Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:13, дипломная работа
В русской литературе вообще и в русской поэзии в частности, сформировалось несколько городских текстов. Особый интерес у нас вызывает “итальянский текст”, который представлен такими городами, как Рим, Венеция, Флоренция. Эти города очень различны и, в тоже время, дополняют друг друга и в своей общности представляют единый образ Италии, который очень многогранен. Он не исчерпывает себя лишь представлением архитектуры города или общими ассоциациями. Этот образ может включать в себя особое, свойственное только Италии, настроение.
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................. 4
1. Образ Италии в русской литературе ................................................................. 6
1.1 Флорентийский текст русской литературы .................................................................. 7
1.2 Венецианский текст русской литературы ................................................................... 8
2. ОБРАЗ ИТАЛИИ В ЦИКЛЕ «ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ» А. БЛОКА ........................... 14
2.1 Венецианский текст у А. Блока .................................................................................... 17
2.2 Образ Флоренции в цикле «Итальянские стихи» А. Блока ....................................... 22
2.3 “Жизнь” или “смерть” Равенны в цикле “Итальянские стихи” А. Блока ............... 24
3. Образ Италии в творчестве И. Бродского, Б. Пастернака .................... 26
3.1. Эмпирика венецианского мира .................................................................................... 28
3.2. Соотношение дискретного и континуального во внутреннем пространстве
Венеции ..................................................................................................................................... 30
3.3. Смерть в Венеции .......................................................................................................... 32
3.4. Венеция в прозе И. Бродского («Набережная неисцелимых» и «Watermark») ....... 33
3.5. Три уровня вертикали венецианского топоса ............................................................ 39
3.6. Свет и цвет ..................................................................................................................... 43
3.7. Зеркало, луна и вода ...................................................................................................... 48
3.8. Имя Венеции в русской литературе ............................................................................. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................................................ 62
51
ВВЕДЕНИЕ ..............................
1. Образ Италии в русской литературе ..............................
1.1 Флорентийский текст русской литературы ..............................
1.2 Венецианский текст русской литературы ..............................
2. ОБРАЗ ИТАЛИИ В ЦИКЛЕ «ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ» А. БЛОКА ........................... 14
2.1 Венецианский текст у А. Блока ..............................
2.2 Образ Флоренции в цикле «Итальянские стихи» А. Блока ..............................
2.3 “Жизнь” или “смерть” Равенны в цикле “Итальянские стихи” А. Блока ............... 24
3. Образ Италии в творчестве И. Бродского, Б. Пастернака .................... 26
3.1. Эмпирика венецианского мира ..............................
3.2. Соотношение дискретного и континуального во внутреннем пространстве
Венеции ..............................
3.3. Смерть в Венеции ..............................
3.4. Венеция в прозе И. Бродского («Набережная неисцелимых» и «Watermark») ....... 33
3.5. Три уровня вертикали венецианского топоса ..............................
3.6. Свет и цвет ..............................
3.7. Зеркало, луна и вода ..............................
3.8. Имя Венеции в русской литературе ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..............................
Введение
Италия в русской литературе, как правило, нечто большее, чем просто страна. Образ Италии функционировал в русской поэзии уже на протяжении трех веков, но особый интерес к нему возник в конце ХIX - начале XX веков. В русской культуре этот образ выходит за пределы пространственно-временных границ и представлен такими тремя городами как Рим, Венеция и Флоренция. Важно отметить, что систематически до сих пор не описаны римский и флорентийский тексты.
В русской литературе вообще и в русской поэзии в частности, сформировалось несколько городских текстов. Особый интерес у нас вызывает “итальянский текст”, который представлен такими городами, как Рим, Венеция, Флоренция. Эти города очень различны и, в тоже время, дополняют друг друга и в своей общности представляют единый образ Италии, который очень многогранен. Он не исчерпывает себя лишь представлением архитектуры города или общими ассоциациями. Этот образ может включать в себя особое, свойственное только Италии, настроение.
Нам хотелось бы обратить внимание на “русскую Италию”, на тот ее образ, который стал формироваться уже в XVIII веке. В наше время образ собрал такое количество смыслов, что стоит говорить об итальянском тексте русской культуры. При этом следует заметить, что в русской культуре существуют и иные “городские тексты”, но в итальянском тексте видится нечто особое.
Образ Италии в русской поэзии конца XIX начала XX веков связан:
1) с Италией как страной;
2) с отдельными значимыми для русской культуры городами.
