Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:11, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является создание комплексной информационной модели платёжной системы, предназначенной для решения задач управления и планирования финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также программных компонент, построенных на её основе.
Задачи исследования:
1. Определить перечень типовых информационных объектов и процессов, а также связей между ними в информационных платёжных системах ЖКХ.
2. Разработать информационную модель электронной платёжной системы.
3. Спланировать реализацию предложенной информационной модели для разных объектов муниципальных образований, позволяющих разработать информационные платёжные системы, удовлетворяющие требованиям практической эксплуатации в различных режимах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ
5
1.1 Структура и нормативно-правовая база ЖКХ
5
1.2 Анализ современного состояния отрасли
14
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ
26
2.1 Единый расчетный центр
26
2.2 Анализ использования информационных систем ЖКХ
30
3. РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
36
3.1 Краткое описание системы
36
3.2 Технико-экономическое описание системы
38
3.2.1 Осуществление платежей
38
3.2.2 Архитектура системы и варианты подключения
42
3.2.3 Перечень операций, выполняемых системой
45
3.2.4 Общая логика работы системы
47
4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ОКУПАЕМОСТЬ
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
59

Работа содержит 1 файл

Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО.doc

— 6.07 Мб (Скачать)

Титульный лист

Тема: «Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО»

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ

5

1.1 Структура и нормативно-правовая база ЖКХ

5

1.2 Анализ современного состояния отрасли

14

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ

26

2.1 Единый расчетный центр

26

2.2 Анализ использования информационных систем ЖКХ

30

3. РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

36

3.1 Краткое описание системы

36

3.2 Технико-экономическое описание системы

38

3.2.1 Осуществление платежей

38

3.2.2 Архитектура системы и варианты подключения

42

3.2.3 Перечень операций, выполняемых системой

45

3.2.4 Общая логика работы системы

47

4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ОКУПАЕМОСТЬ

51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

59


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Жилищно-коммунальный сектор экономики России является одним из важнейших факторов обеспечения нормальных условий жизни граждан. В нем сосредоточена треть всех основных фондов страны.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) и объективные потребности этой отрасли обусловили спрос на современные информационные технологии. Готовность этой сферы к преобразованиям определили массовая приватизация жилищного фонда и создание негосударственных жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций. Необходимость автоматизации расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве давно стала очевидной. Для ЖКХ характерны обработка больших массивов информации в ограниченные сроки и наличие объемной справочной документации. Причем информация постоянно корректируется, так как меняются состав и категории населения, законодательство, льготы, виды услуг, цены, тарифы и алгоритмы расчета. Меняются также и структуры управления в отрасли.

Создание современных информационных систем для ЖКХ – является актуальной задачей, внедрение автоматизации расчетов – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который в конечном итоге позволяет осуществлять не только начисление и сбор коммунальных платежей, но и достичь нового качественного уровня управления предприятиями ЖКХ с оперативным информационным обслуживанием.

Для разрешения проблем создания информационных платежных систем жилищно-коммунального хозяйства необходимо решение целого комплекса организационных, технологических и технических задач. Основой решения таких задач является автоматизированная информационная система нового поколения, которая должна стать информационной инфраструктурой, объединяющей всех участников процессов начисления, приёма и учета коммунальных платежей.

Целью работы является создание комплексной информационной модели платёжной системы, предназначенной для решения задач управления и планирования финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также программных компонент, построенных на её основе.

Задачи исследования:

1. Определить перечень типовых информационных объектов и процессов, а также связей между ними в информационных платёжных системах ЖКХ.

2. Разработать информационную модель электронной платёжной системы.

3. Спланировать реализацию предложенной информационной модели для разных объектов муниципальных образований, позволяющих разработать информационные платёжные системы, удовлетворяющие требованиям практической эксплуатации в различных режимах.

 

1. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ

1.1 Структура и нормативно-правовая база ЖКХ

История взаимоотношений общества и ЖКХ начала складываться преимущественно в советское время. В этот период все основные объекты отрасли (коммунальные и жилищный фонд) находились в собственности государства, жилищно-коммунальные услуги воспринимались как государственная функция. Плата за эти услуги далеко не отражала их полной себестоимости, расходы дотировались из бюджета, а гражданами они воспринимались как практически бесплатные. Фактически содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и бюджетами министерств, ведомств, предприятий или организаций, в чьем ведении находились объекты ЖКХ. Психология, сформировавшаяся в атмосфере общей, государственной собственности породила социальную апатию и равнодушие: «общее – значит, не мое, поэтому ни за что не отвечаю и никуда не вмешиваюсь».

Процессы перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйствования, приватизации жилья в 90-е годы положили начало возникновению собственников жилых помещений, что потребовало построения новых рыночных отношений и в жилищно-коммунальном секторе путем его реформирования. Программа реформирования отрасли в основном была построена на переходе к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг. За период с 1994 г. уровень платежей граждан с символических 15% полной стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) вырос в 2005 г. до 100%-го уровня оплаты с учетом увеличения стоимости услуг в результате инфляции. До 1997 г. фактические платежи населения составляли не более 30 % затрат на их производство и предоставление:

    • в 1994 г. – 3,4 % при установленном уровне 15%;
    • в 1995 г. – 4,9 % при установленном уровне 30%;
    • в 1996 г. – 25,2 % при установленном уровне 40%;
    • в 1997 г. – 29,3 % при установленном уровне 40%;
    • в 1998 г. – 34 % при установленном уровне 50%.

Реформирование ЖКХ сопровождалось реформированием большой энергетики, местного самоуправления, передачей коммунальных объектов и жилищного фонда ведомств в муниципальную собственность, либерализацией цен, инфляцией, дефолтом.

Структура ЖКХ

В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального  хозяйства России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие  из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение  и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство. К объектам городского благоустройства относятся дорожные покрытия (булыжные, щебеночные, асфальтовые, асфальтобетонные, плиточные и др.), тротуары всех типов, мосты, путепроводы, эстакады, набережные, ливневая канализация, берегоукрепительные сооружения, зеленые насаждения (парки, сады, скверы, бульвары, газоны), уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега. Хотя в последние время вопросами благоустройства занимается предприятие "Чистый город".

В системе  жилищно-коммунального хозяйства  действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объемов услуг, работ  и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Стоимость основных фондов составила на 01.01.02 г. более 580 млрд. руб. - четвертая часть национального достояния страны. Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах - на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. В то же время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий.

В настоящее  время в строительном комплексе  функционирует более 156 тыс. организаций  и предприятий, в том числе 135,5 тыс. строительных организаций; 9,2 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 11,8 тыс. проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций с численностью работников 6,4 млн. человек. Кроме того, 4,8 млн. человек работают в более чем 40 тыс. организаций и предприятий ЖКХ. Таким образом, общая численность работников отрасли сегодня составляет свыше 11 млн. человек.

Финансирование  жилищно-коммунального хозяйства  в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы  на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплуатационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.

Нормативно-правовая база

Основные права и обязанности собственников, а так же их взаимодействия, были законодательно определены в Жилищном кодексе РФ (2005 г.).

Нормативно-правовая база реформирования ЖКХ России, показана в таблицах 1.1 и 1.2.

 

Таблица 1.1

Нормативно-правовая база ЖКХ России в области тарифообразования

Акты

Описание

1

2

Нормативно-правовые акты в области  тарифообразования

Тарифообразование в сфере капитального ремонта  жилых домов

1) Информационное письмо  Федеральной службы по тарифам  «О расходах на техническое  обслуживание внутридомового газового  оборудования» от 23 июня 2005 г. N СН-3765/9

2) Письмо Федерального  агентства по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству  «О создании механизмов привлечения  внебюджетных источников финансирования  на ликвидацию ветхого и аварийного  жилищного фонда» от 30 декабря 2004 г. N BA-6104/03

3) Письмо Федерального  агентства по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству  от 23 сентября 2004 г. N ЮТ-4730/03

4) Письмо Государственного  комитета Российской Федерации  по строительству и жилищно-коммунальному  комплексу «О порядке и источниках финансирования капитального ремонта государственного и муниципального жилищного фонда в 2003 году» от 3 ноября 2003 г. N ЛЧ-7095/13

5) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации  по строительству и жилищно  - коммунальному комплексу «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» от 13 декабря 2000 г. N 285

Тарифообразование в сфере обслуживания систем теплоснабжения и реализации тепловой энергии населению

