Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:11, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является создание комплексной информационной модели платёжной системы, предназначенной для решения задач управления и планирования финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также программных компонент, построенных на её основе.
Задачи исследования:
1. Определить перечень типовых информационных объектов и процессов, а также связей между ними в информационных платёжных системах ЖКХ.
2. Разработать информационную модель электронной платёжной системы.
3. Спланировать реализацию предложенной информационной модели для разных объектов муниципальных образований, позволяющих разработать информационные платёжные системы, удовлетворяющие требованиям практической эксплуатации в различных режимах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ
5
1.1 Структура и нормативно-правовая база ЖКХ
5
1.2 Анализ современного состояния отрасли
14
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ
26
2.1 Единый расчетный центр
26
2.2 Анализ использования информационных систем ЖКХ
30
3. РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
36
3.1 Краткое описание системы
36
3.2 Технико-экономическое описание системы
38
3.2.1 Осуществление платежей
38
3.2.2 Архитектура системы и варианты подключения
42
3.2.3 Перечень операций, выполняемых системой
45
3.2.4 Общая логика работы системы
47
4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ И ОКУПАЕМОСТЬ
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
59

Работа содержит 1 файл

Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО.doc

— 6.07 Мб (Скачать)

Долги населения по оплате за ЖКУ по состоянию на 1 января 2012 года составляют 634,1 млн. руб., что является фактической задолженностью населения за период около двух месяцев.

По состоянию на 1 января 2012 года в Ямало-Ненецком автономном округе действует 228 предприятий, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг. Из них:

  • 55 предприятий муниципальной формы собственности;
  • 5 предприятий государственной формы собственности;
  • 168 предприятий частной формы собственности (ОАО, ООО, ЗАО).

Задолженность предприятий жилищно-коммунального комплекса автономного округа за период с 2006 по 2011 годы стабилизировалась и находится на уровне: дебиторская - 2 млдр. руб.; кредиторская - 5 млдр. руб.

Сохраняются и доли составляющих задолженности:

  • по дебиторской задолженности: население - 30%, бюджетные организации - 10%, покупатели и заказчики - 35%;
  • по кредиторской задолженности: займы и кредиты - 36%, налоги и внебюджетные фонды - 30%, перед поставщиками и подрядчиками-27%. По заработной плате сумма задолженности является переходящей.

Как и в целом по России в ЯНАО на финансовое состояние предприятий в большей степени оказывает влияние проблема «накопленной» с 1998 года дебиторской и кредиторской задолженности.

Подобное состояние финансов жилищно-коммунальных организаций является наиболее существенным препятствием для стабильного функционирования систем коммунального хозяйства муниципальных образований.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, проведенная в 2003 году по Приказу Госстроя России № 142 подтвердила, что, в основном, кредиторская задолженность сформировалась в 1998 - 1999 годах.

Причина тому - высокая диспропорция между фактическими затратами предприятий ЖКК и бюджетным финансированием. Рост фактических затрат предприятий ЖКК в эти годы связан с высоким уровнем инфляции, которая спровоцировала резкий рост цен (тарифов) на материальные ресурсы, работы (услуги), при этом бюджетное финансирование оставалось на планируемом уровне.

На протяжении 1995-2000 гг. отсутствие реальных денежных средств, необходимых для осуществления взносов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, привело к начислению пени и штрафов, превышающих в десятки раз размер основных платежей. И только общегосударственная программа реструктуризации задолженности в федеральный бюджет и внебюджетные фонды позволила сократить данную задолженность за 5 последних лет почти в 3 раза.

В таблице 1.3, показана динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ Ямало-Ненецкого автономного округа за ряд лет в млн. руб.

Таблица 1.3

Задолженности предприятий ЖКХ ЯНАО

Задолженности

По состоянию на 1 января

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2011 г.

Дебиторская задолженность предприятий  ЖКХ

1 750,9

1 894,7

1 928,8

2 168,7

2 170,4

1 176,0

Покупатели и заказчики:

1 319,3

1 297,8

1 545,4

1 793,7

1 721,8

875,9

население

140,7

525,0

480,8

681,1

780,1

634,1

бюджетные организации

285,0

329,1

165,0

129,4

178,6

100,2

прочие покупатели

693,6

443,8

899,6

983,2

763,1

265,8

Кредиторская задолженность предприятий  ЖКХ

5 369,0

5 041,5

5 254,2

5 005,1

5 318,6

4 438,3

Займы и кредиты 

1 498,4

1 644,8

1 878,1

1 733,0

1 859,9

1 469,0

Поставщикам и подрядчикам 

1 360,3

1 149,6

1 166,2

1 577,2

1 451

1 778,7

Задолженность перед персоналом

108,1

166,8

120,8

165,6

172,5

100,5

Задолженность перед гос. внебюджетными  фондами 

1 378,5

1 325,3

924,5

709,3

688,4

240,1

Задолженность перед бюджетом

471,2

603,0

1 037,4

632,9

801,8

385,3

Прочие кредиторы 

552,5

152,0

127,2

187,1

345,0

464,7


 

Во исполнение требований Жилищного Кодекса РФ разработаны региональные стандарты стоимости жилищных и коммунальных услуг, детализированные по поселениям, видам жилищного фонда, с учетом средних условий в муниципальном образовании и степени благоустройства жилищного фонда. Данные стандарты стоимости применяются при расчете субсидий гражданам на оплату жилищных и коммунальных услуг, а также применяются при определении размера социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе, согласно Закону ЯНАО № 587 от 18 октября 2006 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе».

Проводится работа по задолженности предприятий ЖКК. На сегодняшний день можно выделить два возможных пути преодоления кризиса развития структуры ЖКХ: экстенсивный и интенсивный.

Первый подразумевает наращивание производственных мощностей, требует значительных инвестиций и увеличения численности и квалификации рабочего персонала. В долгосрочной перспективе в рамках реформирования ЖКХ этот подход представляется единственным возможным способом возрождения нормального функционирования предприятий данного сектора.

Однако сегодня и население, и предприятия не могут оплачивать инвестиционную составляющую в тарифе на коммунальные услуги. Поэтому, на первом этапе реформ, предприятиям, возможно, следует идти по интенсивному пути развития, объективно анализируя сложившееся кризисное положение, изыскивая имеющиеся внутренние резервы и реализуя не самые высокие по себестоимости, но эффективные программы.

Интенсивный путь развития требует в первую очередь от предприятий высвобождения внутренних резервов финансирования. Это возможно только при внедрении в практику функционирования предприятий жилищно-коммунальных услуг применения инструментов современного финансового менеджмента, в частности, механизмов бюджетирования и среднесрочного планирования.

В настоящее время в автономном округе развивается система коммерциализации отрасли ЖКК: создается региональная энергетическая компания, к содержанию (обслуживанию) жилищного фонда привлекаются индивидуальные предприниматели, создано 28 товариществ собственников жилья, в конкурсных отборах на выполнение капитального ремонта победителями становятся в 70% случаев мелкие предпринимательские структуры.

Общая сумма по конкурсам в сфере ЖКХ на исполнение муниципального заказа составила в 2010 году - 5678,9 млн. руб., в 2011 году - 7797 млн. руб. и их доли от общих бюджетных средств, выделенных на ЖКК, соответственно 92,6 % и 94,5 %.

В практике автономного округа ТСЖ, как форма управления имуществом многоквартирного жилого дома, имеет место во вновь построенном жилищном фонде. На базе очень изношенного жилищного фонда таких прецедентов нет ввиду того, что это экономически невыгодно.

В 2011 году количество созданных ТСЖ составило 28 единиц, в обслуживании которых находится 168 тыс. кв. м. жилищного фонда, что на 70 % больше, чем в 2010 году.

Подход к установлению регионального стандарта уровня платежей населения осуществляется дифференцированно, в соответствии со стоимостью услуг ЖКХ и платежеспособностью населения.

На сегодняшний день планируется довести уровень платежей населения в городах восточной зоны автономного округа до 98%. Уровень платежей планируется довести по городам до 98% к 2012 году, в сельских поселениях: по жилищной услуге до 92% к 2012 году, по коммунальным услугам - на дальнейшую перспективу, изменяя политику предоставления услуг до 96%.

На рисунке 1.5, показана платёжеспособность населения ЯНАО по оплате жилья и коммунальных услуг в 2011 году.

В основе расчета регионального стандарта платежей населения за ЖКУ заложен принцип равноправного доступа к услуге для населения. Расчетом предусматривается формирование стандарта платежей населения независимо от возможностей или недостатков существующей в различных поселениях коммунальной системы, на основании эталонных тарифов, учитывающих качество услуг. Тарифы эталонной компании - идеальные, но оптимизированные для реальных условий автономного округа.

 

Рисунок 1.5. Платёжеспособность населения ЯНАО по оплате жилья и коммунальных услуг

 

Высокие затраты на предоставление коммунальных услуг в автономном округе обуславливаются рядом объективных особенностей, в том числе:

1) Географическим  расположением региона. 