В данной работе образ Италии будет рассматриваться в рамках «городского текста». Города обладали некой особенной аурой, которая во многом определяла способность или неспособность городов рождать связанные с ними сверхтексты. Наличие метафизического дает возможность переносить материальное пространство в семиотическое, в сферу символического сознания.
Образ Италии в русской литературе – это сложный интерпретационный код. В основу исследования легли работы таких исследователей, как О. Седакова, Н. Меднис, Ю. Лотман, А. Турков, И. Машбиц-Веров, В. Альфонсов. Существует ещё ряд авторов интересных статей, материалы которых были использованы при разработке различных аспектов данной дипломной работы. Это – Б. Бухштаб, В. Козлов, Р. Бухарев, И. Захариева, М. Берг и другие.
Цель работы
Цель данного исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать природу и механизмы функционирования образа Италии в творчестве А. Блока, И. Бродского и Б. Пастернака.
Цель определила постановку основных задач:
- проследить особенности восприятия образа Италии в русской литературе.
- обратиться к понятию «городского текста».
- выявить смысловую нагрузку понятий “венецианский текст”, “флорентийский текст”.
- рассмотреть специфику реализации образа Италии в творчестве А. Блока,
И. Бродского и Б. Пастернака.
Объектом исследования стало творчество Блока, Бродского и Пастернака.
Предметом исследования явилось изучение природы и механизмов функционирования образа Италии в творчестве А. Блока, И. Бродского и Б. Пастернака.
Методология исследования
Основу методологии исследования составил комплекс методов исследования, в которые вошли историко-культурный, типологический, семиотический и философский подходы.
В теоретическом плане работа позволяет дополнить и расширить аспекты творчества А. Блока, И. Бродского и Б. Пастернака, а также использовать её результаты при подготовке к практическим занятиям по русской литературе XX века, в качестве пособия для преподавания русской литературы, при написании курсовых и дипломных работ по творчеству Блока, Бродского и Пастернака..
Диплом состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.
1. Образ Италии в русской литературе
Город занимает исключительное место в истории и в истории культуры в частности. “Все пути в город ведут, - писал Н. Анциферов в “Книге о городе”. – Города – места встреч. Города – узлы, которыми связаны экономические и социальные процессы. Это центры тяготения разнообразных сил, которыми живет человеческое общество. В городах зародилась все возрастающая динамика исторического развития. Через них совершается раскрытие культурных форм» [8, с. 3].
Города с момента их возникновения были тем пространством, которое несет огромную функциональную и смысловую нагрузку. Изначально город по отношению к деревне мыслился как центр по отношению к периферии, что сформировало особую мифопоэтику города, которая до сих пор оказывает влияние на восприятие даже самых современных из них.
Город сам, будучи центром, постоянно стремился упорядочить свою внутреннюю структуру, ориентируясь на модель мира. Расположение в центре города храма, дворцов, торговых площадей, жилых кварталов не было случайным. Вся структура города стремилась к чему-нибудь сакральному. “Более того, мыслилось, что всякий город, подобно Иерусалиму, имеет своего небесного двойника и своего небесного покровителя” [6, с. 5]. Этот двойник мог формироваться как на основе внешней структурной похожести, так и на общности настроений и ассоциаций, связанных с этими городами.
Таким образом, города всегда обладали некой особенной аурой. Степенью выражения этой ауры во многом определяет способность или неспособность городов рождать связанные с ними тексты. Именно наличие метафизического дает возможность переносить материальное пространство в семиотическое, в сферу символического сознания, и, как следствие, формирование особого языка описания, без чего немыслимо рождение текста.
“Городской текст” есть явление специфичное, связанное, по точному замечанию Л. Флейшмана, с двойной природой города “как изображения и реальности одновременно” [8, с.12]. Обе эти стороны неразрывно связаны между собой. К. Линч, автор получившей широкую известность книги “Образ города”, говорит в связи с этим о возможности читать город как текст.
Есть города, которые человеческое сознание наделяет особым статусом не только благодаря их историко-экономическому или историко-культурному значению, но и в плане особой надвещной семантике и значимости. К этому числу относятся города, семиотика которых одинаково ощущается русским, англичанином, французом... Это Рим, Флоренция, Венеция и др. Но так же есть города, особо значимые для представителей отдельной нации (Москва, Петербург для русских), есть города, семантически выделенные для какого-то отдельного человека, как Берлин для Набокова.
