Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:11, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является создание комплексной информационной модели платёжной системы, предназначенной для решения задач управления и планирования финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также программных компонент, построенных на её основе.
Задачи исследования:
1. Определить перечень типовых информационных объектов и процессов, а также связей между ними в информационных платёжных системах ЖКХ.
2. Разработать информационную модель электронной платёжной системы.
3. Спланировать реализацию предложенной информационной модели для разных объектов муниципальных образований, позволяющих разработать информационные платёжные системы, удовлетворяющие требованиям практической эксплуатации в различных режимах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ
5
1.1 Структура и нормативно-правовая база ЖКХ
5
1.2 Анализ современного состояния отрасли
14
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ
26
2.1 Единый расчетный центр
26
2.2 Анализ использования информационных систем ЖКХ
30
3. РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
36
3.1 Краткое описание системы
36
3.2 Технико-экономическое описание системы
38
3.2.1 Осуществление платежей
38
3.2.2 Архитектура системы и варианты подключения
42
3.2.3 Перечень операций, выполняемых системой
45
3.2.4 Общая логика работы системы
47
4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ОКУПАЕМОСТЬ
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
59

Работа содержит 1 файл

Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО.doc

— 6.07 Мб (Скачать)

В силу уникальности и практической неисчерпаемости углеводородных запасов  и ценных минеральных богатств, хозяйственной значимости растительного и животного мира, Пуровский район обладает огромной перспективой развития.

Тем не менее, в связи с проблемами, перечисленными выше, реализация деятельности ЖКХ, по сбору платежей затруднена, что подтверждается статистикой - уровень платежей граждан составляет около 70 %.

Итак, на сегодняшний день, главной задачей реформы ЖКХ является не обеспечение 100%-ной оплаты расходов, а обеспечение собираемости платежей на уровне 98%. При собираемости платежей на уровне 98% доля должников относительно невелика, и проблемы каждого должника могут рассматриваться условно индивидуально.

 

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ

2.1 Единый расчетный  центр

Среди множества проблем, требующих  решения ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). В первую очередь это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно  только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое  звено реформы ЖКХ.

Учитывая невозможность организации  полноценных рабочих мест в поселениях с небольшой численностью, в связи с отсутствием рентабельности, а так же низкий процент собираемость платежей населения, необходимо осуществить реализацию единой системы коммунальных платежей – централизованного расчётного центра, который даст возможность работы с населением в любом населенном пункте района.

Внедрение единого расчетного центра (далее РЦ) это:

  • повышение уровня оплаты для поставщиков услуг;
  • уменьшение основной задолженность населения, которая является основной проблемой для поставщиков услуг;
  • учёт невостребованных долгов (проблема исковой давности);
  • анализ статистики, позволяющий прогнозировать, а значит своевременно осуществлять необходимые действия.

Затраты на информационную систему, выражаемые в тысячах, уменьшают задолженность на миллионы (никаким увеличением штата таких результатов не добиться).

Для решения поставленной задачи, необходимо изучить структуру объектов автоматизации, описать взаимодействия субъектов, а так же рассмотреть необходимые средства и методы, обеспечивающие решение.

Организационная структура

Типовая структура жилищно-коммунального  хозяйства, по возможным объектам автоматизации, показана на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1. Структура жилищно-коммунального  управления по объектам автоматизации

В центре находится работа с населением по всем услугам, связанным с ЖКХ. Все предприятия, организации, службы, которые работают непосредственно  с населением, входят в первый уровень  задач ЖКХ, для автоматизации. Второй уровень - это учреждения, которые работают не с населением, а с предприятиями. Информационные системы этих учреждений могут содержать модули, предназначенные для работы, как с предприятиями, так и с населением.

Типовая структура жилищно-коммунального  управления (области, района, города) показана на рисунке 2.2.

 

 

Рисунок 2.2. Структура жилищно-коммунального  управления

 

Из рисунка 2.2, видно, что в типовой  схеме структуры управления присутствует отдел автоматизированных систем, на который и возлагается внедрение и настройка модулей единой платёжной системы, как для учёта средств, так и для контроля деятельности отрасли в целом.

