Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:39, контрольная работа
Данное исследование включает в себя анализ рыночного спроса горького шоколада эконом-класса. Это означает, что выбранный продукт содержит в себе именно потребительскую полезность, а спрос будет являться функциональным. Таким образом, в анализ не будут включены элитные марки шоколада, которые удовлетворяют нефункциональный спрос и могут включать в себя разного рода дополнительные эффекты
1. Введение. Описание товара, краткая историческая справка, значение товара для потребителя. 3
2. Общая характеристика рынка. 6
3. Характеристика спроса. Качественный анализ. 10
3.1 Факторы спроса 10
3.2 Характеристика объема продаж и цены. 15
4. Характеристика спроса. Количественный анализ. 17
4.1 Ценовая эластичность спроса. 17
4.2 Эластичность по доходу. 19
4.3 Перекрестная эластичность. 20
5. Модель потребительского поведения. 21
6. Моделирование примерной кривой спроса. 22
7. Заключение. 28
8. Список использованной литературы 30
9. Приложения 31
Как можно убедиться из таблицы, Перекрестная эластичность в основном меньше 1. Из этого можно сделать вывод о том, что горький шоколад «Вдохновение» и молочный шоколад «Аленка» являются заменителями, но не абсолютными. Этот факт подтверждает результаты, полученные при помощи опроса и описанные ранее. Потребитель, при отсутствии в магазине шоколада «Вдохновение» возможно остановит свой выбор на шоколаде «Аленка», но вероятность этого довольно мала, также как и вероятность полного удовлетворения потребности и извлечения максимальной полезности покупателем.
Рассмотрим спрос на горький шоколад эконом-класса без начинки на розничном рынке с точки зрения потребителя. Как известно, цель потребителя – максимизировать свою полезность при заданном бюджетном ограничении, поэтому он всегда будет действовать рационально.
Исходя из того, что горький шоколад практически не имеет дополнителей и заменителей, линии безразличия будут представлены в форме кривых Кобба-Дугласа. Соответственно, оптимум – точка, в который потребитель сможет израсходовать весь свой бюджет с максимальной для него полезностью, будет находиться в точке касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения.
Для примера возьмем потребителя с бюджетным ограничением 1000 рублей, который хочет купить шоколад «Альпен Голд» (товар Х) по средней цене 23,04 р. и какой-то другой товар (Товар Y) по цене 100 р. Линия его бюджетного ограничения примет вид: 23,04*Х+100*Y=1000. Функция полезности данного потребителя имеет вид: ХY=100. Найдем оптимальный вариант для данного потребителя. Для этого выразим У через бюджетное ограничение: У=10-0,2304*Х. Теперь подставим У в функцию полезности: 10*Х-0,2304*Х2 =100. Приравняем к 0 и решим квадратное уравнение. После этого получим два значения Х (27 и 15) и соответственно два значения У (3 и 7). Таким образом, располагая функцией полезности и бюджетом, которые индивидуальны для каждого потребителя, и ценами на продукты, можно спрогнозировать наилучший выбор данного покупателя. Описанный способ нахождения оптимума не является единственным. На сегодняшний день ученые-маркетологи, используя подобные механизмы, с успехом предсказывают поведение потребителя в магазине.
В заключение, используя всю ранее полученную информацию, необходимо попробовать вывести примерную кривую спроса на горький шоколад эконом-класса без начинок на розничном рынке.
В усредненном линейном виде функцию спроса можно представить так:
Q(D) = A-B*P (в качестве цены возьмем среднюю цену на горький шоколад эконом-класса – 35,98 р)
1) Сначала попробуем смоделировать свой собственный индивидуальный спрос, используя табличную модель:
Таблица 9
Табличная модель индивидуального спроса
Цена (р) | Спрос индивидуальный (шт) |
30 | 4 |
35,98 | 3 |
38 | 2 |
41 | 1 |
50 | 0 |
Таким образом, мой индивидуальный спрос будет выражен в виде следующей функции: Q(D) = 10-0,2*P.
