Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Майонез – продукт, приготовленный из высококачественного растительного масла, яичного желтка, уксуса или лимонного сока, горчицы, сахара, иногда и других приправ.
Майонез – самый популярный соус промышленного производства, особенно у российских потребителей. Родина майонеза – Франция. Происхождение названия «майонез» связано с французским городом Маоном (Майоном). Впервые классический майонез был изготовлен в 18 веке. Предшественником майонеза считается испанский соус «али-оли», который представляет собой смесь чеснока, яиц и оливкового масла.
Современная пищевая промышленность выпускает огромное количество различных сортов майон
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литературный обзор
Классификация, ассортимент и потребительские свойства майонеза…………………………………………………………………....5
Состав майонеза и технология его производства………………...........10
Упаковка, маркировка и хранение………………………………...........20
Конъюнктура рынка майонеза…………………………………………..23
Выводы…………………………………………………………………………...30
Глава 2. Анализ ассортимента и оценка качества майонеза
2.1 Анализ классификаций ассортимента майонеза……………………….32
2.2 Анализ показателей и структуры ассортимента………………………..34
2.3 Правила приемки и отбора проб…………………………………….......44
2.4 Анализ маркировки………………………………………………………46
2.5 Органолептические методы экспертизы качества……………………..49
2.6 Лабораторные методы экспертизы……………………………………...50
Выводы…………………………………………………………………...............53
Заключение………………………………………………………………………55
Библиографический список…………………………………………………….58
Приложения………………………………………
Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. К показателям ассортимента относятся:
1.
Широта ассортимента –
1) Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;
2) Базовая широта (Шб) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными документами или максимально возможное.
3) Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:
Кш = (1)
Широта
может служить косвенным
2.
Полнота ассортимента –
Полнота
характеризуется количеством
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому.
Kп = (2)
Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной [9].
3.
Новизна ассортимента –
Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте):
Кн = (3)
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Зачастую новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности. Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, например, новый товар можнт не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным [9].
4. Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них. Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии. Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения. Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой [12]. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара:
Кгл = (4)
5.
Устойчивость ассортимента –
способность набора товаров
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп ().
Ку = (5)
Выявление
товаров, пользующихся устойчивым спросом,
требует маркетинговых
6.
Рациональность ассортимента –
способность набора товаров
Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости [9]:
Кр = Кш*вш+Ку*ву+Кп*вп+Кн*вн (6), где
вп, ву, вн,вш, — коэффициенты весомости показателей глубины, устойчивости и новизны и широты
Рассчитаем показатели ассортимента майонеза в магазине «Риат-МАРКЕТ», расположенном на ул. Лежневская, 55, в торговом центре «Тополь».
1.Широта
ассортимента. В исследуемом магазине
присутствуют все группы
Кш=
2.
Полнота ассортимента. В качестве
действительного показателя
Кп=
3.
Глубина. В качестве базового
показателя использованы
1) Кг= 4/15=0,27 («Кальве»);
2) Кг =3/15=0,20 («Мистер Рико»);
3) Кг =2/15=0,13 («Ряба»);
4) Кг =5/15=0,33 («Город невест»);
5) Кг =4/15=0,27(«Махеев»);
6) Кг =1/15=0,07 («Скит»);
7) Кг =1/15=0,07 («Слобода»);
8) Кг =1/15=0,07 («Московский провансаль»).
Итоговый
коэффициент равен:
4.
Новизна. В качестве
Кн=
5.
Устойчивость. В качестве показателя
устойчивых товаров
Ку =
6.
Рациональность. При расчёте
рациональности коэффициенты
Кр= (0,41+0,30,8+0,20,6+0,10,2) =78%
Результаты
оформим в виде таблицы.
Таблица 2.5 - Расчёт показателей ассортимента
Показатели ассортимента | Коэффициенты | Расчёт показателей ассортимента |
1 | 2 | 3 |
1.Широта | Кш | Кш= |
2.Полнота | Кп | Кп= |
3.Глубина | Кг | |
4. Новизна | Кн | Кн= |
5.Устойчивость | Ку | Ку = |
6.Рациональность | Кр |
|
Самыми высокими оказались коэффициенты широты, полноты и рациональности, которые составили 100, 80 и 78% соответственно. Самыми низкими – новизны и глубины – 20 и 17%. Ассортимент в магазине «Риат-Маркет» рационален, представлен достаточно полно и удовлетворяет потребности различных сегментов покупателей, но новинки завозятся редко. Ассортимент устойчив, и некоторые наименования майонезов пользуются постоянным спросом. Рынок майонезов насыщен, что показывает нам высокое значение показателя полноты.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
Показатели
структуры ассортимента могут иметь
натуральное или денежное выражение
и носят относительный
В качестве объекта исследования ассортимента майонеза выбран ассортимент магазина «Риат-МАРКЕТ», расположенного по адресу ул. Лежневская, д.55. Данные, полученные в результате исследования, занесены в таблицу.
Таблица 2.6 – Структура ассортимента майонезов магазина «Риат-МАРКЕТ»
Наименование производителя и торговая марка | Наименование продукта | Количество разновидностей | Цена за кг, руб | Средняя цена за кг, руб | Относит. показатель структуры ассортимента, % | |
в натуральном выражении | в стоимостном выражении | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ООО «Юнилевер», «Кальве» | Оливковый | 4 | 94,5 | 109,6 | 20 | 14,2 |
Французский | 134,5 | |||||
Экстра легкий | 112,0 | |||||
классический | 97,25 | |||||
ОАО «Казанский жировой комбинат», «Мистер Рикко» | На перепелином яйце | 3 | 132,1 | 131,5 | 15 | 17 |
Золотой | 137,5 | |||||
Легкий | 125,0 | |||||
ОАО «Нижегородский МЖК», «Ряба | Оливковый | 2 | 95,8 | 94,7 | 10 | 12,3 |
Провансаль | 93,6 |