Схема взаимоотношений  участников проекта

Схема взаимоотношений участников проекта по автоматизации ЖКХ  показана на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3. Схема взаимоотношений участников проекта

 

Расчетная система обычно создается  на базе областного, районного или городского расчетного (информационно-расчетного, расчетно-кассового) центра. Это может быть государственное или муниципальное предприятие, акционерное общество, предприятие иной формы собственности.

При расчетном центре создается  специальная служба - технический  центр - для эксплуатации расчетной  системы. Особенность рассматриваемого подхода в том, что технология управления системой реализуется специалистами местного технического центра (отдела).

Основным предназначением автоматизации  отрасли, путём внедрения  единого расчетного центра являются:

Для плательщиков:

  • прозрачный расчёт сумм платежей, субсидий и льгот;
  • формирование сроков платежей;
  • получение информации о задолженностях по платежам.

Для работников ЖКХ:

  • повышение уровня оплаты для поставщиков услуг;
  • уменьшение основной задолженность населения, которая является основной проблемой для поставщиков услуг;
  • учёт невостребованных долгов (проблема исковой давности);
  • анализ статистики, позволяющий прогнозировать, а значит своевременно осуществлять необходимые действия.

2.2 Анализ использования информационных систем ЖКХ

В качестве анализируемых, выступали системы перечисленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Анализируемые системы

Название

Разработчик

Система Пуск

Компания «ИТДВ»

Контек сити

Компания «Контек софт»

Радей

Компания «Заказные информационные системы»

Инари

Компания «Инари технологии»

Эллис

Компания «Эллис»


 

Анализируя вышеперечисленные информационные системы, направленные на автоматизацию ЖКЖ, можно выделить основные субъекты взаимодействия и присущие им функции.

Субъекты взаимодействия и их функции  перечислены в таблице 2.2

 

Таблица 2.2

Субъекты взаимодействия системы

Название

Функция

Администрация

Администрация города или региона  и расчетно-кассовый центр (РКЦ) взаимодействуют  на основании местных нормативных  актов, постановлений исполнительной власти и договоров (соглашений) об информационном обслуживании.

Управляющие компании

Управляющими компаниями в сфере  ЖКХ являются:

  • дирекции единого заказчика (ДЕЗ);
  • товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).

Управляющие компании представляют собой  разновидность поставщиков услуг, будучи посредниками для некоторых других поставщиков. Кроме того, УК также являются балансодержателями жилищного фонда.

Расчетная компания

Расчетная компания (РК) - общее понятие для всех юридических лиц, производящих начисления и другие расчетные функции для поставщиков. Потребность в РК возникает постольку, поскольку расчетная функция выносится за пределы организационной структуры поставщика услуги. Расчетная компания тарифицирует определенную группу услуг и, в отдельных случаях (которые зависят от условий договора с поставщиком) принимает платежи за данные услуги.

Поставщики услуг

В число поставщиков услуг входят как поставщики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), так и поставщики прочих услуг. В системе поставщики делятся  на две основные группы в зависимости от характера их взаимодействия с РКЦ:

  • поставщики, которые передали свою базу данных лицевых счетов и расчетную функцию в РКЦ;
  • поставщики, которые производят начисления самостоятельно, либо через расчетные компании, (РКЦ производит для них только прием и обработку платежей).

Плательщики

Плательщики - это лица, производящие оплату за услуги. Плательщик не обязательно  является потребителем услуги. Для  ряда услуг в качестве потребителя  и плательщика могут выступать  разные лица.


 

 

Продолжение таблицы 2.2

Сборщики платежей

Сборщики платежей это предприятия  и организации, осуществляющие сбор платежей пользователей жилищно-коммунальных и прочих услуг для РКЦ. Основные группы сборщиков:

  • почтовые учреждения;
  • коммерческие банки.

Прочие сборщики (коммерческие сборщики или предприятия и организации, осуществляющие оплату жилищно-коммунальных и других услуг от имени своих сотрудников по зарплатным и зачетным схемам).


