы
36
3.2 Технико-экономическое описание системы
38
3.2.1 Осуществление платежей
38
3.2.2 Архитектура системы и варианты подключения
42
3.2.3 Перечень операций, выполняемых системой
45
3.2.4 Общая логика работы системы
47
4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ОКУПАЕМОСТЬ
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
59
В силу уникальности и практической неисчерпаемости углеводородных запасов и ценных минеральных богатств, хозяйственной значимости растительного и животного мира, Пуровский район обладает огромной перспективой развития.
Тем не менее, в связи с проблемами, перечисленными выше, реализация деятельности ЖКХ, по сбору платежей затруднена, что подтверждается статистикой - уровень платежей граждан составляет около 70 %.
Итак, на сегодняшний день, главной задачей реформы ЖКХ является не обеспечение 100%-ной оплаты расходов, а обеспечение собираемости платежей на уровне 98%. При собираемости платежей на уровне 98% доля должников относительно невелика, и проблемы каждого должника могут рассматриваться условно индивидуально.
Среди множества проблем, требующих решения ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). В первую очередь это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.
Учитывая невозможность
Внедрение единого расчетного центра (далее РЦ) это:
Затраты на информационную систему, выражаемые в тысячах, уменьшают задолженность на миллионы (никаким увеличением штата таких результатов не добиться).
Для решения поставленной задачи, необходимо изучить структуру объектов автоматизации, описать взаимодействия субъектов, а так же рассмотреть необходимые средства и методы, обеспечивающие решение.
Организационная структура
Типовая структура жилищно-
Рисунок 2.1. Структура жилищно-
В центре находится работа с населением по всем услугам, связанным с ЖКХ. Все предприятия, организации, службы, которые работают непосредственно с населением, входят в первый уровень задач ЖКХ, для автоматизации. Второй уровень - это учреждения, которые работают не с населением, а с предприятиями. Информационные системы этих учреждений могут содержать модули, предназначенные для работы, как с предприятиями, так и с населением.
Типовая структура жилищно-
Рисунок 2.2. Структура жилищно-
Из рисунка 2.2, видно, что в типовой схеме структуры управления присутствует отдел автоматизированных систем, на который и возлагается внедрение и настройка модулей единой платёжной системы, как для учёта средств, так и для контроля деятельности отрасли в целом.
Схема взаимоотношений участников проекта
Схема взаимоотношений участников проекта по автоматизации ЖКХ показана на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Схема взаимоотношений участников проекта
Расчетная система обычно создается на базе областного, районного или городского расчетного (информационно-расчетного, расчетно-кассового) центра. Это может быть государственное или муниципальное предприятие, акционерное общество, предприятие иной формы собственности.
При расчетном центре создается специальная служба - технический центр - для эксплуатации расчетной системы. Особенность рассматриваемого подхода в том, что технология управления системой реализуется специалистами местного технического центра (отдела).
Основным предназначением
Для плательщиков:
Для работников ЖКХ:
В качестве анализируемых, выступали системы перечисленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализируемые системы
Название |
Разработчик |
Система Пуск |
Компания «ИТДВ» |
Контек сити |
Компания «Контек софт» |
Радей |
Компания «Заказные информационные системы» |
Инари |
Компания «Инари технологии» |
Эллис |
Компания «Эллис» |
Анализируя вышеперечисленные информационные системы, направленные на автоматизацию ЖКЖ, можно выделить основные субъекты взаимодействия и присущие им функции.
Субъекты взаимодействия и их функции перечислены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Субъекты взаимодействия системы
Название |
Функция |
Администрация |
Администрация города или региона и расчетно-кассовый центр (РКЦ) взаимодействуют на основании местных нормативных актов, постановлений исполнительной власти и договоров (соглашений) об информационном обслуживании. |
Управляющие компании |
Управляющими компаниями в сфере ЖКХ являются:
Управляющие компании представляют собой разновидность поставщиков услуг, будучи посредниками для некоторых других поставщиков. Кроме того, УК также являются балансодержателями жилищного фонда. |
Расчетная компания |
Расчетная компания (РК) - общее понятие для всех юридических лиц, производящих начисления и другие расчетные функции для поставщиков. Потребность в РК возникает постольку, поскольку расчетная функция выносится за пределы организационной структуры поставщика услуги. Расчетная компания тарифицирует определенную группу услуг и, в отдельных случаях (которые зависят от условий договора с поставщиком) принимает платежи за данные услуги. |
Поставщики услуг |
В число поставщиков услуг входят как поставщики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), так и поставщики прочих услуг. В системе поставщики делятся на две основные группы в зависимости от характера их взаимодействия с РКЦ:
|
Плательщики |
Плательщики - это лица, производящие оплату за услуги. Плательщик не обязательно является потребителем услуги. Для ряда услуг в качестве потребителя и плательщика могут выступать разные лица. |
Продолжение таблицы 2.2
Сборщики платежей |
Сборщики платежей это предприятия
и организации, осуществляющие сбор
платежей пользователей жилищно-
Прочие сборщики (коммерческие сборщики или предприятия и организации, осуществляющие оплату жилищно-коммунальных и других услуг от имени своих сотрудников по зарплатным и зачетным схемам). |
В качестве основных характеристик, проанализированных платёжных систем, необходимо выделить следующие:
1. Применение в качестве базовой
архитектуры программно-
2. Использование технологии
3. Обеспечение доступа к единой
информационной базе на основе
технологии Интернет дает
Проанализированные системы
Обобщенные технологические
В таблице 2.3 проанализирован основной функционал рассмотренных систем.
Таблица 2.3
Основной функционал
Расчёт и начисление платежей |
Инари |
Контек |
Радей |
Пуск |
Эллис |
Массовый ввод показаний приборов учёта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ведение подомового учёта |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Массовая печать квитанций |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Автоматизация юридического обеспечения |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Автоматизация диспетчерской |
- |
+ |
- |
+ |
- |
Приём платежей через посредников |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приём платежей через интернет |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Приём платежей в режиме «offline» |
- |
- |
- |
+ |
- |
Предоставление типовой отчётности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предоставление сводной |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Автоматизация процессов соцзащиты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Автоматизация паспортной службы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подключение к системе поставщиков услуг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подключение к системе органов местного самоуправления |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Из таблицы 2.3, видно что основным узким местом современных систем автоматизации ЖКХ являются приём платежей в режиме «offline», позволяющем производить платежи в местах, не имеющих современных средств коммуникаций, посредством выделенного оператора. Только одна из рассмотренных систем – система Пуск, имеет такую возможность.
Информация о работе Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО