Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель курсового проекта:
- углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по предмету «Квалиметрия и управление качеством»;
- развитие навыков практического применения полученных знаний, умения находить оптимальное решение конкретных задач и анализировать полученные результаты;
- ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсового проекта;
- формирование творческого подхода к решению проблем, возникающих в процессе работы;
- получение навыков производства статистических расчетов.
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Обзор ассортимента 5
1.1.1 История возникновения объекта оценивания 5
1.1.2 Технология изготовления продукта 7
1.1.3 Товароведческая классификация 9
1.1.4 Нормативная документация, определяющая требования
к качеству…………………………………………………………………11
1.1.5 Ассортимент мёда в магазине «Тара» 11
1.2 Выбор метода оценивания 12
1.3 Алгоритм оценки качества продукции 14
1.4 Классификация потребителей. Ситуация оценивания 16
1.4.1 Субъективизм понятия «качество» 16
1.4.2 Классификация категорий потребителей продукции 17
1.5 Номенклатура показателей качества. Дерево свойств 20
1.6 Выбор показателей свойств 22
2 Расчетная часть 24
2.1. Нахождение коэффициентов весомостей показателей качества 24
2.1.1 Сущность экспертного метода нахождения коэффициентов весомости 24
2.1.2 Алгоритм нахождения коэффициентов весомостей показателей качества 26
2.1.3 Выбор шкалы. Составление анкет 27
2.1.4 Проверка анкет на согласованность 29
2.1.5 Нахождение качества экспертов 31
2.1.6 Нахождение коэффициентов весомостей 34
2.2 Нахождение единичных показателей качества продукции 38
2.2.1 Описание исследуемых образцов, проведение дифференциальной оценки 38
2.2.2 Определение методов нахождения показателей для оценки качества продукции 39
2.2.3 Описание не экспертных методов нахождения качества 40
2.2.4 Определение значений показателей, которые находятся экспертным методом 42
2.3 Перевод показателей в безразмерную форму 46
2.4 Комплексная оценка качества продукции 47
3 Выводы 52
Список использованной литературы 53
Приложения
1 при
общей оценке качества
2 при
классификации оцениваемой
3 при
определении номенклатуры
4 при
определении коэффициентов
5 при
оценке показателей качества
продукции органолептическим
6 при выборе базовых образцов и их безразмерных показателей качества;
7 при сертификации продукции.
Экспертный метод оценки уровня качества продукции не должен использоваться, если качество можно оценить другими методами с большей точностью или с меньшими затратами. Его необходимо использовать в задачах характеризующихся наличием одного из условий:
1 задача не может быть решена никаким другим способом;
2 другие
методы являются или менее
точными, или более
Результаты общей экспертной оценки такого сложного комплекса свойств, какими является качество продукции, имеют элементы неопределенности и необоснованности. Поэтому экспертная оценка качества продукции в целом является предварительной, ненасыщенной информативно и только в первом приближении ориентировочно характеризует качество оцениваемого изделия.
Метод является не пригодным, так как является субъективным. Наиболее объективным аргументом против их применения является то, что экспертные оценки не достоверны, отсюда не пригодны для использования в научных исследованиях. Достоверными считаются научные данные удовлетворяющие двум условиям:
1 точности
– можно ожидать погрешность
до 5 – 10 %, вполне сопоставимую
с погрешностью многих
2 воспроизводимости
– для достижения высокой
2.1.2 Алгоритм
нахождения коэффициентов
Наиболее общий алгоритм экспертных операций оценки качества продукции состоит из следующих этапов:
1 Этап подготовительный, который включает:
- формирование рабочей группы;
- формирование экспертной группы;
- классификация продукции и потребителей;
- построение структурной схемы показателей качества.
2 Этап получения индивидуальных экспертных оценок, который включает:
- выбор процедуры назначения оценок экспертами;
- выбор метода получения информации от эксперта и подготовка необходимых для опроса документов (анкет, пояснительных записок);
- опрос экспертов.
3 Этап получения коллективных экспертных оценок:
- Обобщение индивидуальных экспертных оценок;
- Определение согласованности индивидуальных экспертных оценок;
- Определение объективности коллективных экспертных оценок.
2.1.3 Выбор шкалы. Составление анкет
Различают несколько оптимальных типов оценочных шкал:
1 Шкала наименований
С помощью данной шкалы можно отличить один объект от другого, причем если такие объекты пронумерованы, то номера выступают в роли своеобразных ярлыков или этикеток. Эта шкала является классификационной шкалой, она используется лишь для цифрового кодирования отдельных свойств в анкетах.
2 Шкала порядка (ранга)
С помощью данной шкалы можно упорядочить (ранжировать) оцениваемые объекты в порядке возрастания или убывания количественной характеристики какого– либо свойства. Преимущество этой шкалы в том, что при её применении упрощается экспертная процедура упорядочивания показателей качества по их значимости для потребителей.
3 Шкала интервалов
С помощью данной шкалы можно проранжировать объекты и в установленных единицах измерения определить насколько один объект больше другого, но так как начало отсчета вводиться произвольно, то с её помощью нельзя определить во сколько раз один объект больше другого.
4 Шкала отношений
Эта шкала позволяет достичь самого высокого уровня измерений, так как с её помощью можно определить во сколько раз один объект больше другого. Точка отсчета не является произвольно заданной. Результаты измерений по этой шкале обладают всеми свойствами чисел, с ними можно производить любые статистические операции.
Для экспертного метода основной является шкала порядка (ранга). Шкала порядка имеет то преимущество, что при ее применении упрощается экспертная процедура упорядочения показателей качества по их значимости для потребителя. Использованию шкалы порядка препятствуют два обстоятельства:
- неправомочность арифметических действий над ранговыми оценками;
- неточность, грубость ранговых оценок, которая позволяет упорядочить показатели по важности, но не позволяет определить, на сколько один показатель важнее другого.
Шкала ранга из-за отсутствия
равенства между интервалами
не дает оснований для
Для проведения экспертного опроса была сформирована группа из 7 экспертов и составлены анкеты. Содержание анкеты и пример заполнения карт опроса изложены в Приложении Г. Заполненные экспертами карты опроса, приведены в Приложении Д.
Полученные результаты опроса объединены в сводную таблицу 4.
Т а б л и ц а 4 - Результаты опроса экспертов 1 тура
Свойства |
Ранжирование свойств | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Вкус |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Запах |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
Цвет |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
Внешний вид |
4 |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
Консистенция |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
2.1.4 Проверка анкет на согласованность
После получения результатов опроса, необходимо проверить их на согласованность по коэффициентам конкордации с последующим использованием критерия Кси-квадрат. Для этого проводят расчеты, указанные ниже.
1 Проводим
операцию преобразования
Т а б л и ц а 5 - Преобразованные результаты опроса
Преобразованные ранги |
|
Δi |
Δi2 |
S | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
34 |
13 |
169 |
362 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
24 |
3 |
9 | |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
23 |
2 |
4 | |
2 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
15 |
-6 |
36 | |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
-12 |
144 |
2 Подсчитываем сумму рангов каждого объекта
= 5+5+5+4+5+5+5=34
= 4+3+3+5+3+2+4=24
= 3+4+4+3+2+4+3=23
= 2+2+1+2+4+3+1=15
= 1+1+2+1+1+1+2=9
3 Определяем
отклонения средней суммы
Δi
= Σаij - Тр
Тр = N
(n+1) / 2, где
N-количество экспертов, 7
n- количество показателей, 5
Тр = 7*((5+1)/2)=21
4 определяем
сумму квадратов отклонений
S=169+9+4+36+144=362
5 Вычисляем коэффициент конкордации
W = 12∙S|
/ N2 (n3 – n)
W=12*362/49(125-5)=4344/5880=
6 Проверка
значимости коэффициента
Проверку значимости коэффициентов конкордации проводят по формуле
χ2 = N (n-1) ∙ W (2.4)
χ= 7*(5-1)*0,74=20,72
Чтобы убедиться,
что согласованность
При рассчитанном значении χ > χтабл можно с заданным уровнем значимости считать величину W значимой, поскольку в нашем случае 20,72 > 9,49, величина W значима и мнения экспертов согласуются.
2.1.5 Нахождение качества экспертов
Проверку качества экспертов проводим статистическим методом по отклонению от среднего с помощью коэффициента конкордации. Для этого поочередно исключаем каждого эксперта, вычисляем коэффициент конкордации Wi и сравниваем его с ранее найденным W.
Исключим первого эксперта. Результаты вычислений в таблице 6.
Т а б л и ц а 6 - Преобразованные результаты опроса
свойства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Σ |
Δi |
Δi2 |
S |
Вкус |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
29 |
8 |
64 |
299 | |
Запах |
3 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
20 |
-1 |
1 | ||
Цвет |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
20 |
-1 |
1 | ||
Внешний вид |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
13 |
-8 |
64 | ||
консистенция |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
-13 |
169 |
Информация о работе Квалиметрическая оценка качества пищевых продуктов (мёд)