Шоколад горький без начинок эконом-класса на розничном рынке. Микроэкономический анализ спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Данное исследование включает в себя анализ рыночного спроса горького шоколада эконом-класса. Это означает, что выбранный продукт содержит в себе именно потребительскую полезность, а спрос будет являться функциональным. Таким образом, в анализ не будут включены элитные марки шоколада, которые удовлетворяют нефункциональный спрос и могут включать в себя разного рода дополнительные эффекты

Содержание

1. Введение. Описание товара, краткая историческая справка, значение товара для потребителя. 3
2. Общая характеристика рынка. 6
3. Характеристика спроса. Качественный анализ. 10
3.1 Факторы спроса 10
3.2 Характеристика объема продаж и цены. 15
4. Характеристика спроса. Количественный анализ. 17
4.1 Ценовая эластичность спроса. 17
4.2 Эластичность по доходу. 19
4.3 Перекрестная эластичность. 20
5. Модель потребительского поведения. 21
6. Моделирование примерной кривой спроса. 22
7. Заключение. 28
8. Список использованной литературы 30
9. Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Эссе.doc

— 775.00 Кб (Скачать)

        

        При этом тенденции  к отклонению от состояния рыночного  равновесия нет, так как это не выгодно ни одной из сторон. В нашем случае, при изучении уровня цен на горький шоколад интересующих нас марок в нескольких магазинах были получены следующие усредненные данные:

Таблица 2

Равновесные цены интересующих нас  марок

Наименование  марки шоколада Цена (за 100 гр)
«Россия – Щедрая душа» - шоколад «Российский» 26.90
«Бабаевский» 40.50
«Вдохновение» 50.50
«Воздушный» 31.50
«Альпен Голд» 30.50
Средняя цена: 35,98

        Рыночный механизм сформировал не совсем одинаковые равновесные  цены на все представленные выше марки  шоколада. Из этого можно сделать  вывод о том, что хотя данные бренды принадлежат практически к одному ценовому и покупательскому сегменту, внутри него также существует некоторое деление, которое, впрочем, не сильно повлияет на результаты нашего исследования.*

        Что касается вида конкуренции на рынке данного продукта, вполне очевидно, что здесь мы имеем дело с максимально приближенным к идеалу (совершенной конкуренции) типом. Рынок горького шоколада эконом-класса без начинок состоит из множества покупателей и продавцов («Россия – Щедрая душа», «Бабаевский», «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и т д) Производители конкурируют между собой, предлагая потребителям новинки, умело применяя рекламу и поддерживая качество своей продукции на достаточном уровне. При этом вход на рынок новых продавцов вполне возможен. Производимая шоколадная продукция может незначительно различаться по внешнему виду, вкусу и качеству. Но в целом товар приблизительно однороден.

        В целом, рынок данного  товара можно назвать вполне стабильным. Изменения происходят довольно редко и, чаще всего, они предсказуемы. Например, сейчас очевидной тенденцией в развитии рынка шоколадных изделий в России является увеличение спроса и, соответственно, увеличение предложения. Так происходит потому, что общая политическая и экономическая обстановка в нашей стране становится все более стабильной. Следовательно, доходы населения также становятся стабильнее и выше, поэтому потребители начинают активнее интересоваться данным видом товара. Покупатели, для которых раньше шоколад был лакомством, которое доступно лишь на праздник, смогут покупать этот продукт намного чаще. А те, для которых в принципе шоколад был доступен всегда, смогут увеличить качество покупаемого лакомства, перейдя на  более дорогие марки.

        Рынок горького шоколада – это горизонтально интегрированный рынок товаров-заменителей. В рамках этого рынка возможно взятие под контроль или даже полное поглощение одной фирмой другой, так как они обе находятся в одной и той же отрасли промышленности и стадии производства. Ярким примером является поглощение компанией Nestle фабрики «Россия – Щедрая душа», которое произошло в 1991 году во многом из-за экономического обвала 90-х годов. Несомненными плюсами такой горизонтальной  интеграции является снижение издержек за счет ликвидации дублирующихся процессов производства, эффекта массовости (скидки у поставщиков за более крупные заказы), обмена опытом и технологиями и уменьшения конкуренции. В то же время  очевидными минусами горизонтальной  интеграции будет снижение уровня диверсификации, относительная длительность интеграционных процессов и недовольство коллектива. Очевидно, что горизонтальная интеграция на нашем рынке будет выгодна в долгосрочной перспективе, когда как в краткосрочной может привести к спаду производства. Поэтому горизонтальные поглощения очень выгодны, когда производство находится в стабильном состоянии или на спаде. В этой ситуации уменьшение издержек – самое рациональное решение.

