Шоколад горький без начинок эконом-класса на розничном рынке. Микроэкономический анализ спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Данное исследование включает в себя анализ рыночного спроса горького шоколада эконом-класса. Это означает, что выбранный продукт содержит в себе именно потребительскую полезность, а спрос будет являться функциональным. Таким образом, в анализ не будут включены элитные марки шоколада, которые удовлетворяют нефункциональный спрос и могут включать в себя разного рода дополнительные эффекты

Содержание

1. Введение. Описание товара, краткая историческая справка, значение товара для потребителя. 3
2. Общая характеристика рынка. 6
3. Характеристика спроса. Качественный анализ. 10
3.1 Факторы спроса 10
3.2 Характеристика объема продаж и цены. 15
4. Характеристика спроса. Количественный анализ. 17
4.1 Ценовая эластичность спроса. 17
4.2 Эластичность по доходу. 19
4.3 Перекрестная эластичность. 20
5. Модель потребительского поведения. 21
6. Моделирование примерной кривой спроса. 22
7. Заключение. 28
8. Список использованной литературы 30
9. Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Эссе.doc

— 775.00 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации 

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Национальный исследовательский  институт - 
Высшая школа экономики»

Факультет социологии
 
 
 
 

Эссе  по микроэкономике на тему

«Шоколад горький без начинок

эконом-класса на розничном рынке.

Микроэкономический анализ спроса»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Студентка группы № 133

              Спирина М. О.

                                      

              Научный руководитель

                Азоева  О. В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва  2011 

Содержание: 

1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение. Описание товара, краткая историческая справка, значение товара для потребителя.

     Горький или темный шоколад – это кондитерское изделие, которое получается только на основе какао-бобов и сахара. В  России относительно этого продукта был утвержден государственный  стандарт, согласно которому в горьком шоколаде должно содержаться не менее 55% какао-продуктов и не менее 33% масла какао.*

        Совершая  небольшой экскурс в историю, следует отметить, что в России шоколад появился в начале XIX века, когда один купец привез какао-бобы из Нью-Йорка. Кроме того, существует версия, по которой шоколад вместе с кофе появился в нашей стране благодаря Петру I. В любом случае, Петербург является родиной российского шоколада: первое производство было основано именно здесь. Плиточный шоколад выпускали позже в Москве и Самаре. Сначала шоколад был лакомством только для людей из высшего общества, но постепенно его потребление распространилось на все население. С этого времени и по сегодняшний день шоколад в любых его видах – одно из самых любимых лакомств россиян.

     Данное  исследование включает в себя анализ рыночного спроса горького шоколада эконом-класса. Это означает, что выбранный продукт содержит в себе именно потребительскую полезность, а спрос будет являться функциональным. Таким образом, в анализ не будут включены элитные марки шоколада, которые удовлетворяют нефункциональный спрос и могут включать в себя разного рода дополнительные эффекты

     Горький шоколад обладает прекрасными вкусовыми  качествами: благородным ароматом и  терпким, немного горьковатым вкусом. Исходя из этого, можно выделить основную усредненную функцию данного вида продукции – удовлетворение потребности в «горькой сладости», а также концентрация большого объема какао в удобной и компактной форме. Данная функция в целом определяет рыночный спрос на горький шоколад. Однако кроме основной существует множество дополнительных функций, о которых средний потребитель иногда даже не догадывается, но, тем не менее, они все же оказывают некоторое влияние на кривую спроса данного товара.

     Учеными по всему миру было доказано, что горький шоколад, по сравнению с молочным и белым, намного полезнее для нашего организма. Целебные свойства этого замечательного лакомства достигаются благодаря высокому содержанию какао-продуктов, биологически активные компоненты которых исключительно полезны для нашего здоровья. Во-первых, в горьком шоколаде содержатся особые вещества – алкалоиды теобромин и кофеин, которые оказывают стимулирующие и бодрящее воздействие на человека. Не случайно, после употребления даже небольшого количества горького шоколада у нас повышается работоспособность и выносливость, исчезает утомление и плохое настроение. Кроме того, высокое содержание полифенолов благотворно влияет на сердечнососудистую систему, поэтому употребление горького шоколада может снизить риск образования тромбов и в целом улучшить работу сердца. К тому же,  горький шоколад является уникальным продуктом, потому что не вызывает аллергических реакций и способствует предупреждению такого опасного заболевания как сахарный диабет, и не смотря на свою калорийность легко усваивается организмом и не может стать причиной лишнего веса.

