Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:45, курсовая работа
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ РЫНКА ТРУДА
1.1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА РЫНКА ТРУДА
1.2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА
2. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА
3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДИАГРАММА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ
ГРАФИК 1. ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ И ЛИЦ, ИЩУЩИХ РАБОТУ
ТАБЛИЦА 1. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
ТАБЛИЦА 2. СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Безработица
как неравновесие на рынке труда
Студентки
II курса
Заочного отделения По специальности экономическая теория Бондаренко
Светланы Юрьевны Научный руководитель к.э.н. доцент Михалкина
Е.В. |
Ростов-на-Дону
2003
СОДЕРЖАНИЕ
| ||
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Занятость
населения составляет необходимое
условие для его
Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.
Степень разработанности. При написании теоретической части данной курсовой работы в качестве основных источников использовалась следующая литература:
- подробное
разъяснение международных
- представление
о системе взглядов, отражающих
концепцию развития рынка
- основные понятия и виды безработицы наиболее полно описаны в книге Чепурина М. Н., Киселева Е. А. “Курс экономической теории”;
- конкретные статистические данные по РТ взяты из ежемесячной газеты “Человек и работа”.
Для своей курсовой работы я использовала в основном статьи периодических изданий. Это, прежде всего “Социологические исследования”, “Вопросы экономики”, “ЭКО”, “Социально-политический журнал” и др. Все публикации в вышеупомянутых изданиях были рассмотрены и изучены, начиная с 1993 года.
Проблемой безработицы в РТ занимается незначительное количество исследователей. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в силу того, что РТ еще достаточно молода, в ней нет того сформировавшегося института, который существует в других регионах России. Во-вторых, нет достаточного финансирования.
Цель данного исследования. Показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности.
Задачи.
- выявить
основные особенности
- раскрыть
тенденции развития социальной
структуры современного
- рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его определение.
Методолого-
Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теорий с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.п.
Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М.Кейнс, позже Р.Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе – объемом производства.
Как
и сторонники кейнсианского подхода,
представители школы
По мнению представителей данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка, что позволит, в частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом увеличить занятость в стране.
Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж.Данлоп, Л.Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.
В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.
Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.
Ни один из перечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.
Нормативно-правовая
база. Для написания курсовой работы
автор использует данные Госкомстата
РФ.
Структура
курсовой работы. Структура работы
позволяет последовательно осветить в
первой части теоретические вопросы формирования
рынка труда, во второй – вопрос о конкретных
формах безработицы, а в третьей – проблему
доведения безработицы до оптимального
уровня через государственное регулирование
занятости.
1. ТЕОРИЯ РЫНКА ТРУДА
1.1. Сущность и специфика рынка труда
Рынок труда занимает особое место в структуре рыночных отношений. Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара- труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателем и наемными работниками. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате.
В
последнее время среди
Справедливости ради стоит отметить, что и среди западных ученых не все придерживаются расширительной трактовки рынка труда. К их числу принадлежат, например, Р.Эренберг и Р.Смит, которые пишут: «...Рынок труда состоит из всех тех, кто покупает или продает труд... В любой конкретный день буквально тысячи фирм и тысячи работников находятся «на рынке» и пытаются совершить эту сделку».
На
рынке труда получает оценку стоимость
рабочей силы, определяются условия ее
найма, в том числе величина заработной
платы, условия труда, возможность получения
образования, профессионального роста,
гарантии занятости и т.д. Рынок труда
отражает основные тенденции в динамике
занятости, ее основных структурах (отраслевой,
профессионально-
Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей
силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения – биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.
Купля-продажа рабочей силы в отличие от других товаров не сопровождается сменой ее собственника, поскольку она поступает в распоряжение покупателя не навсегда, а лишь на время труда. Поскольку рабочая сила, будучи проданной, не меняет собственника, а остается принадлежностью работника, время от времени возникает необходимость в корректировке условий оплаты и использования труда, чего не происходит при купле-продаже обычных товаров, проданных раз и навсегда и сменивших собственника. В качестве примера можно привести процессы, связанные с издержками обращения по поддержанию денежного хозяйства (замена пришедших в негодность купюр и может, обсчет денежной массы вне рынка и т.д.) тот факт, что это чистые издержки обращения, но очевидно и то, что они экзогенны по отношению к рынку. С внерыночными явлениями в сфере обращения мы сталкиваемся и у Дж. М. Кейнса. По Кейнсу, искусственное повышение совокупного денежного спроса достигается манипулированием экзогенными по отношению к рынку методами, прежде всего увеличение не государственного долга эмиссией.
Однако поскольку это касается занятой, уже использованной в конкретных хозяйственных структурах рабочей силы, купленной работодателем (покинувшей рынок труда и переместившейся в сферу производства), названные процессы по свойству - продолжение процессов обращения, совершаемых в сфере производства (использование рабочей силы).
Иными словами, контракт о найме оформляет рыночный акт – купли-продажи рабочей силы. Дальнейшие же изменения условий найма, поскольку они касаются уже проданной и функционирующей рабочей силы, носят внерыночный характер, хотя и протекают в сфере обращения.
Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. В него входят и шахтер, нанимающийся для добычи угля под землей, и рок-певец, подписывающий договор на проведение концертов, и ученый, получающий деньги для проведения нужных заказчику исследований, и министр, которому государство платит жалованье за руководство определенной сферой деятельности.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:
Большинство
исследователей приходят к выводу о
двойственности современного рынка
труда, где функционируют, по крайней мере,
два неконкурирующих друг с другом рынка
рабочей силы, или два сегмента единого
рынка рабочей силы. Наиболее упрощенная
формула этой сегментации – наличие двух
независимых друг от друга рынков рабочей
силы, основанных на профессионально-
Один
рынок охватывает рабочие места
специалистов с высшим образованием,
управляющих и администраторов
всех звеньев, высококвалифицированных
рабочих. Это высокооплачиваемые группы
рабочей силы, имеющие высокий уровень
квалификации, надежные гарантии занятости.
К нему также относятся рабочие места
техников, административно-
Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.
Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового типа сегментации рынка труда, основанного на смешанном, профессионально-отраслевом делении рабочей силы:
-
рынок, охватывающий
- рынок в старых, традиционных секторах экономики, бывших в недавнем прошлом главными.
Одновременно
отметим ослабление так называемого
внутреннего рынка труда
Усиливающаяся ориентация компаний на работников, подготовленных и переподготовленных вовне, объясняется также ростом мобильности рабочей силы. Мобильность рабочей силы сегодня все чаще определяется принадлежностью не к фирме (раньше для многих категорий работников преобладало внутрифирменное перемещение и продвижение), а к той или иной профессии.
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы экономически развитых стран, в последнее время прослеживаются две важные тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда. Занятость в сельском хозяйстве США сократилась с 6,7 млн.чел. в 1960г. до 3 млн.чел. в 2000г.2, а в сфере услуг возросла с 30,3 млн.чел. до 92,5 млн.чел.
В России пока отраслевая структура занятости прямо противоположна той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято около 52 % экономически активного населения, а в сфере услуг – только 48 %3.
2. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1.
ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.
Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.
Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница
между структурной и
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.
Скрытая безработица - это феномен отечественной экономической мысли, западные исследователи о ней ничего не говорят, хотя вплотную подходят к ней, обсуждая возможность снижения заработной платы вместо увольнения. Скрытая безработица в качественном плане отражает ту часть занятых, которая стала излишней в связи со спадом производства. Это достаточно мобильная часть, которая в случае изменения конъюнктуры рынка, финансового или нормативно-правового состояния предприятий, а также по собственному желанию работников может быть либо высвобождена, либо эффективно занята. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
Естественный
уровень безработицы
выше нуля, так как
она в той или
иной мере существует
всегда во фрикционной
или структурной
формах.
2.2.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ В
РОССИИ
Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5 процентов от потенциального ВНП.
С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.
При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:
Оценивая,
безработицу как потери общества,
следует отметить также следующие
факторы экономической
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты.
Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
На конец июля 2002 г. численность безработных в России составляла 5,45 млн. человек, уровень безработицы – 7,6% экономически активного населения. За январь-июль 2002 г. численность безработных уменьшилась на 738 тыс. человек.
Численность
зарегистрированных безработных к
концу февраля составляла нескольким
более 1,3 млн. человек, или 1,8% экономически
активного населения.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА.
Правительственная программа
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
- обеспечение
равных возможностей всем
- поддержание
трудовой инициативы граждан,
содействие и поощрение в
- координация
деятельности в области
- участие
профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей,
трудовых коллективов, их
- предоставление
социальных гарантий и
- обеспечение
социальной защиты в области
занятости, проведение
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.
Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:
а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных.
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения;
в) обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры.
г)
поощрение территориальной
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
д)
регулирование международных
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.
е) регулирование демографических процессов.
Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию.
Реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне.
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
1.Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
3.
Консультация обращающихся в
службу занятости трудящихся
и работодателей о
4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5.
Организация профессиональной
В
настоящее время уровень
6.
Оказание услуг в
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости
7.
Регистрация безработных и
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
8.
Оплата стоимости
9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10.
Подготовка предложений и
11.
Разработка республиканских и
региональных программ
Таким
образом, функции Государственной службы
занятости значительно расширились по
сравнению с функциями ранее действовавшей
системы трудоустройства населения.
В результате проведенного анализа, автор сделал выводы:
1) На рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.
2)
Кроме того, имеется избыток дешевой
и высокопроизводительной
3)
При выборе путей формирования
рынка труда надо исходить
из необходимости изучения и
анализа внутренних
4)
В эпоху высокоразвитой
5)
Рынок труда становится
1. Трудовой кодекс РФ. М.: издательско-книготорговый центр «Юринформ», 2002.
2. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В. Экономика труда. - Ростов-на-Дону., Феникс, 2002.
3. Бузгалин А. В. Переходная экономика. М.: Таурус, 2001.
4. Завельский М. Г. Экономика и социология труда. Курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2001.
5. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2000.
6. Руденко Г. Г. Служба занятости и ее функции. М.: РЭА, 1999.
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва: Дело, 1999.
8. Экономика/ Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1999.
9. Экономическая теория/ Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд. ИМПЭ, 1999.
10. Экономика труда/ Под ред. Г. Р. Погосяна и Л. И. Жукова. М.: Экономика, 2001.
11. Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.
12. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?// Вопросы экономики. 2001. №9.
13. Костин Л. Занятость, зарплата и инфляция.// Человек и труд. 1999. №2.
14. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике.// Человек и труд. 1999. № 2,3.
15. Заславский И. О пользе рынка труда.// Вопросы экономики. 1999. № 9.
16. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России.// Вопросы экономики. 1999. № 5.
17. Миляева Л. Экономические стороны «скрытой» безработицы.// Экономист. 2001. №5.
18. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения.// Экономист. 2000. №4.
19. Стендинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы.// Вопросы экономики. 2000. № 12.
20. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития.// Экономист. 2000. №12.
21. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2002 г. III. Москва, 2002.
22. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики. // Вопросы экономики. 2000. №4.
23. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике.// Вопросы экономики. 1999. № 5.
24. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы - к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. №2.
25. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда.// ЭКО. 1999. №2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диаграмма 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. график 1.
Динамика численности безработных
на конец месяца
Общая
численность безработных |
Численность
официально зарегистрированных безработных | ||||||
тыс. чел. |
в % к | тыс. чел. |
в % к | ||||
соответст-вующему периоду предыдущ-его года | преды- дущему периоду |
соответст-вующему пе-риоду предыдущего года | Преды- дущему периоду | ||||
2001г. | |||||||
Январь | 7079 | 81,0 | 100,6 | 1053 | 85,3 | 101,5 | |
Февраль | 7119 | 83,0 | 100,6 | 1094 | 88,9 | 103,9 | |
Март | 6769 | 82,9 | 95,1 | 1104 | 91,8 | 101,0 | |
I квартал (в среднем за месяц) | 6989 | 82,3 | 99,5 | 1083 | 88,6 | 108,1 | |
Апрель | 6419 | 82,6 | 94,8 | 1092 | 94,8 | 98,9 | |
Май | 6068 | 82,1 | 94,5 | 1044 | 97,6 | 95,6 | |
Июнь | 6095 | 83,5 | 100,4 | 1002 | 99,3 | 96,0 | |
II квартал (в среднем за месяц) | 6194 | 82,7 | 88,6 | 1046 | 97,2 | 96,6 | |
Июль | 6122 | 85,1 | 100,4 | 1005 | 101,6 | 100,3 | |
Август | 6149 | 86,7 | 100,4 | 1014 | 102,9 | 100,9 | |
Сентябрь | 6200 | 87,8 | 100,8 | 997 | 103,0 | 98,3 | |
III квартал (в среднем за месяц) | 6157 | 86,5 | 99,4 | 1006 | 102,5 | 96,1 | |
Октябрь | 6252 | 88,9 | 100,8 | 1011 | 104,4 | 101,4 | |
Ноябрь | 6303 | 90,1 | 100,8 | 1065 | 106,5 | 105,4 | |
Декабрь | 6354 | 90,3 | 100,8 | 123 | 108,3 | 105,4 | |
IV квартал (в среднем за месяц) | 6303 | 89,7 | 102,4 | 1066 | 106,4 | 106,1 | |
Год (в среднем за месяц) | 6411 | 85,1 | 1050 | 98,1 | |||
2002г. | |||||||
Январь | 6354 | 89,8 | 100,0 | 177 | 111,8 | 104,8 | |
Февраль | 6390 | 89,8 | 100,6 | 1249 | 114,2 | 106,1 |
Состав безработных по образованию.
Информация о работе Безработица как неравновесие на рынке труда