3. Характеристика спроса. Качественный анализ.

3.1 Факторы спроса

     Для того, чтобы составить экономическую  модель спроса, необходимо выявить  факторы (детерминантность), влияющие на него.

     Все факторы спроса можно подразделить на те, которые находятся во власти продавца, и те, на которых производитель не может оказать никакого влияния.

     К первой группе относятся такие факторы, как цена и реклама.

      Цена влияет на объем спроса (суммарную величину спроса всех покупателей данного товара – количество товара, которое потребитель желает и может приобрести по данной цене). Таким образом, изменение в цене не повлияет на положение всей кривой спроса, а лишь только изменит положение точки на графике.

Влияние неценовых факторов                             Влияние изменения цены

       Реклама, как фактор спроса, не только сдвинет кривую вверх,  но и изменит ее наклон.  

     Например, если запустить рекламный проект, цель которого – убедить покупателей в том, что горький шоколад продлевает жизнь, то цена увеличится, правда не очень резко, и выручка увеличится также.

     Слоган  шоколада «Вдохновение» - «Вдохновение – превыше всего» и красивая, изящная и изысканная реклама  обратит на себя внимание молодых дам и представителей сильного пола, которые захотят сделать приятное своим избранницам.

     Реклама шоколада «Альпен Голд» поощряет людей к динамике, юмору и оптимизму. Маленькие слабости – шоколад  – необходимо позволять себе, особенно, когда перед ними так сложно устоять.

     Шоколад «Бабаевский», не слишком активно  занимающийся рекламой, в последнее  приобрел новый слоган («Бабаевский» - настоящий шоколад») и новую  яркую упаковку.

     Горький шоколад «Российский» в своей  рекламе сделал акцент на способ приготовления и старинную рецептуру. Потребителя подталкивают к выводу, что шоколад с таким названием обязательно должен быть самым любимым шоколадом для всех граждан России.

     Шоколад «Воздушный» настраивает покупателей  на легкость и игривость, чем становится особенно привлекательным для веселых и немного легкомысленных барышень.

     Факторами спроса, на которые производитель  не может повлиять, будут следующие: наличие товаров-заменителей и товаров-дополнителей, сезонность, мода, доход покупателя, государственная политика, демографические факторы, культурные особенности, традиции, обычаи, рыночные ожидания и т д.

     Для горького шоколада очень трудно найти  абсолютные заменители. В редких случаях его могут заменить какао или горячий шоколад. Возможна замена другим сортом шоколада или шоколадными конфетами. В любом случае абсолютных заменителей нет. Этот факт является очень выгодным с позиции производителя.

     По  результатам опроса: «Чем бы Вы могли  заменить горький шоколад?» среди 25 респондентов разного возраста были получены следующие данные:

     Таблица 3

Чем вы обычно заменяете  горький шоколад?
Респонденты Какао Горячим шоколадом Другим  сортом шоколада Шоколадными конфетами Ничем
18-44 лет 4% 8% 12% 4% 72%
44-59лет 0% 4% 20% 4% 72%
60-75 лет 0% 0% 8% 4% 88%
 
 
 
 

     Диаграмма 2

     

     Что касается дополнителей, то их также практически нет. Обычно к горькому шоколаду покупают чай или кофе, в некоторых случаях алкогольные напитки, такие как коньяк или ликер. Кроме того, это касается больше мужчин, к горькому лакомству иногда добавляют букет цветов. Однако все эти дополнители являются чисто условными, не абсолютными.

     По  результатам опроса: «Что Вы обычно покупаете к горькому шоколаду?»  среди 25 респондентов разного возраста были получены следующие данные:

     Таблица 4

Что Вы обычно покупаете  к горькому шоколаду?
Респонденты Чай или кофе Алкогольную продукцию Цветы или сувениры Обычно  ничего
18-44 лет 12% 8% 8% 72%
44-59лет 20% 8% 4% 68%
60-75 лет 36% 0% 0% 64%
 
 
 
 
 
 
 
 

     Диаграмма 3

     

     Сезонность также оказывает значительное влияние на спрос. Как известно, летом из-за жары шоколад очень часто теряет свой товарный вид. Кроме того, он вызывает жажду, что очень не выгодно в теплое время года. Поэтому объемы продаж на шоколад, и горькое лакомство не является здесь исключением, значительно падают. В холодное время года, зимой и осенью, а также ранней весной, объемы продаж, наоборот, значительно возрастают. В этот период шоколад не только доставляет удовольствие, но и согревает, а также придает жизненные силы и оптимизм. Кроме того, в праздники покупательская способность любого шоколада резко увеличивается по вполне понятным причинам.

     Описанные процессы очень хорошо видны, если проследить динамику по объемам продаж горького шоколада выбранных марок хотя бы за 4 года.* Например, объемы продаж горького шоколада «Российский» фабрики «Россия – Щедрая душа» значительно возрастали в период с декабря по март, что можно объяснить, во-первых, холодным временем года, а во- вторых большим количеством праздников: Новый год, Рождество, 23 февраля, 14 февраля и 8 марта. А если взглянуть на динамику объемов продаж горького шоколада «Воздушный», то к уже сказанным особенностям можно прибавить ярко выраженный спад покупательской способности в самые теплые месяцы – с мая по сентябрь. А график продаж горького шоколада «Вдохновение» характеризуется очень резкими скачками, что можно объяснить наличием праздников в такие месяца как январь, февраль и март. В остальное же время объемы продаж этого товара резко падают, очевидно, в связи с тем, что «Вдохновение» - больше подарочный шоколад, который особенно актуален именно в праздничные дни. Шоколад «Альпен Голд» сохраняет все эти тенденции. Следует отметить, что все перечисленные марки шоколада, несмотря на скачки и временные спады, имеют в качестве основной тенденции значительное возрастание объемов продаж. Таким образом, общая динамика является положительной. Продажи шоколада «Бабаевский», напротив, после неожиданного максимума объема продаж в 2009 году постепенно пошли на убыль. Такое явление можно объяснить тем, что внимание покупателей переместилось в 2010 году на другие марки шоколада. Возможно, этому поспособствовала активная реклама таких брендов как «Россия – Щедрая душа», «Альпен Голд» и «Вдохновение».

     Мода также является довольно ощутимым фактором, влияющим на спрос на горький шоколад эконом-класса. Во многом этому явлению способствует реклама. Все перечисленные в данной работе бренды являются актуальными и модными на российском рынке в настоящее время, именно поэтому они и были выбраны в качестве определяющих.

     Доход покупателей, как легко можно убедиться, сопоставив между собой графики динамики цен и объема продаж, оказывает огромное влияние на рыночный спрос.* Несмотря на то, что цены на товар постоянно увеличиваются по ряду причин (инфляция, увеличение издержек производства, а также подорожание какао-бобов на мировом рынке в связи с неурожаем), объемы продаж шоколада постоянно растут. Это связано, в первую очередь, с тем, что общий уровень жизни, а значит и доходы, возросли в последнее время. Потребитель может позволить себе шоколад намного чаще, более высокого качества и в больших количествах.

     Государственная политика также может оказывать существенное влияние на спрос. Например, если государство установит высокие пошлины на вывоз шоколада отечественных марок за границу, то большинство продукции останется в нашей стране. Соответственно, предложение будет слишком большим, поэтому цена, для того, чтобы придти в свое равновесной состояние, уменьшится, что очень выгодно для потребителей. Также государство может устанавливать «потолок» и «пол» цены, чтобы защитить потребителей или производителей соответственно. Антимонопольные законы, налоги или субсидии также оказывают значительное влияние на спрос.  
 

3.2 Характеристика объема продаж и цены.

     Объем продаж и цены уже частично затрагивались в предыдущем разделе. В целом можно сказать, что динамика продаж, также как и цен, практически в каждом случае будет иметь положительный характер.* Основной тенденцией в этих двух характеристиках спроса будет являться рост как абсолютных, так и относительных значений.

     В данной таблице представлены средние, максимальные и минимальные значения цен и объемов продаж по выбранным  нами маркам шоколада и в целом  по всему рынку горького шоколада эконом-класса без начинок на розничном рынке.

     Таблица 5

     «Средние, максимальные и минимальные

     цены  и объемы продаж (за месяц) по выбранным

Информация о работе Шоколад горький без начинок эконом-класса на розничном рынке. Микроэкономический анализ спроса