Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Майонез – продукт, приготовленный из высококачественного растительного масла, яичного желтка, уксуса или лимонного сока, горчицы, сахара, иногда и других приправ.
Майонез – самый популярный соус промышленного производства, особенно у российских потребителей. Родина майонеза – Франция. Происхождение названия «майонез» связано с французским городом Маоном (Майоном). Впервые классический майонез был изготовлен в 18 веке. Предшественником майонеза считается испанский соус «али-оли», который представляет собой смесь чеснока, яиц и оливкового масла.
Современная пищевая промышленность выпускает огромное количество различных сортов майон
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литературный обзор
Классификация, ассортимент и потребительские свойства майонеза…………………………………………………………………....5
Состав майонеза и технология его производства………………...........10
Упаковка, маркировка и хранение………………………………...........20
Конъюнктура рынка майонеза…………………………………………..23
Выводы…………………………………………………………………………...30
Глава 2. Анализ ассортимента и оценка качества майонеза
2.1 Анализ классификаций ассортимента майонеза……………………….32
2.2 Анализ показателей и структуры ассортимента………………………..34
2.3 Правила приемки и отбора проб…………………………………….......44
2.4 Анализ маркировки………………………………………………………46
2.5 Органолептические методы экспертизы качества……………………..49
2.6 Лабораторные методы экспертизы……………………………………...50
Выводы…………………………………………………………………...............53
Заключение………………………………………………………………………55
Библиографический список…………………………………………………….58
Приложения………………………………………
По
результатам экспертизы майонезов
марок «Mr. Ricco», «Махеев», «Слобода»,
«Московский провансаль» по показателям
внешнего вида и консистенции, вкуса и
запаха, цвета, нарушений не обнаружено.
Органолептические свойства данных образцов
соответствуют ГОСТ 30004.1-93 [1].
2.6
Лабораторные методы
экспертизы
Лабораторные методы экспертизы майонеза проводятся в соответствии с ГОСТ 30004.2-93 «Майонезы. Правила приемки и методы испытаний»[2].
В качестве исследуемых объектов взяты майонезы марок «Mr. Ricco», «Махеев», «Слобода», «Московский провансаль». Исследуются физико-химические показатели, а именно определяется уровень pH майонеза и его кислотность.
Экспертиза проводится в
Измерение pH майонеза
Аппаратура, материалы, реактивы: рН-метр лабораторный, баня водяная, термометр жидкостный стеклянный, стаканы, вода дистиллированная.
Условия выполнения измерений: температура в помещении должна быть 20 °С. .
Перед измерением рН майонеза пробу доводят до температуры 20 (+2) С, используя для этой цели теплую или охлажденную льдом воду в водяной бане.
Стеклянный стакан на 3/4 вместимости заполняют майонезом. В майонез помещают электроды и термометр. Отсчет по шкале рН-метров следует проводить после того, как показания примут постоянное значение. Время установления около 5 мин.
Данные,
полученные в результате измерений,
занесем в таблицу [2].
Таблица 2.9 – Определение pH майонеза
Значения рН | «Mr. Ricco» | «Махеев» | «Слобода» | «Московский провансаль» |
4,5 | 4,3 | 4,2 | 4,6 |
Определение кислотности
Аппаратура, реактивы: весы лабораторные, колба, цилиндр, фенолфталеин, вода дистиллированная, натрия гидроокись.
В колбу наливают 50 см3 дистиллированной воды и взвешивают 1,9-2,1 г майонеза, записывая результат в граммах до второго десятичного знака. Перемешивают содержимое круговыми движениями до полного растворения майонеза и титруют раствором гидроокиси натрия в присутствии индикатора фенолфталеина до появления слабо-розовой окраски, не исчезающей 1 мин.
Кислотность майонеза в пересчете на уксусную или лимонную кислоту, %, вычисляют по формуле:
где
Объем раствора гидроокиси натрия, пошедшего на титрования:
Рассчитаем
кислотность майонезов в
Вывод:
показатели рН и кислотности, рассчитанные
с помощью ГОСТ 30004.2, соответствуют
майонезам конкретных наименований
в соответствии с ГОСТ 30004.1[2].
Выводы
Заключение
1. Майонез представляет собой мелкодисперсную сметанообразную эмульсию типа «масло в воде», приготовленную из рафинированных дезодорированных растительных масел с добавлением белковых, вкусовых компонентов и пряностей. Майонез один из наиболее потребляемых (практически повседневных) продуктов на столе россиян, применяется в качестве приправы для улучшения вкуса и усвояемости пищи, а также в качестве добавки при приготовлении различных блюд.
К этому продукту, предназначенному для непосредственного употребления в пищу в качестве приправы, предъявляются определенные требования: бактериальная чистота, достаточно вязкая сметанообразная консистенция и способность не расслаиваться при изготовлении и хранении.
Майонезы являются универсальными продуктами, позволяющими снизить калорийность пищи путем замены некоторых ингредиентов на низкокалорийные, например сахара на подсластители и т. д.
2. Ассортимент майонеза разнообразен. Они различаются по калорийности. В майонез добавляются различные специи и добавки, например майонез с хреном, с томатом. Также майонеза классифицируются в зависимости от состава и назначения на закусочные, десертные и диетические. Консистенция майонезов также различна.
3. Майонез пользуется спросом у различных слоев населения, а российский рынок майонеза находится в стадии насыщения. Наибольшим спросом в России пользуются майонезы «провансаль», жирностью более 60%, в устойчивом пластиковом пакете без дозатора.
4. В качестве объекта исследования в данной работе выбран ассортимент майонеза в магазине «Риат-МАРКЕТ», расположенном по адресу: ул. Лежневская, 55. Были рассчитаны показатели широты, полноты, глубины, устойчивости, глубины и рациональности. В ходе работы выяснили, что ассортимент магазина рационален, представлен достаточно полно и удовлетворяет потребности различных сегментов покупателей, но новинки завозятся редко. Ассортимент устойчив, и некоторые наименования майонезов пользуются постоянным спросом. Рынок майонезов насыщен, что показывает нам высокое значение показателя полноты. Был дан анализ структуры ассортимента майонеза Основную долю в ассортименте составляет продукция торговых марок «Кальве», «Город Невест» и «Махеев». Наиболее дорогостоящей является продукция торговой марки «Мистер Рикко», немного уступает в цене майонез марки «Кальве».
5. Для проведения экспертизы качества за образцы были взяты майонезы «Mr. Ricco», «Махеев», «Слобода», «Московский провансаль». Путем проведения анализа маркировки потребительской тары было выявлено, что маркировка упаковки всех представленных образцов не соответствует требованиям ГОСТ 30004.1-93 «Майонезы. Общие технические условия». На маркировке всех образцов данные по энергетической ценности не соответствуют фактическим расчётам. Это является информационной фальсификацией.
По результатам экспертизы майонезов марок «Mr. Ricco», «Махеев», «Слобода», «Московский провансаль» по показателям внешнего вида и консистенции, вкуса и запаха, цвета, а также физико-химических показателей, а именно кислотности и рН, нарушений не обнаружено. Органолептические и физико-химические свойства данных образцов соответствуют ГОСТ 30004.1-93.
6. Качественная продукция, поступающая на российский рынок, способствует повышению спроса на нее у различных сегментов населения.
В процессе работы был исследован ассортимент майонеза в розничной торговой сети г. Иваново и оценено его качество. Цель курсовой работы выполнена.
Были выполнены поставленные задачи:
7. На основании проведённых исследований даны следующие рекомендации:
Библиографический
список
Приложения