Считая
себя средним и объективным
Таблица 10
Табличная модель рыночного спроса*
Цена (р) | Спрос рыночный (шт) |
30 | 571656544 |
35,98 | 428742408 |
38 | 285828272 |
41 | 142914136 |
50 | 0 |
Рисунок 8
Таким образом, рыночный спрос будет выражаться следующей функцией:
Q(D) = 1429141360-28582827,2*P.
Следует заметить, что этот результат отнюдь не является точным и окончательным в силу большой погрешности.
2)
Теперь попробуем составить математическую
модель спроса исходя из опроса 25 респондентов
разного пола и возраста. В ходе исследования,
анкетируемым предлагалось ответить,
какое количество плиток горького шоколада
они готовы приобрести по данной цене.
Результаты несколько отличаются от данных
индивидуального спроса.
Таблица 11
Результаты опроса по теме:
«Какое количество плиток шоколада
Вы приобрели бы по данной цене?»
Респонденты | 30 р. | 35,98 р. | 38 р. | 41 р. | 50 р. |
18-44 лет | 4 шт. | 3 шт. | 2 шт. | 1 шт. | 0 шт. |
44-59лет | 3 шт. | 2 шт. | 1 шт. | 0 шт. | 0 шт. |
60-75 лет | 3 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 0 шт. | 0 шт. |
На
основе полученных данных попробуем
составить усредненную и
Таблица 12
Табличная модель индивидуального спроса
Цена (р) | Спрос индивидуальный (шт) |
30 | 3 |
35,98 | 2 |
38 | 1 |
41 | 0 |
50 | 0 |
Рисунок 9
Таким образом, индивидуальный спрос будет выражен следующей функцией: Q(D) = 12,3-0,3*P.
Затем, умножив эти данные на численность населения той географической единицы, которая нас интересует, мы сможем получить приблизительный рыночный спрос на данный товар в целом.
Таблица 13
Табличная модель рыночного спроса*
Цена (р) | Спрос рыночный (шт) |
30 | 428742408 |
35,98 | 285828272 |
38 | 142 914 136 |
41 | 0 |
50 | 0 |
Рисунок 10
Таким
образом, рыночный спрос будет выражаться
следующей усредненной
3)
Теперь возьмем конкретный
Таблица 14
Опрос, проведенный среди персонала ТЦ «Проспект»,
город Пенза на тему: «Как, по Вашему мнению,
изменится объем продаж горького шоколад в
целом за неделю при конкретных значения цен?»*
Количество | Цены | ||||
30 р | 35,98 р | 38 р | 41 р | 50 р | |
2000 | 100% | 100% | 100% | 90% | 80% |
2500 | 100% | 100% | 90% | 65% | 60% |
3000 | 100% | 100% | 75% | 40% | 20% |
3500 | 100% | 100% | 60% | 35% | 10% |
4250 | 100% | 100% | 50% | 15% | 0% |
5000 | 60% | 40% | 25% | 8% | 0% |
Исходя
из данных этой таблицы можно попробовать
смоделировать спрос
Таблица 15
Усредненная табличная модель спроса в конкретном магазине за неделю
Цена (р) | Спрос (шт) (максимально возможный) |
30 | 4800 |
35,98 | 4250 |
38 | 3200 |
41 | 2200 |
50 | 1900 |
Рисунок 11
Таким образом, спрос на товар в данном конкретном магазине за период времени неделю будет выражаться следующей функцией: Q(D) = 7557-91,9*P.
Теперь рассчитаем полученные данные для населения России в целом, исходя из приблизительных данных о том, что в неделю данный магазин посещают примерно 2000 людей, которые являются потенциальными клиентами горького шоколада.
Таблица 16
Табличная модель рыночного спроса*
Цена (р) | Спрос рыночный (шт) |
30 | 342993926 |
35,98 | 303692539 |
38 | 228662617 |
41 | 157205549 |
50 | 135768429 |
Рисунок 12
Таким
образом, рыночный спрос будет выражаться
следующей усредненной
Сравнив результаты, мы можем сделать вывод, что, с учетом довольно больших погрешностей, функции рыночного спроса очень похожи.
1 способ | 2 способ | 3 способ |
Q(D) = 1429141360-28582827,2*P. | Q(D) = 1757843872,8-42874240,8*P. | Q(D) = 1678935647,8-65721387*P. |