1) Информационное письмо  Федеральной службы по тарифам  «О расходах на техническое  обслуживание внутридомового газового  оборудования» от 23 июня 2005 г. N СН-3765/9

2) Письмо Государственного  комитета Российской Федерации  по строительной, архитектурной  и жилищной политике от 30 апреля 1999 г. N ЛЧ-1487/13

3) Государственный комитет  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу  N СК-1778/1. общероссийский профсоюз  рабочих местной промышленности  и коммунально-бытовых предприятий  N 1/65-в. письмо от 25 марта 2003 года

4) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации  по строительству и жилищно-коммунальному  комплексу  «Об утверждении  "методики определения нормативных  значений показателей функционирования  водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» от 1 октября 2001 г. № 225

5) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации  по строительству и жилищно  - коммунальному комплексу «Об  утверждении методических рекомендаций  по финансовому обоснованию цены  на тепловую энергию и теплоноситель» от 28 декабря 2000 г. № 304

6) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации  по строительству и жилищно  - коммунальному комплексу «Об  утверждении типовой инструкции  по технической эксплуатации  тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» от 13 декабря 2000 г. № 285

7) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации  по строительству и жилищно  - коммунальному комплексу «Об  утверждении нормативов и методических  указаний по определению потребности  в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей» от 5 сентября 2000 г. № 200

8) Письмо Государственного  комитета Российской Федерации  по строительству и жилищно  - коммунальному комплексу «По  вопросу формирования тарифов»  от 29 августа 2000 г. N ЛЧ-3772/12

9) «Рекомендации по  нормированию и оплате труда  работников жилищного, водопроводно  – канализационного и энергетического  хозяйств», утверждены Приказом  Комитета Российской Федерации  по муниципальному хозяйству  от 15 октября 1993 г. № 50


 

Продолжение таблицы 1.1

1

2

В области тарифообразования

10) «Нормативы численности  работников, занятых техническим  обслуживанием и текущим ремонтом  подвижного состава автомобильного  транспорта, строительных и специальных  машин на предприятиях и в организациях жилищно - коммунального хозяйства», утверждены Приказом Госстроя России от 1 октября 1999 г. № 69

11) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации  по строительной, архитектурной  и жилищной политике «Об утверждении  рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» от 22 марта 1999 г. № 65

12) Приказ ФТС «Об  утверждении индексов максимально  возможного изменения установленных  тарифов на товары и услуги  организаций коммунального комплекса  с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной…» от 01.08.2006 №168-э/3

Тарифообразование в сфере технического обслуживания внутридомового газового оборудования и реализации газа населению

1) Информационное письмо  Федеральной службы по тарифам  «О расходах на техническое  обслуживание внутридомового газового  оборудования» от 23 июня 2005 г. N СН-3765/9

2) Приказ Федеральной  службы по тарифам «Об утверждении  методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению» от 23 ноября 2004 г. № 194-э/12

3) Информационное письмо  Федеральной энергетической  комиссии  Российской Федерации от 18 июня 2004 г. N ЮС-1393/9

4) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» от 13 декабря 2000 г. № 285

5) Письмо министерства  экономики Российской Федерации «О регулировании тарифов на то газового оборудования» от 24 сентября 1999 г. № 7-1084

Тарифообразование в сфере технического обслуживания лифтов и пользования ими

1) Информационное письмо  Федеральной службы по тарифам  «О расходах на техническое  обслуживание внутридомового газового оборудования» от 23 июня 2005 г. N СН-3765/9

2) Письмо Государственного комитета  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу  от 10 апреля 2003 г. № 11-01/108

3) Приказ Государственного комитета  Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» от 13 декабря 2000 г. № 285

4) Письмо министерства экономики  Российской Федерации «О регулировании тарифов по техническому обслуживанию лифтов» от 27 августа 1999 г. № 7-965

5) Письмо Государственного комитета  Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике  «О взимании платы за пользование  лифтами в жилых домах» от 25 марта 1999 г. N ЛЧ-962/13

6) Приказ Государственного  комитета Российской Федерации  по жилищной и строительной  политике «Об утверждении норм  времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание  лифтов» от 11 июля 1997 г. № 17-43

Информация о работе Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО