Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Майонез – продукт, приготовленный из высококачественного растительного масла, яичного желтка, уксуса или лимонного сока, горчицы, сахара, иногда и других приправ.
Майонез – самый популярный соус промышленного производства, особенно у российских потребителей. Родина майонеза – Франция. Происхождение названия «майонез» связано с французским городом Маоном (Майоном). Впервые классический майонез был изготовлен в 18 веке. Предшественником майонеза считается испанский соус «али-оли», который представляет собой смесь чеснока, яиц и оливкового масла.
Современная пищевая промышленность выпускает огромное количество различных сортов майон
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литературный обзор
Классификация, ассортимент и потребительские свойства майонеза…………………………………………………………………....5
Состав майонеза и технология его производства………………...........10
Упаковка, маркировка и хранение………………………………...........20
Конъюнктура рынка майонеза…………………………………………..23
Выводы…………………………………………………………………………...30
Глава 2. Анализ ассортимента и оценка качества майонеза
2.1 Анализ классификаций ассортимента майонеза……………………….32
2.2 Анализ показателей и структуры ассортимента………………………..34
2.3 Правила приемки и отбора проб…………………………………….......44
2.4 Анализ маркировки………………………………………………………46
2.5 Органолептические методы экспертизы качества……………………..49
2.6 Лабораторные методы экспертизы……………………………………...50
Выводы…………………………………………………………………...............53
Заключение………………………………………………………………………55
Библиографический список…………………………………………………….58
Приложения………………………………………
Производство
майонеза складывается из следующих
технологических операций, представленных
на рисунке 1.1:
Рисунок
1.1 - Технологические операции производства
майонеза
Приготовление 10%-го раствора уксусной кислоты. 10%-ый раствор уксусной кислоты готовят методом растворения концентрированного состава в расчетном количестве воды. Для улавливания капель и паров уксусной кислоты устанавливается ловушка, заполняемая раствором кальцинированной соды. В случае приготовления майонезов с ароматическими и вкусовыми добавками, приготавливают ароматизированный уксус путем настаивания в растворе уксусной кислоты различных специй (лавровый лист, черный и душистый перец, мускатный орех, кардамон, корица, гвоздика и др.).
Предварительно размолотые специи помещают в полотняный мешок, который помещают в емкость с уксусной кислотой. Затем все содержимое доводят до температуры 80 0С, после чего, не извлекая мешочек, охлаждают. Далее специи удаляют.
Подготовка
и дозирование сыпучих
Далее компоненты завешиваются и поступают в зону загрузки в смесители Р3-ОЗУ - 0,35. Загрузка сыпучих компонентов осуществляется в ручную.
Подготовка майонезной пасты. Майонезная паста готовится попеременно в двух смесителях следующим образом: В первом смесителе задается вода, затем сухое молоко, горчичный порошок, соль, сахарный песок и сода. Вода задается в количестве, из расчета обеспечения соотношения к горчичному порошку как 2,5 к 1, а к сухому молоку как 3 к 1 (для высококалорийных майонезов). Загрузку сухих компонентов ведут при работающей мешалке, затем включают нагрев (через водяную «рубашку» смесителя) и доводят температуру смеси до 90-95 0С для лучшего растворения и пастеризации компонентов. При этой температуре молочно-горчичную пасту выдерживают 15 - 20 минут, затем охлаждают (проточной холодной водой через «рубашку» смесителя) до температуры 30-40 0С, после чего в молочно-горчичную пасту подают воду и яичный порошок в соотношении 1,4 - 2,0 к 1 для высококалорийных майонезов и 2,2 - 2,8 к 1 для средне- и низкокалорийных майонезов. Загрузку производят при работающей мешалке; далее снова включают нагрев и доводят температуру пасты до 60-65 0С при которой ее выдерживают 15 - 20 минут, после чего пасту охлаждают до температуры 25-30 0С, после чего пасту перекачивают во второй смеситель. Готовность пасты в первом смесителе определяется визуально по пробе, отбираемой в процессе смешения. Проба взятая на деревянную пластинку, должна быть совершенно однородной, без видимых комочков и равномерно стекать с пластинки [11].
Приготовление «грубой» эмульсии. Во втором смесителе (Р3-ОЗУ - 0,35) готовят «грубую» майонезную эмульсию, для чего необходимо обеспечить равномерное перемешивание во всех слоях смесителя, без застойных зон.
После перекачки пасты майонеза из первого смесителя во второй, в последний при постоянном перемешивании подают расчетную порцию растительного масла с температурой 20-250С. В первые 7 - 10 минут масло подают медленно со скоростью 10 - 12 литров в минуту, затем более быстро (25 л/мин). Допускается начинать подачу масла за 3 - 7 минуты до окончания перекачки всей майонезной пасты из первого смесителя во второй. Дезодорированное масло подается в смеситель роторным насосом В3-ОРА-2 (в случае если оно хранится в цистернах), или загружается вручную (в случае если оно поступает в производство и хранится в канистрах).
После ввода растительного масла, рецептурное количество 10%-го раствора уксусной кислоты подается во второй смеситель со скоростью 6 - 8 литров в минуту. Подачу 10%-го раствора уксусной кислоты можно организовать самотечно, используя специальный мерник со шкалой. Подача раствора уксусной кислоты может быть начата одновременно с вводом последних порций растительного масла.
После подачи 10%-го раствора уксусной кислоты, перемешивание продолжают 5 - 7 минут. Очередность ввода в майонезную пасту растительного масла и 10%-го раствора уксусной кислоты должна строго соблюдаться. Это обусловлено тем, что единовременный или не поочередный ввод их может привести к расслоению эмульсии.
Полученная во втором смесителе «грубая эмульсия должна соответствовать установленному типу эмульсии «масло в воде», быть достаточно прочной и не расслаиваться до пропуска ее через гомогенизатор. Визуально такая эмульсия имеет однородный вид и не расслаивается в отобранной пробе при слабом перемешивании.
Гомогенизация «грубой» эмульсии майонеза. Важным этапом получения качественного майонеза является процесс гомогенизации, осуществляемый на роторно-пульсационном аппарате типа РПА, сочетающим в себе принципы работы центробежного насоса, дисмембратора, дизинтегратора и коллоидной мельницы. Путем пульсационных, ударных и других гидродинамических воздействий, происходящих в аппарате РПА, изменяются физико-механические свойства майонезной эмульсии, что обеспечивает получение майонеза требуемой консистенции.
Процесс
гомогенизации проводиться в
режиме циркуляции майонезной эмульсии
по схеме: смеситель - роторно-пульсационный
аппарат - смеситель. Рекомендуется
процесс гомогенизации
Тара
и упаковка должны соответствовать
требованиям санитарии и
Майонезы
упаковывают в стеклянные банки
для консервов массой нетто 100-250
г; алюминиевые тубы, покрытые внутри
пищевым лаком, массой нетто 50-250 г; бумажные
пакеты с полимерным покрытием, пакеты,
коробочки и стаканчики из полимерных
материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического
надзора, массой нетто 35-250 г. По согласованию
с потребителем для предприятий
массового питания, розничной торговли
и для промышленной переработки
майонез фасуют в стеклянные банки
для консервов массой нетто 251 г
— 10 кг. По согласованию с потребителем
для местной реализации в розничной
торговле, в общественном питании
и для промышленной переработки
майонезы упаковывают в металлические
фляги для молока массой нетто
не более 40 кг. Перед упаковыванием
майонеза во фляги должен быть вставлен
мешок-вкладыш из полимерных материалов,
разрешенных органами государственного
санитарно-эпидемиологического
Фасованный майонез укладывают крышками вверх, в ящики дощатые, деревянные, многооборотные, из гофрированного и тарного картона с предельной массой груза 10—25 кг. При ручной укладке в ящики между рядами банок, коробочек, стаканчиков вкладываются горизонтальные прокладки из картона толщиной не менее 1 мм или из гофрированного картона. По требованию потребителя дополнительно к горизонтальным прокладкам вкладывают поперечные или продольные перегородки из картона. При автоматической укладке майонеза в стаканчиках из поливинилхлорида прокладки и перегородки в ящиках не вкладываются. Майонез, фасованный в тубы, упаковывают в указанную выше тару с горизонтальными прокладками из картона. Допускается упаковывание стеклянных банок с майонезом в возвратную тару, обеспечивающую сохранность груза, в ящики, пригодные для упаковывания майонезов. По согласованию с потребителем для местной реализации майонезов используют также металлические многооборотные корзины, ящики полимерные многооборотные, ящики дощатые без крышек и тару-оборудование.
Маркировку
потребительской тары проводят
путем нанесения
Майонез
должен храниться в складских, торговых
охлаждаемых помещениях или в
холодильниках при циркуляции воздуха,
при температуре не ниже 0 °С и не
выше 18 °С, при относительной влажности
воздуха не более 75%. Недопускается хранение
майонеза под прямыми солнечными лучами.
Гарантийный срок хранения майонеза конкретного
ассортиментного наименования содержится
в техническом описании, но не превышает
30 дней при температуре хранения 0—10 °С,
20 дней — при 10—14 °Си 7 дней — при 14—18
"С. Срок хранения низкокалорийного
майонеза при таких же температурах соответственно
20, 15, 5 дней [1].
1.4
Конъюнктура рынка
майонеза
Российский рынок майонеза является одним из крупнейших в мире. Единого мнения о том, каков размер российского рынка майонеза, не существует. К 2008 г. стало ясно, что потребление майонеза в России достигло своего предела. Исследования потребителей последних лет свидетельствуют о том, что практически 100% домохозяйств заявляют о его регулярном потреблении [15].
По данным исследования Рестко Холдинг, объем рынка майонеза в России за последние 2 года снизился на 15%: в 2006 г. в стране было продано 505 тыс. т, а в 2008 г. – 425 тыс. т. Отрицательная динамика продаж была связана с повышением доходов россиян, начинающих питаться более сбалансировано.
Продажи майонеза в стоимостном выражении упали в 2007 г. по сравнению с 2006 г. почти на 3% при 11,9% инфляции. Однако в 2008 г. стоимостной объем продаж майонеза в России показал чистую положительную динамику: он составил почти 20% на фоне 13,3% инфляции. Рост стоимостного объема рынка связан с резким повышением цен на майонез. Подорожание было в первую очередь связано с низким урожаем растительного масла в России 2008 г., вызвавшим резкое повышение его закупочных цен. Растительное масло составляет порядка 50% от себестоимости производства майонеза, поэтому их цены тесно взаимосвязаны.
Рисунок 1.2 - Динамика рынка майонеза
в России с 1990 по 2008 г.
На рост продаж майонеза в последние годы повлияли два основных фактора. Во-первых, целенаправленные усилия по продвижению брендированной продукции (ТВ, пресса и т.д.). Во-вторых, расширение производства высокотехнологичных специализированных жиров, маргаринов и т.д.
По объёму производства майонезной продукции в России лидируют следующие регионы: Республика Татарстан, Москва, Нижегородская, Свердловская, Белгородская область (46,6 тыс. тонн за 2007 год). Суммарно пять этих районов производят около 60% всей майонезной продукции. Особенность производства майонеза заключается в том, что он принадлежит к относительно дешёвым и скоропортящимся товарам, поэтому перевозить его на большие расстояния невыгодно. Соответственно, каждый регион старается либо удовлетворять спрос за счет внутреннего производства, либо импортировать продукцию ближайших соседей.
Больше всего майонеза продается в Москве и Московской области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Свердловской и Ростовской областях и в республике Башкортостан. Объем продаж майонеза в остальных регионах — менее 20 тыс. тонн. Наибольшие значения показателя самодостаточности (способности местных производителей самостоятельно удовлетворить потребности региона в продукте) характерны для Белгородской и Ивановской областей, Москвы, Татарстана, Нижегородской и Свердловской областей. Перечисленные регионы имеют возможность экспортировать более 20 тыс. тонн майонезной продукции. Доля 50 крупнейших городов в общем объёме рынка майонеза в России относительно небольшая – около 14%.
По данным «ACNilsen Россия», несмотря на обилие на прилавках магазинов нетрадиционных соусов, вытеснения майонеза не происходит, соотношение доли соусов и майонезов остается относительно стабильным. Ассортиментные идеи отечественных “майонезников” формируются приблизительно в одном русле: “Провансаль”, “Оливковый” и “Легкий”. Кроме того, происходит постоянное “возделывание” ниши среднежирных и высокожирных соусов.