Территория автономного округа является районом Крайнего Севера, часть территории расположена на Арктическом побережье Карского моря.

Это накладывает определенные нормативные требования к надежности систем энергоснабжения и увеличивает себестоимость строительства объектов энергоснабжения и инфраструктуры.

2) Низкой  плотностью населения (0,7 человека  на 1 кв.м., 0,14 населенных пункта на 1 тыс. кв.м.) и сложной транспортной инфраструктурой.

На территории автономного округа более 30 населенных пунктов с ограниченным сроком навигации. Есть населенные пункты, в которые материалы завозятся вертолетами. Сложными являются существующие схемы доставки топлива, в некоторых населенных пунктах навигационный период ограничивается двумя летними месяцами и даже двумя неделями.

3) Наличием  обширного децентрализованного  сектора электроснабжения.

Два района получают электроэнергию от ОАО «Тюменьэнерго». На территории остальных районов расположены 68 электростанций с газотурбинными и дизельными установками 23 типов. Стоимость электроэнергии для потребителей в зоне централизованного электроснабжения в среднем в 6 раз ниже, чем для потребителей в децентрализованном секторе электроснабжения.

4) Формированием  городов и поселков автономного  округа в период массового  освоения газовых месторождений. 

Поселки строились без проекта и без обоснования выбора общей и единичной мощности установленного оборудования. В связи с этим расчетные в соответствии со способом прокладки, качеством изоляции и протяженностью сетей тепловые потери составляют до 30 % от вырабатываемой теплоэнергии (есть населенные пункты, где потери составляют 50%).

На рисунке 1.6 показана разница в структуре тарифов между секторами автономного округа с централизованным и децентрализованным электроснабжением.

 

 

Рисунок 1.6. Разница в структуре тарифов

 

В качестве примера можно рассмотреть  Пуровской Район ЯНАО.

Как административно-территориальное  образование район был создан 7 января 1932 года. В его состав входят 8 муниципальных образований.

  1. Гп. Тарко-Сале - город Тарко-Сале.
  2. Гп. Уренгой - посёлок городского типа Уренгой.
  3. Сп. Пуровское - посёлок Пуровск.
  4. Сп. Пурпе - посёлок Пурпе.
  5. Сп. Ханымей - посёлок Ханымей.
  6. Сп. Самбург - село Самбург.
  7. Сп. Халясавэй - село Халясавэй.
  8. Сп. Харампур - деревня Харампур.

Площадь района сопоставима с размерами  среднего европейского государства  и составляет 108,4 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг - более 600 км, максимальная с запада на восток - более 350 км.

Сегодня экономику района определяют нефтяники и газодобытчики. Доля добычи газа составляет 45 %, а нефти  и газоконденсата - 80 % от всего объёма добычи в округе, что соответственно составило 38 % газа и 7 % нефти от добываемых по всей России. Из 175 газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений, разведанных в ЯНАО, 114 расположено на территории Пуровского района. Немало в Пуровском районе и нерудных полезных ископаемых, известно 42 месторождения глины, диатомита, песка, гравия.

В настоящее время Пуровский  район - один из наиболее быстро развивающихся  районов округа, на территории района работают ведущие нефтегазодобывающие  компании России - ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР» и их дочерние предприятия. При этом уже сделаны первые шаги по переработке продукции. Разработан перспективный проект использования низконапорного газа для выработки дешевой электроэнергии, закрывающей потребности не только Ямала, но и соседних субъектов российской Федерации. В 2005 г. введена в эксплуатацию первая очередь Пуровского завода по переработке газоконденсата, ОАО «НОВАТЭК».

Основное занятие коренных жителей - оленеводство, звероводство, лов рыбы и заготовка дикорастущих растений. В районе насчитывается более 30 тысяч оленей, на зверофермах содержатся около тысячи голов пушного зверя. Переработку меха и кожи оленей ведут совхозы. Ведется заготовка пантов северного оленя для производства лечебного препаратов.

Развито в районе охотничье-промысловое  хозяйство. Основными промысловыми видами являются песец, лисица, соболь, горностай, ондатра, белка. Добываются также лось, дикий олень, боровая  и водоплавающая дичь. Пуровский рыбокомбинат выпускает копчёную, свежемороженую, вяленую и солёную рыбу. Перспективы развития рыболовства связаны с освоением ресурсов малых и средних озёр.

Информация о работе Единая платежная система оплаты за услуги ЖКУ в ЯНАО