В русской литературе вообще и в русской поэзии в частности, сформировалось несколько городских текстов. Особый интерес у нас вызывает “итальянский текст”, который представлен такими городами, как Рим, Венеция, Флоренция.
Важное значение для представления и понимания этих городов имеет соотношение их с русскими городами. Это соответствие может быть представлено как некой близостью, так и оппозицией. Близость их представлена, в первую очередь сходством внешних признаков, оппозиция же – через мужское и женское начало.
Итак, можно сказать, что образ Италии в русской культуре, и в русской литературе в частности, очень многогранен. Он не исчерпывает себя топонимической семантикой.
Италия в русской литературе – это сложная система, которая представлена тремя городами – Римом, Венецией и Флоренцией. Эти города очень различны и, в тоже время, дополняют друг друга и в своей общности представляют единый образ Италии.
Образ Италии в русском символизме очень многогранен. Он не исчерпывает себя лишь представлением архитектуры города или общими ассоциациями. Этот образ может включать в себя особое, свойственное только Италии, настроение. Образ Италии семантически объемен, поэтому, наверное, им интересовались поэты-символисты.
Нам хотелось бы обратить внимание на “русскую Италию”, на тот ее образ, который стал формироваться уже в XVIII веке. В наше время образ собрал такое количество смыслов, что стоит говорить об итальянском тексте русской культуры. При этом следует заметить, что в русской культуре существуют и иные “городские тексты”, но в итальянском тексте видится нечто особое.
Образ Италии в русской поэзии конца XIX начала XX веков связан: 1) с Италией как страной; 2) с отдельными значимыми для русской культуры городами.
Что касается Флоренции, то этот город не настолько широко, ярко и цельно запечатлелся в русской поэзии, чтобы породить внутренне структурированный сверхтекст, но все-таки поэты-символисты обращались к ней многократно. Это обращение было сопряжено с попытками уловить ее особую и метафизическую сущность, определить ее смысловую доминанту. В результате развития флорентийской темы в русской поэзии постепенно складывается оригинальный, локальный текст, весьма отличный от иных локусов.
При прорисовке городского образа художник слова базируется на визуальных, значимых точках. У Флоренции, однако, в большинстве случаев ее материальная и визуальная выраженность мало занимает прозаиков и поэтов. Из маркирующих город точек чаще всего упоминаются река Арно и купол собора Санта Мария дель Фьоре вместе с именем Брунеллески. Флорентийский текст отчетливее обнаруживает себя в личностях знаменитых флорентийцев, нежели в пространственных формах. Таким образом, само имя Флоренции оказывается вписанным в персонализированный именной ряд. “Имя города в данном случае не просто замещается личными именами, а в определенном смысле становится служебным по отношению к именам Данте, Леонардо да Винчи, Боккаччо, Фра Анжелико и другим, как сам город вторичным по отношению к факту рождения или жизни в нем прославленных граждан его. В результате постижение Флоренции происходит как бы изнутри ее собственного пространства.
Позже во “флорентийских” поэтических текстах начинает проявляться тяга к ситуативности, к мифологизированности, что и далее сохраняется в поэзии как важный элемент флорентийского интерпретационного кода. В этом ряду ключевыми становятся две фигуры – Данте и Савонарола, взаимоудаленные во времени, характерах и судьбах, но оказавшиеся в рамках единого городского текста. “В результате, когда, к примеру, Пастернак, говоря о Микеланджело, в “Охранной грамоте” замечает: “Предела культуры достигает человек, таящий в себе укрощенного Савонаролу. Неукрощенный Савонарола разрушает ее” [8, с 18]. Пастернак оказывается близким к обозначению феномена не только Микеланджело, но и Данте, каковым тот представлен в русской поэзии, начиная с Пушкина (“суровый Дант” или даже “зловещий Дант”, как у Кюхельбекера).
В более сложном соотношении с Савонаролой видится Данте Н. Гумилеву. В стихотворении “Флоренция” (1913) Данте помещен между двумя кострами – одним, разожженным по приказу Савонаролы, где сгорает “Леда” Леонардо до Винчи, и другим, разожженным, согласно контексту стихотворения, Флоренцией, на котором сгорает Савонарола.
Информация о работе Образ Италии в творчестве Бродского, Пастернака