Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:13, дипломная работа
В русской литературе вообще и в русской поэзии в частности, сформировалось несколько городских текстов. Особый интерес у нас вызывает “итальянский текст”, который представлен такими городами, как Рим, Венеция, Флоренция. Эти города очень различны и, в тоже время, дополняют друг друга и в своей общности представляют единый образ Италии, который очень многогранен. Он не исчерпывает себя лишь представлением архитектуры города или общими ассоциациями. Этот образ может включать в себя особое, свойственное только Италии, настроение.
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................. 4
1. Образ Италии в русской литературе ................................................................. 6
1.1 Флорентийский текст русской литературы .................................................................. 7
1.2 Венецианский текст русской литературы ................................................................... 8
2. ОБРАЗ ИТАЛИИ В ЦИКЛЕ «ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ» А. БЛОКА ........................... 14
2.1 Венецианский текст у А. Блока .................................................................................... 17
2.2 Образ Флоренции в цикле «Итальянские стихи» А. Блока ....................................... 22
2.3 “Жизнь” или “смерть” Равенны в цикле “Итальянские стихи” А. Блока ............... 24
3. Образ Италии в творчестве И. Бродского, Б. Пастернака .................... 26
3.1. Эмпирика венецианского мира .................................................................................... 28
3.2. Соотношение дискретного и континуального во внутреннем пространстве
Венеции ..................................................................................................................................... 30
3.3. Смерть в Венеции .......................................................................................................... 32
3.4. Венеция в прозе И. Бродского («Набережная неисцелимых» и «Watermark») ....... 33
3.5. Три уровня вертикали венецианского топоса ............................................................ 39
3.6. Свет и цвет ..................................................................................................................... 43
3.7. Зеркало, луна и вода ...................................................................................................... 48
3.8. Имя Венеции в русской литературе ............................................................................. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................................................ 62
Отказ от воспоминаний, кажется, не вполне коррелирует с важнейшей временной компонентой литературного образа Венеции, которая вся есть материализованная память о прошлом. Огражденный "поясом времени вместо рва", этот мир, по И. Бродскому, покоится в настоящем и неизменен в данном своем качестве. Однако у позднего И. Бродского внутривенецианские временные ориентиры меняются, и то, что именовалось настоящим, теперь воспринимается как будущее, в котором уже пребывает человек, незаметно для себя переступивший границу. У И. Бродского венецианский мир в личностном аспекте предстает как мир без прошлого и будущего. Эта временная корректировка не означает отказа от настоящего и перевода его в категорию прошлого. Прошлое вообще не актуализируется в венецианском контексте И. Бродского как отрезок завершенный и замкнутый. Тенденция его временного движения обращена в выраженную будущим бесконечность, и в этом смысле она вполне отвечает праздничности Венеции, несущей в себе взаимообратимость начала и конца, рождения и смерти.
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сочинения А.А. Блока, И.А. Бродского, Б.П. Пастернака
1. Блок А.А. Полное собрание сочинений: в 20 т./А.А. Блок – М.: Наука, 2000. –
Т. 3.
2. Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т./А.А. Блок – М.: Худ. лит., 1963. – Т. 5, 7, 8.
3. Блок А.А. Сочинения: В 2 т. / Вступ. ст. М. Дудина; сост., подгот. текста и коммент. В. Черных. – М.; Худож. лит-ра, 1986. – Т.1 Стихотворения и поэмы - 511 с.
4. Бродский И.А. Сочинения: В 7 т./ ред. Я. Гордин - СПб.: Пушкинский фонд, 1998 – Т. 2, 3
5. Пастернак Б. Избранные сочинения./ Вступит. ст. Л.С. Флейшмана – М.: Худ. лит., 2001. – 502 с.
Литература
6. Линч, К. Образ города / К. Линч. Пер. с англ. В.Л. Глазычева. Под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.
7. Лотман, Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю.М Лотман. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн, 1992. – Т.2. – 372 с.
8. Меднис, Н.Е. Венеция в русской литературе / Н.Е. Меднис – Новосибирск, 1999.–390 с.
9. Блок, А., Маяковский, В., Есенин, С. Избранные сочинения / редкол.: Г. Беленький [и др.]; вступит. ст., сост. О. Смолы. – М.: Худ. лит., 1991. – 702 с.
10. Блок, А.А. Незнакомка: Стихотворения и поэмы/А.А. Блок – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002. – 380 с.
11. Блок, А.А. Избранное/А.А. Блок - М.: Правда, 1978. – 105 с.
12. Турков, А. Александр Блок / А. Турков - М.: Советская Россия. 1986. – 324 с.
13. Блок и современность/редкол.: Ю. Прокушев [и др.]; составитель: Станислав Лесневский. – М.: Современник, 1981. – 159 с.
14. Машбиц – Веров И. Русский символизм и путь Александра Блока/И. Машбиц-Веров – Куйбышевское книжное издательство, 1969. – 223 с.
15. Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2 т. – Т. 2. – М.:Худ. лит., 1980.
16. Александр Блок. Исследования и материалы/ редкол.: Герасимов Ю.К. (отв. р-р.)
[и др.]. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1991. – 126 с.
17. Бродский, И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе / И.А. Бродский – М.: Худ. лит., 1992–289 с.
18. Пастернак Б. Воздушные пути: Проза разных лет / Б. Пастернак – М.:1982.
– 389 с.
19. Юнг, К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов / К.Г. Юнг – Киев:1996 – 242 с.
20. Лидин В. Пути и версты. Италия / Советские писатели об Италии/В. Лидин – Л.:1986 – 112 с.
21. Альфонсов, В.Н. Поэзия Б. Пастернака/В.Н. Альфонсов – Л.:, 1990 – 187 с.
22. Хализев, В.Е. Теория литературы/В.Е. Хализев - М., 1999.
23. Гордин, Я.А. Перекличка во мраке. И. Бродский/Я.А. Гордин – М.: Наука, 2000 – 241 с.
24. Берг, М. Усталый гений/М. Берг//Лит. газета.- 1996.- №9. – С. 7.
25. Генис А. Бродский в Нью-Йорке/А. Генис // Иностранная литература. – 1997. – №5. – С. 35 – 39.
26. Лосев Л. Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского/Л. Лосев // Иностранная литература. – 1996. – №5. – С. 224 - 232.
27. Бродский, И. Трофейное /И. Бродский // Иностранная литература. – 1996 – №1. – С. 41 – 42.
28. Русские поэты о Бродском // Литературное обозрение. – 1996. – №3. – С. 28 – 32.
29. Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака /Б.Я. Бухштаб // Литературное обозрение. – 1987. – №9. – С. 17 – 25.
30. Козлов В. Непереводимые годы Бродского. Две страны и два языка в поэзии и прозе И. Бродского / В. Козлов // Вопросы литературы. – 2005 – №3. – С. 12 – 16.
31. Поэт как одинокий турист: Бродский, Венеция и ... // Новое литературное обозрение. – 2004. – №67. – С. 25 - 30.
32. Бухарев, Р. Дорога Бог знает куда / Р. Бухарев // Новый мир. – 1996 – № 12. – С. 17 – 19
33. Захариева, И.П. Венецианский миф Бродского/И.П. Захариева // Русский язык и литература. – 2004 – №9. – С. 21-25.
34. Вечер памяти Бродского: Стенографическая запись. – [Электронный ресурс]. – 2006. - Режим доступа: http://www.art.spb.ru/lit/
35. Седакова О. В поисках взора: Италия на пути Блока. - [Электронный ресурс]. –2006. – Режим доступа: http://rema.ru/komment/vadvad/
Справочная литература
36. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – 752с.
37. Мифологический словарь. – М., 1992. – 736с.
38. Философский словарь. – М., 1987. – 590 с.
Информация о работе Образ Италии в творчестве Бродского, Пастернака