 

В качестве основных характеристик, проанализированных платёжных систем, необходимо выделить следующие:

1. Применение в качестве базовой  архитектуры программно-аппаратного  комплекса трехзвенной архитектуры  «клиент-сервер» на основе технологии  мониторов транзакций и серверов  баз данных, позволяет отделить  функции АПС, отвечающие за хранение данных от прикладной логики их обработки, а прикладную логику от пользовательского интерфейса. Такое разделение при развитии системы обеспечивает возможность постепенного наращивания производительности комплекса технических средств в соответствии с потребностью, упрощает развитие и сопровождение системы, позволяет выстроить эффективную защиту информации.

2. Использование технологии репликации  для обмена информацией («offline» режим) между отдельными территориально-распределенными компонентами системы. Применение данной технологии позволяет оперативно обмениваться и управлять структурой информации, необходимой для работы центров приёма платежей и организаций потребителей информации. При этом обмен данными может производиться по всем возможным цифровым каналам передачи информации.

3. Обеспечение доступа к единой  информационной базе на основе  технологии Интернет дает эффективную  и безопасную связь с необходимой  информацией.

Проанализированные системы автоматизируют информационную деятельность организаций при выполнении следующих задач:

  • учет состава и состояния жилищного фонда;
  • регистрация и учет жителей;
  • регистрация и учет паспортов и категорий граждан;
  • ввод сведений о доходах граждан;
  • ввод и учет о предоставляемых жителям компенсациях (субсидиях);
  • регистрация и учет потребителей услуг (абонентов);
  • учет организаций поставщиков услуг (тарифы, схемы, расчеты и т. д.);
  • учет льгот (скидок) при оплате услуг;
  • начисление и учет платежей;
  • перерасчет платежей по услугам;
  • расчет и перерасчет сумм пени;
  • расчет и перерасчет компенсаций (субсидий);
  • прием платежей за услуги;
  • формирование отчетов по состоянию жилищного фонда и коммунальных платежей в заданной форме;
  • обмен данными о начислениях и платежах, жилищном фонде и жителях между поставщиками услуг и агентами по приему платежей;
  • экспорт данных, необходимых в финансовом бухгалтерском учете.

 

 

Обобщенные технологические преимущества рассмотренных систем:

  • единая база данных;
  • полное управление доступом к объектам и функциям (поддержка электронного рабочего стола);
  • модульная структура системы (состав и масштабируемость);
  • высокая степень надежности;
  • гибкие механизмы настройки алгоритмов, справочников и других параметров системы;
  • развитие механизма формирования отчетов; современная технологическая основа.

В таблице 2.3 проанализирован основной функционал рассмотренных систем.

Таблица 2.3

Основной функционал

Расчёт и начисление платежей

Инари

Контек

Радей

Пуск

Эллис

Массовый ввод показаний приборов учёта

+

+

+

+

+

Ведение подомового учёта

-

+

-

+

+

Массовая печать квитанций

+

+

-

+

+

Автоматизация юридического обеспечения

+

-

-

+

-

Автоматизация диспетчерской

-

+

-

+

-

Приём платежей через посредников

+

+

+

+

+

Приём платежей через интернет

+

+

-

+

-

Приём платежей в режиме «offline»

-

-

-

+

-

Предоставление типовой отчётности

+

+

+

+

+

Предоставление сводной отчётности для аналитики

+

+

+

+

+

Автоматизация процессов соцзащиты

+

+

+

+

+

Автоматизация паспортной службы

+

+

+

+

+

Подключение к системе поставщиков  услуг

+

+

+

+

+

Подключение к системе органов местного самоуправления

+

+

+

+

+


 

Из таблицы 2.3, видно что основным узким местом современных систем автоматизации ЖКХ являются приём  платежей в режиме «offline», позволяющем производить платежи в местах, не имеющих современных средств коммуникаций, посредством выделенного оператора. Только одна из рассмотренных систем – система Пуск, имеет такую возможность.

Информация о работе Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО