ТВ оценка майонеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Майонез – продукт, приготовленный из высококачественного растительного масла, яичного желтка, уксуса или лимонного сока, горчицы, сахара, иногда и других приправ.
Майонез – самый популярный соус промышленного производства, особенно у российских потребителей. Родина майонеза – Франция. Происхождение названия «майонез» связано с французским городом Маоном (Майоном). Впервые классический майонез был изготовлен в 18 веке. Предшественником майонеза считается испанский соус «али-оли», который представляет собой смесь чеснока, яиц и оливкового масла.
Современная пищевая промышленность выпускает огромное количество различных сортов майон

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литературный обзор
Классификация, ассортимент и потребительские свойства майонеза…………………………………………………………………....5
Состав майонеза и технология его производства………………...........10
Упаковка, маркировка и хранение………………………………...........20
Конъюнктура рынка майонеза…………………………………………..23
Выводы…………………………………………………………………………...30
Глава 2. Анализ ассортимента и оценка качества майонеза
2.1 Анализ классификаций ассортимента майонеза……………………….32
2.2 Анализ показателей и структуры ассортимента………………………..34
2.3 Правила приемки и отбора проб…………………………………….......44
2.4 Анализ маркировки………………………………………………………46
2.5 Органолептические методы экспертизы качества……………………..49
2.6 Лабораторные методы экспертизы……………………………………...50
Выводы…………………………………………………………………...............53
Заключение………………………………………………………………………55
Библиографический список…………………………………………………….58
Приложения………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач..docx

— 151.27 Кб (Скачать)

     Показатель  ассортимента – количественное выражение  свойств ассортимента, при этом измерению  подлежит количество видов и наименований товаров. К показателям ассортимента относятся:

     1. Широта ассортимента – количество  видов, разновидностей и наименований  товаров однородных и разнородных  групп. Это свойство характеризуется  тремя показателями:

     1) Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;

     2) Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными документами или максимально возможное.

     3) Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

       Кш =       (1)

     Широта  может служить косвенным показателем  насыщенности рынка товарами: чем  больше широта, тем больше насыщенность [9].

     2. Полнота ассортимента – способность  набора товаров однородной группы  удовлетворять одинаковые потребности.

     Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров  однородной группы. Показатели полноты  могут быть действительными и  базовыми.

     Действительный  показатель полноты характеризуется  фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров  однородной группы, а базовый –  регламентируемым или планируемым  количеством товаров.

     Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому.

     Kп =      (2)

     Наибольшее  значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной [9].

     3. Новизна ассортимента – способность  набора товаров удовлетворять  изменившиеся потребности за  счет новых товаров.

     Новизна характеризуется действительным обновлением  – количеством новых товаров  в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте):

     Кн =      (3)

     Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров  улучшенного качества с целью  стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых  товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.

     Зачастую  новые товары удовлетворяют не столько  физиологические, сколько психологические  и социальные потребности. Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано  с определенными затратами и  риском, например, новый товар можнт  не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным [9].

     4. Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них. Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии. Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения. Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой [12]. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара:

     Кгл =      (4)

     5. Устойчивость ассортимента –  способность набора товаров удовлетворять  спрос на одни и те же  товары. Особенностью таких товаров  является наличие устойчивого  спроса на них.

     Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом  у потребителей (), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп ().

     Ку =      (5)

     Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров. Изготовители и  продавцы чаще всего стремятся расширить  количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в  виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной [9].

     6. Рациональность ассортимента –  способность набора товаров наиболее  полно удовлетворять реально  обоснованные потребности разных  сегментов потребителей.

     Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с  учетом реальных значений показателей  широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие  коэффициенты весомости [9]:

     Кр = Кшшууппнн     (6), где

     вп, ву, внш, — коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны и широты

     Рассчитаем  показатели ассортимента майонеза в  магазине «Риат-МАРКЕТ», расположенном  на ул. Лежневская, 55, в торговом центре «Тополь».

     1.Широта  ассортимента. В исследуемом магазине  присутствуют все группы товаров,  согласно учебной классификации,  а именно: зерномучные товары, плодоовощные  товары, крахмалопродукты, вкусовые  товары, молочные товары, пищевые  жиры, мясные товары, яичные товары, рыбные товары. Поэтому:

     Кш=

     2. Полнота ассортимента. В качестве  действительного показателя используется  итоговое количество наименований  разновидностей майонеза, представленных  в магазине «Риат-МАРКЕТ» (см. таблицу …). В качестве базового  показателя используется общее  количество разновидностей согласно  учебной классификации майонеза.

     Кп=  

     3. Глубина. В качестве базового  показателя использованы разновидности  из признаков учебной классификации.  В качестве действительных показателей  использованы различные наименования  майонеза, представленные в магазине  «Риат-МАРКЕТ» (см. таблицу 2.6).

     1) Кг= 4/15=0,27 («Кальве»);

     2) Кг =3/15=0,20 («Мистер Рико»);

     3) Кг =2/15=0,13 («Ряба»);

     4) Кг =5/15=0,33 («Город невест»);

     5) Кг =4/15=0,27(«Махеев»);

     6) Кг =1/15=0,07 («Скит»);

     7) Кг =1/15=0,07 («Слобода»);

     8) Кг =1/15=0,07 («Московский провансаль»).

     Итоговый  коэффициент равен:  
 

     4. Новизна. В качестве показателя  новых товаров используется количество  наименований, которые появились  при повторных посещениях торгового  предприятия. В данном случае  таковыми являются «Махеев» «Вегетарианский», «Город невест» «Экстра» и  «Скит» «Провансаль». В качестве  базового показателя используется  общее количество наименований  разновидностей.

     Кн=  

     5. Устойчивость. В качестве показателя  устойчивых товаров используется  общее число наименований товаров,  пользующихся устойчивым спросом.  Это такие товары, как: майонез  «Классический», «Оливковый»  торговой  марки «Кальве»; «Золотой», «На  перепелином яйце» марки «Мистер  Рико»; «Оливковый» - «Ряба»; «Экстра», «Провонсаль» - «Город Невест»; «Провансаль» - «Махеев»; «Оливковый» торговой  марки «Слобода». В качестве  базового показателя используется  общее количество наименований  разновидностей.

     Ку =

     6. Рациональность.  При расчёте  рациональности коэффициенты весомости  распределены следующим образом:  вш = 0,4, вп = 0,3, ву = 0,2,        вн =0, 1.

     Кр= (0,41+0,30,8+0,20,6+0,10,2) =78%

     Результаты  оформим в виде таблицы. 

    Таблица 2.5 - Расчёт показателей ассортимента

Показатели  ассортимента Коэффициенты Расчёт показателей  ассортимента
1 2 3
1.Широта Кш     Кш=
2.Полнота Кп     Кп=
3.Глубина Кг      
4. Новизна Кн     Кн=
5.Устойчивость Ку Ку =
6.Рациональность Кр
    Кр= (0,41+0,30,8+0,20,6+0,10,2) =78%
 

     Самыми  высокими оказались коэффициенты широты, полноты и рациональности, которые  составили 100, 80 и 78% соответственно. Самыми низкими – новизны и глубины  – 20 и 17%.  Ассортимент в магазине «Риат-Маркет» рационален, представлен достаточно полно и удовлетворяет потребности различных сегментов покупателей, но новинки завозятся редко.  Ассортимент устойчив, и некоторые наименования майонезов пользуются постоянным спросом. Рынок майонезов насыщен, что показывает нам высокое значение показателя полноты.

     Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

     Показатели  структуры ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение  и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение  количества отдельных товаров к  суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Выбор показателей  структуры ассортимента в том  или ином выражении определяется аналитическими целями [9].

     В качестве объекта исследования ассортимента майонеза выбран ассортимент магазина «Риат-МАРКЕТ», расположенного по адресу ул. Лежневская, д.55. Данные, полученные в результате исследования, занесены в таблицу.

     Таблица 2.6 – Структура ассортимента майонезов  магазина «Риат-МАРКЕТ»

Наименование  производителя и торговая марка Наименование  продукта Количество  разновидностей Цена  за кг, руб Средняя цена за кг, руб Относит. показатель структуры ассортимента, %
в натуральном выражении в стоимостном  выражении
1 2 3 4 5 6 7
ООО «Юнилевер», «Кальве» Оливковый 4 94,5 109,6 20 14,2
Французский 134,5
Экстра  легкий 112,0
классический 97,25
ОАО «Казанский жировой комбинат», «Мистер  Рикко» На перепелином  яйце 3 132,1 131,5 15 17
Золотой 137,5
Легкий 125,0
ОАО «Нижегородский МЖК», «Ряба Оливковый 2 95,8 94,7 10 12,3
Провансаль 93,6

Информация о работе ТВ оценка майонеза