Квалиметрическая оценка качества пищевых продуктов (мёд)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта:
- углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по предмету «Квалиметрия и управление качеством»;
- развитие навыков практического применения полученных знаний, умения находить оптимальное решение конкретных задач и анализировать полученные результаты;
- ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсового проекта;
- формирование творческого подхода к решению проблем, возникающих в процессе работы;
- получение навыков производства статистических расчетов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Обзор ассортимента 5
1.1.1 История возникновения объекта оценивания 5
1.1.2 Технология изготовления продукта 7
1.1.3 Товароведческая классификация 9
1.1.4 Нормативная документация, определяющая требования
к качеству…………………………………………………………………11
1.1.5 Ассортимент мёда в магазине «Тара» 11
1.2 Выбор метода оценивания 12
1.3 Алгоритм оценки качества продукции 14
1.4 Классификация потребителей. Ситуация оценивания 16
1.4.1 Субъективизм понятия «качество» 16
1.4.2 Классификация категорий потребителей продукции 17
1.5 Номенклатура показателей качества. Дерево свойств 20
1.6 Выбор показателей свойств 22
2 Расчетная часть 24
2.1. Нахождение коэффициентов весомостей показателей качества 24
2.1.1 Сущность экспертного метода нахождения коэффициентов весомости 24
2.1.2 Алгоритм нахождения коэффициентов весомостей показателей качества 26
2.1.3 Выбор шкалы. Составление анкет 27
2.1.4 Проверка анкет на согласованность 29
2.1.5 Нахождение качества экспертов 31
2.1.6 Нахождение коэффициентов весомостей 34
2.2 Нахождение единичных показателей качества продукции 38
2.2.1 Описание исследуемых образцов, проведение дифференциальной оценки 38
2.2.2 Определение методов нахождения показателей для оценки качества продукции 39
2.2.3 Описание не экспертных методов нахождения качества 40
2.2.4 Определение значений показателей, которые находятся экспертным методом 42
2.3 Перевод показателей в безразмерную форму 46
2.4 Комплексная оценка качества продукции 47
3 Выводы 52
Список использованной литературы 53
Приложения

Работа содержит 1 файл

Мой курсач по Квалиметрии Мёд.docx

— 240.97 Кб (Скачать)

 

Основным  свойством оцениваемой продукции, по которым покупатель осуществляет выбор, является качество продукции.

По качеству продукция:

- продукция  высокого качества;

- продукция  хорошего качества;

- продукция  удовлетворительного качества.

Классифицировать  потребителей можно по следующим признакам:

-  по возрасту;

-  по взаимосвязи между ценой  и качеством;

-  по  социальному положению.

Классификация потребителей представлена в таблице 2.

1 – малочисленная  группа;

2 – среднечисленная  группа;

3 – многочисленная  группа.

 

Т а б л  и ц а 2 - Классификация потребителей

Назначение

Качество

Потребители

Род занятий и проф. деятельность

Возраст

До 20 лет

От 20 до 60

Более 60

Непосредственное

использование

Высокое

Различные группы населения, предъявляемые высокие требования к мёду, материально-обеспеченные люди

1

3

 

3

Хорошее

Различные группы населения, предъявляемые  обычные требования к мёду, исполняющие работники

2

2

1

Удовл-ное

Школьники, студенты, пенсионеры

3

1

2

Кулинарно- технологическая обработка

Высокое

Различные группы населения, предъявляемые  высокие требования к мёду, материально-обеспеченные люди

1

2

2

Хорошее

Различные группы населения, предъявляемые  обычные требования к мёду, исполняющие работники

2

3

1

Удовл-ное

Школьники, студенты, пенсионеры

3

1

3

В качестве подарка

Высокое

Различные группы населения, предъявляемые  высокие требования к мёду, материально-обеспеченные люди

1

3

2

Хорошее

Различные группы населения, предъявляемые  обычные требования к мёду, исполняющие работники

2

3

1


 

Таким образом, основным покупателем, предъявляющим  средние требования к продукту, являются исполняющие работники.

Потребности потребителей продукта определяются в документе «Ситуация оценивания». Ситуация оценивания - это слабоформализованное описание условий существования и использования объекта потребления изделия, достаточное для разработки дерева свойств или другого алгоритма оценивания качества.

Из ситуации оценивания должна вытекать цель оценивания или набор решений, которые могут быть приняты в отношении объектов оценивания при различных значениях комплексной оценки.

Описание  ситуации оценивания включает:

- Определение  цели оценивания.

-Определение  однородных групп потребителей - лиц, предъявляющих одинаковые требования к оцениваемой продукции – и указание на те из них, с чьих позиций будет произведено оценивание качества.

-Определение  однородной группы объектов, подлежащих  оцениванию, этапов существования этих объектов, во время которых главную роль играют различные свойства объектов. Определение особых условий (например, климатических), в которых происходит эксплуатация объектов оценивания.

-Определение  лучших объектов, предназначенных  для выполнения тех же функций,  что и объекты, подлежащие оцениванию, с которыми может быть проведено сопоставление.

Документ  «Ситуация оценивания» для данного  курсового проекта представлена в Приложении А.

 

1.5 Номенклатура показателей качества. Дерево свойств

 

Одним из принципов, на которых основана квалиметрия, является тезис о том, что свойства, характеризующие качество оцениваемого объекта, представляют собой  совокупность, упорядоченную в виде многоуровневой иерархической структуры, - дерева свойств. И сущность проблемы заключается в том, чтобы найти правила построения дерева, с помощью которых с учетом конкретных условий оценки можно было бы для каждого подвергающегося оценке объекта получать с относительно небольшими затратами соответствующее дерево свойств. Очевидно, что чем больше таких конкретных правил найдено, тем точнее будет отражать качество реально оцениваемого объекта дерево, построенное с соблюдением этих правил.

Для построения дерева свойств используют следующие  термины:

 Дерево свойств - графическое  изображение иерархической структуры, состоящей из сложных свойств и связанных с ними групп свойств.

 Корень дерева - сложное свойство  дерева свойств, которое не  является менее сложным ни  для какого другого свойства, образующего дерево.

Правостороннее (левостороннее, верхнестороннее, нижнесторонее) дерево свойств - дерево свойств, в котором для каждого сложного свойства соответствующая группа свойств находится на чертеже справа (слева, сверху, снизу) от него.

 Уровень дерева - минимальные  по протяженности участки дерева, отделяющие все сложные свойства  от соответствующих групп свойств. 

Высота дерева - общее число уровней  в дереве свойств.

 Полное дерево - дерево свойств,  корень которого находится на 0-м уровне, а на m-м уровне находятся только простые или квазипростые свойства.

  Усеченное дерево - полное или  неполное дерево, из которого в соответствии с конкретными условиями оценки можно исключить одно или несколько свойств (простых или сложных) и (или) группы свойств.

Поддерево - выделенный из данного  дерева свойств участок, который сам представляет собой дерево с корнем.

Полное дерево свойств, которое  содержит полный перечень свойств, характеризующих  качество продукции, представлено в  Приложении Б.

Для построения усеченного дерева свойств необходимо исключить те свойства продукции, которые  не были учтены в ситуации оценивания, то есть в усеченном дереве свойств  находятся те свойства, которые необходимы для проведения экспертами оценки. Усеченное дерево свойств приведено  в Приложении В.

 

1.6 Выбор показателей свойств

 

Свойство  продукции – объективная особенность  продукции, которая может проявляться  при её создании, эксплуатации или  потребления.

Свойство продукции условно делит на простое и сложное. Однако Азгальдов удаляет условность деления на простое и сложное свойство.

Азгальдов рассматривает  следующие свойства:

а) простое  свойство – свойство, не разлагаемое  на другие свойства;

б) квазипростое свойство – сложное свойство, которое  хотя и можно разделить на группы эквисатисных свойств, но делать этого  не следует, так как известна функциональная зависимость между показателями сложного и эквисатисного свойств, образующих группу свойств;

в) эквисатисные свойства – свойства, эквивалентные  по своему влиянию на удовлетворение каких либо потребностей, то есть свойство в одинаковой степени удовлетворяющее  эту потребность.

Также различаются  понятия имманентного свойства и  свойства. Имманентное свойство –  характерная черта, отличие, своеобразие, особенность объекта, присущее ему. Свойство – имманентное свойство, которым удовлетворяется общественная потребность.

Показатель  качества продукции – количественная характеристика одного из свойств продукции, составляющих ее качество.

Признак продукции – качественная или  количественная характеристика любых  свойств или состояний продукции. Среди качественных признаков большое  значение при управлении качеством  продукции имеют альтернативные признаки, используемые при статистическом контроле. Эти признаки могут иметь только два взаимоисключающих варианта (наличие или отсутствие). Количественный признак продукции – это её параметр.

Параметр  продукции – признак продукции, количественно характеризующий  любые её свойства или состояния.  

Классификация признака продукции изображена на рисунке 1.

 

Признак продукции



Качественный признак

 

Количественный признак (параметр продукции)



Двух-вариантный

 

Много-вариантный

 

Геометрический параметр

 

Структурный параметр

 

Другие параметры



Показатель качества продукции


 

Рисунок 1 – Классификация признака продукции

 

Проиллюстрируем корреляционную зависимость параметров и свойств и параметров между  собой с помощью матричной диаграммы в таблице 3.

Т а б  л и ц а 3 – Матричная диаграмма

 

Отсутствие посторонних привкусов

Отсутствие посторонних наполнителей

Свойственность продукту запах

Отсутствие посторонних запахов

Засахарённость

Однородность консистенции

Однородность цвета

Прозрачность

Отсутствие кусочковпчелы

Вкус

Ө

О

   

О

     

Запах

   

Ө

Ө

         

Цвет

           

Ө

   

Консистенция

 

О

   

Ө

Ө

   

 

О

Внешний вид

       

О

 

Ө

 

О

 

О

натуральность

 

Ө

 

Ө

 

 

Ө

 

 

 

   

цена

       

О

     

О


 

Ө - сильная  связь

О – средняя  связь

∆ - слабая связь

2 Расчетная часть

 

2.1 Нахождение коэффициентов весомостей показателей качества

 

2.1.1 Сущность экспертного метода нахождения коэффициентов весомости

 

Коэффициент весомости показателя качества продукции - количественная характеристика значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества.

Среди количественных методов оценки качества важное место занимают экспертные методы, основанные на обработке и  анализе мнения специалистов. Метод  решения задач характеризуется  тем что:

1 в решении участвует группа  людей;

2 они являются экспертами;

3 задача состоит в получении  новой информации;

4 информация имеет общую значимость;

5 при решении задачи не используется  определенный алгоритм;

6 решение базируется на опыте  и интуиции экспертов.

Экспертный метод является совокупностью  нескольких различных методов:

1 метод «мозговой атаки», который  предусматривает генерирование  идей участниками экспертной  группы в творческом споре;

2 метод «мозгового штурма», который  заключается в том, что одна  группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;

3 морфологический метод, который  основан на морфологических матрицах, содержащих системные взаимосвязи  между всеми элементами объекта.  В левой части приводится все  функции изучаемого объекта, а  в правой - возможные способы их  осуществления;

4 синтаксический метод, который  предполагает генерирование идеи, использование аналогий из других  областей знаний.

Наибольшую  известность приобрели:

1 метод  «Дельфы», который предусматривает  анонимный опрос групп 

экспертов по специальным анкетам с последующей  статистической обработкой материала.

2 метод  «ПАТТЕРН» - общение является  составным элементом опроса. Эксперты  выносят свои решения после  открытого обсуждения в экспертной  группе.

Экспертные  методы применяются там, где основой  решения является коллективное решение  компетентных людей (экспертов).

Экспертные  методы оценки качества продукции могут  использоваться при формировании сразу  общей оценки (без детализации) уровня качества продукции, а также при  решении многих частных вопросов, связанных с определением показателей  качества чего-либо. Следовательно,  экспертные методы применяются:

Информация о работе Квалиметрическая оценка качества пищевых продуктов (мёд)