Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Майонез – продукт, приготовленный из высококачественного растительного масла, яичного желтка, уксуса или лимонного сока, горчицы, сахара, иногда и других приправ.
Майонез – самый популярный соус промышленного производства, особенно у российских потребителей. Родина майонеза – Франция. Происхождение названия «майонез» связано с французским городом Маоном (Майоном). Впервые классический майонез был изготовлен в 18 веке. Предшественником майонеза считается испанский соус «али-оли», который представляет собой смесь чеснока, яиц и оливкового масла.
Современная пищевая промышленность выпускает огромное количество различных сортов майон
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литературный обзор
Классификация, ассортимент и потребительские свойства майонеза…………………………………………………………………....5
Состав майонеза и технология его производства………………...........10
Упаковка, маркировка и хранение………………………………...........20
Конъюнктура рынка майонеза…………………………………………..23
Выводы…………………………………………………………………………...30
Глава 2. Анализ ассортимента и оценка качества майонеза
2.1 Анализ классификаций ассортимента майонеза……………………….32
2.2 Анализ показателей и структуры ассортимента………………………..34
2.3 Правила приемки и отбора проб…………………………………….......44
2.4 Анализ маркировки………………………………………………………46
2.5 Органолептические методы экспертизы качества……………………..49
2.6 Лабораторные методы экспертизы……………………………………...50
Выводы…………………………………………………………………...............53
Заключение………………………………………………………………………55
Библиографический список…………………………………………………….58
Приложения………………………………………
Наибольшей популярностью среди российских потребителей пользуются майонезы сегмента «провансаль» (41,6%), хотя их доля несколько сокращается. Растут сегменты «оливковый» (28,9%) и «со вкусом лимона» (8,9%). Доли этих сегментов в натуральном выражении выросли за 2006 год на 0,4% и 0,9% соответственно.
Рисунок 1.3 -
Вкусовые предпочтения потребителей майонеза
Продукция
оливкового майонеза относится к
более высокой ценовой
Традиционно популярными у россиян остаются майонезы жирностью свыше 60% (54,8% потребления), их доля в натуральном выражении выросла за 2006 год на 5,1%. Доли «среднежирного» и «легкого» майонеза снижаются [15].
Рисунок 1.4 - Потребительские предпочтения
жирности майонеза
Далеко не последнее место в числе критериев, влияющих на выбор покупателей, занимает оформление майонеза, т.е. упаковка. Упаковка майонеза четко отражает его принадлежность к ценовому сегменту, т.е. майонез в баночке с крышкой твист-офф почти всегда подразумевает класс премиум, а пластиковый пакет весом 250гр. – среднюю ценовую категорию. Среди множества разновидностей упаковок майонеза лидируют различного рода пакеты. Наибольший рост спроса наблюдается на пластиковые пакеты с дозатором Doy-Pack с крышкой (DS). Доля такой упаковки в натуральном выражении выросла за 2006 год на 7,8% [15].
Рисунок 1.5 - Предпочтения упаковки
майонеза
В докризисный период сформировалась группа потребителей майонеза и соусов класса премиум. В этой категории отмечалась наибольшая активность производителей и рост объемов продаж. К сегменту премиум относятся майонезы Heinz, Hellmann’s Real, Calve в стеклянной банке.
Майонезы с вкусовыми добавками, витаминизированные или обогащенные майонезы, по статистике, пока не пользуются большим спросом у россиян — их доля по объему составляет соответственно 1,7 и 0,03%, но аналитики предрекали и этому сегменту в будущем положительную динамику роста потребления.
В России насчитывается порядка 80 специализированных масложировых предприятий и около 7-8 крупнейших масложировых холдингов. Кроме того, по данным АООТ «Союзмаргаринпром» существуют около 1000 региональных производителей майонеза меньших размеров. То, что их так много, объясняется легкостью производства этого продукта, а также невысокими ценами на оборудование. Специфика конкурентной борьбы заключается в том, что региональные компании активно сопротивляются интервенции федеральных гигантов на их внутренние, локальные рынки.
Рисунок 1.6 - Лидеры рынка майонеза
в России
В
докризисный период основные производители
увеличивали свое присутствие в
розничных сетях и
Особенностью рынка майонезов является тот факт, что игроки в основном делают ставку на одну, основную марку. Среди компаний, в портфеле которых присутствуют сразу две достаточно сильных марки, можно отметить “Петросоюз” (ТМ “Мечта хозяйки” и “Моя семья”), а также Нижегородский МЖК (ТМ “Ряба” и “Провансаль”).