     Теперь  необходимо выделить покупательский сегмент на рынке горького шоколада эконом-класса. Обращаясь к результатам опроса, проведенного Исследовательским Центром портала SuperJob.ru на 30-31 мая 2008 года среди 1800 респондентов из семи округов РФ*, можно сделать довольно интересные выводы. Оказывается, в нашей стране горький шоколад предпочитают 42% (примерно 60023937 человек от общего населения РФ) опрошенных, что на 2 %  меньше, чем любителей молочного шоколада. Интересен тот факт, что мужчины в среднем потребляют горького шоколада на 16 % больше, чем женщины. Это может быть связано с тем, что именно темный шоколад является отличным дополнением к коньяку или вину, а также обладает ярко выраженным «благородным», отнюдь не приторным вкусом. Кроме того, судя по результатам исследования, именно мужчины предпочитают шоколад без различных начинок и наполнителей (около 53% опрошенных - 7574492 человека от общего населения РФ), тогда как представительницы прекрасного пола (45% опрошенных – 64311361 человек от общего населения РФ) выбирают лакомство с изюмом, орехами или вафлями. Из этого можно сделать вывод о том, что шоколад с начинкой (Х) и шоколад без начинки (У) будут составлять два различных рынка, а не один.  Кривые безразличия при этом будут сильно различаться.

      Х и Y – товары-заменители          Х и Y – не связанные товары. Наш случай. Кривая Кобба-Дугласа.                                                                                                                                                                                                                                          

     

 
 

 
 

        Цель нашего исследования – анализ горького шоколада именно без начинок.

        Таким образом, можно  сделать вывод, что потребителями горького шоколада эконом-класса без начинок будут, в первую очередь, мужчины среднего (44-59 лет)* и пожилого возраста (60 -75 лет)* со среднем и ниже среднего достатком, для которых данный продукт будет являться как лакомством и удовольствием, так и средством поддержания здоровья. Кроме того, покупателями горького шоколада, правда в меньшем количестве, будут молодые женщины-гурманы, следящие за своей физической формой (18-44 лет)*. Стоит заметить,  что среди покупателей данного продукта будут практически отсутствовать дети (7-13 лет)* и подростки (14-19 лет)*, для которых важным являются ярко выраженные вкусовые качества (сладкий вкус) и которые пока не слишком задумываются о своем здоровье. Следует отметить, что в сравнении с общим количеством потребителей шоколада (особенно молочного), сегмент покупателей горького лакомства отнюдь не так широк, не смотря на его растущую популярность.

        Основными игроками в сегменте темного шоколада эконом-класса без начинок в России являются следующие марки: «Россия – Щедрая душа», «Бабаевский», «Вдохновение», «Воздушный» и «Альпен Голд».**

        Шоколадная фабрика  «Россия», основанная в 1969 году, является одной из самых крупных не только в нашей стране, но и в Европе. Предприятие расположено в Самаре и принадлежит кампании Nestle.

        Кондитерский концерн  «Бабаевский» (объединенные кондитеры)- одно из самых старейших предприятий в России, производящих шоколад. Свою историю эта московская фабрика ведет с 1804 года. Сегодня контрольный пакет акций принадлежит ООО «Амидис». Концерн «Бабаевский» выпускает две марки горького лакомства: шоколад «Бабаевский» и «Вдохновение».

        Пористый шоколад  «Воздушный» - также один из самых  успешных брендов на российском рынке  шоколада. Свою историю эта марка ведет с 2000-х годов. Права на производство шоколада «Воздушный» принадлежат компании «Kraft Foods».

        Шоколад «Альпен  Голд» присутствует на рынке шоколадной продукции в России с 1992. Начиная с этого времени бренд успешно развивался, постепенно выходя на лидирующие позиции в своем ценовом сегменте. «Альпен Голд» также принадлежит компании «Kraft Foods».

        Рыночный  спрос на горький  шоколад без начинки  эконом-класса будет рассмотрен с позиции этих брендов, как основных и определяющих на российском рынке.

2. Общая характеристика рынка.

     Рынок – это форма организации общественного производства и распределение ограниченных ресурсов и благ, обеспечивающее взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Другими словами, рынок – это взаимоотношения людей в процессе обмена или купли-продажи товаров или услуг. Стоит отметить, что рынок – это нечто нематериальное, абстрактное. Важной характеристикой рынка является тот факт, что каждая сторона принимает решения рационально. Изучение рынка – очень сложная задача, так как он очень многообразен в своих проявлениях и зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных.

     Цель  данной работы – изучить спрос на горький шоколад без начинок эконом-класса. Для этого необходимо охарактеризовать рынок данного товара и определить его основные особенности.

     В первую очередь необходимо сказать  о характере рынка. В данном случае горький шоколад является потребительским товаром, который готов к непосредственному потреблению, а не фактором производства.  Исследуемый рынок – розничный. Из этого следует, что покупателями будут являться индивиды, а продавцамифирмы.

     Теперь  определим географические границы рынка. Хотя они довольно условны и окончательное решение дать довольно трудно, все же можно попытаться сделать некоторые выводы. В своих рассуждениях я использовала метод продвижения от большего к меньшему. Итак, если взять в качестве пространственного объекта целый мир (глобальный рынок), то изменение в цене на горький шоколад без начинки в одной части света, например в Северном полушарии, никак не отразятся на покупательском спросе на тот же товар в Южном полушарии. Очевидно, что средний потребитель не поедет в другую часть света для того, чтобы купить шоколад несколько дешевле. Значит, рынки двух полушарий будут совершенно разными.

     Рисунок 1

     

      Рассуждая аналогичным образом, можно прийти к выводу о том, что потребитель  не захочет ехать с одного конца  материка на другой, с одной части  страны в другую и даже из одного города в другой для того, чтобы приобрести шоколад выгоднее. Ценовой сегмент данного продукта таков, что издержки на дорогу будут слишком большими, и разница в цене не сможет их возместить. Данную точку зрения подтверждает опрос, проведенный среди 25 опрошенных респондентов разного возраста. На вопрос: «Как далеко Вы готовы пойти, чтобы купить шоколад несколько дешевле?»  практически все респонденты определили для себя в качестве допустимых географических рамок тот квартал, в котором они живут. Некоторые респонденты, особенно люди преклонного возраста в силу состояния здоровья или других причин все время совершают покупки только в одном магазине, никак не реагируя на изменения цен в других. Из этого можно сделать вывод о том, что рынок горького шоколада является локальным рынком в чистом виде.

Таблица1

Результаты  опроса: «Как далеко Вы готовы пойти, чтобы  купить шоколад несколько  дешевле?»

Диаграмма 1

Возраст В пределах города В пределах улицы В пределах квартала Только  в один магазин  и ни в какой иной
18-44 лет 0% 0% 80% 20%
44-59лет 0% 4% 88% 8%
60-75 лет 0% 0% 60% 40%

        Теперь необходимо отметить, что цена и объем продаж на рынке данного товара определяются исходя из условия равновесия. Рыночное равновесие – это такая ситуация в экономике, когда спрос на товар при данной цене равен предложению на этот же товар по той же цене. Если графически изобразить кривые спроса и предложения на горький шоколад, то в результате координаты точки пересечения будут соответствовать равновесной цене и равновесному объему продаж.

Информация о работе Шоколад горький без начинок эконом-класса на розничном рынке. Микроэкономический анализ спроса