Майонез - традиционный продукт питания для российской кухни. Потребителями майонеза являются 93% горожан [3]. В среднем потребление майонеза в России в расчете на одного человека составляет около 4 кг в год. Большинство потребителей майонеза потребляют его каждый день (34%) или два – три раза в неделю (24%).
Рисунок 1.7 - Частота потребления
майонеза
В дальнейшем Россию ждет укрупнение майонезного рынка, то есть все большая концентрация капитала в руках нескольких крупных участников отрасли. Приход новых игроков возможен только на местном региональном уровне. При этом изменится структура потребления: потребители начнут уходить в низкие ценовые сегменты, что отразится и на каналах потребления, а, возможно, и перераспределит позиции игроков. Велика вероятность, что на рынке усилятся позиции СТМов (марки торговых сетей) и дешевой небрендовой продукции.
Таким
образом, российский рынок майонеза
находится в стадии насыщения, и
будет стагнировать в ближайшие 1-2 года
в натуральном (объемном) выражении, а
динамика рынка свидетельствует о снижающейся
доходности производства майонеза. Цены
на майонез все последние 8 лет росли, но
ниже уровня официальной инфляции. Резкое
изменение цен происходило каждый раз,
когда был неурожай подсолнечника в России
или рост потребления биотоплива в мире.
Наибольшим спросом в России пользуются
майонезы «провансаль», жирностью более
60%, в устойчивом пластиковом пакете без
дозатора. Наилучшую положительную динамику
показывают майонезы «оливковый», жирностью
более 60% и в пластиковом пакете с дозатором
[15].
Выводы
Глава
2. Анализ ассортимента
и оценка качества
майонеза
2.1
Анализ классификаций
ассортимента майонеза
Классификации майонеза представлены в ГОСТ 30004.1 «Майонез. Общие технические условия» [1], в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД). Также существует учебная классификация майонеза.
Учебная классификация майонеза представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Признаки учебной классификации майонеза
Признак классификации | Разновидности |
|
Высококалорийные |
Среднекалорийные | |
Низкокалорийные | |
|
С томатом |
С хреном | |
Южный | |
Салатный | |
Витаминизированный | |
Лимонный | |
|
Закусочные |
Десертные | |
Диетические | |
|
Сметанообразная |
Пастообразная | |
Порошкообразная |
В учебной классификации майонеза выделяется четыре признака: калорийность, вид специй и добавок, состав и назначение и консистенция. Классификация является подробной, в каждом признаке выделяется по несколько разновидностей.
Классификация майонеза по Общероссийскому классификатору продукции представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Признаки классификации майонеза по ОКП
Признак классификации | Разновидности |
|
высококалорийные |
среднекалорийные | |
низкокалорийные | |
|
диетические |
десертные |
По ОКП выделено два признака: калорийность и состав и назначение. Классификация является неполной, выделяется малое количество разновидностей майонеза.
Классификация по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Признаки классификации майонеза по ТН ВЭД
Признак классификации | Разновидности |
|
высококалорийные |
среднекалорийные | |
низкокалорийные | |
|
Без первичной упаковки |
полимерная | |
стеклянная |
По ТН ВЭД выделяется два признака: калорийность и вид упаковки. Данная классификация также является недостаточно полной, не включает в себя возможные классификационные признаки.
В таблице 2.4 представлены признаки классификации майонеза по ГОСТ 30004.1 «Майонез. Общие технические условия».
Таблица 2.4 - Признаки классификации майонеза по ГОСТ 30004.1
Признак классификации | Разновидности |
Калорийность | высококалорийные |
среднекалорийные | |
низкокалорийные |
По ГОСТ 30004.1 выделен только один признак классификации – по калорийности майонеза. Классификация является неполной по сравнению с классификациями по ОКП, ТН ВЭД и учебной.
Таким
образом, во всех классификациях общим
является лишь один признак – классификация
майонезов по калорийности. Самой подробной
является учебная классификация.
2.2
Анализ показателей
и структуры ассортимента
Ассортиментная характеристика является одной из важнейших характеристик товаров. Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [9].