Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель курсового проекта:
- углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по предмету «Квалиметрия и управление качеством»;
- развитие навыков практического применения полученных знаний, умения находить оптимальное решение конкретных задач и анализировать полученные результаты;
- ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсового проекта;
- формирование творческого подхода к решению проблем, возникающих в процессе работы;
- получение навыков производства статистических расчетов.
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Обзор ассортимента 5
1.1.1 История возникновения объекта оценивания 5
1.1.2 Технология изготовления продукта 7
1.1.3 Товароведческая классификация 9
1.1.4 Нормативная документация, определяющая требования
к качеству…………………………………………………………………11
1.1.5 Ассортимент мёда в магазине «Тара» 11
1.2 Выбор метода оценивания 12
1.3 Алгоритм оценки качества продукции 14
1.4 Классификация потребителей. Ситуация оценивания 16
1.4.1 Субъективизм понятия «качество» 16
1.4.2 Классификация категорий потребителей продукции 17
1.5 Номенклатура показателей качества. Дерево свойств 20
1.6 Выбор показателей свойств 22
2 Расчетная часть 24
2.1. Нахождение коэффициентов весомостей показателей качества 24
2.1.1 Сущность экспертного метода нахождения коэффициентов весомости 24
2.1.2 Алгоритм нахождения коэффициентов весомостей показателей качества 26
2.1.3 Выбор шкалы. Составление анкет 27
2.1.4 Проверка анкет на согласованность 29
2.1.5 Нахождение качества экспертов 31
2.1.6 Нахождение коэффициентов весомостей 34
2.2 Нахождение единичных показателей качества продукции 38
2.2.1 Описание исследуемых образцов, проведение дифференциальной оценки 38
2.2.2 Определение методов нахождения показателей для оценки качества продукции 39
2.2.3 Описание не экспертных методов нахождения качества 40
2.2.4 Определение значений показателей, которые находятся экспертным методом 42
2.3 Перевод показателей в безразмерную форму 46
2.4 Комплексная оценка качества продукции 47
3 Выводы 52
Список использованной литературы 53
Приложения
Для перевода показателей в безразмерную форму необходимо минимальной стоимости продукта в размере 160 руб. присвоить 7 баллов, а максимальной стоимости продукта в размере 190 руб. – 1 балл.
160р 175р 190р
7б 4б 1б
163р, 176р, 180р
7б-1б=6б=>160-190=30р
Составим пропорцию
Х1=(6*17)/30=3.4
7б – 3.4 б = 3.6 баллов;
Х2=(6*19)/30=3.8
7 б – 3.8 б = 3.2баллов;
Х3=(6*25)/30 = 5
7 б - 5 б = 2 баллов.
2.4 Комплексная оценка качества продукции
Комплексный показатель качества - показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам.
Исходными для расчетов являются полученные ранее значения показателей качества продукции, коэффициенты весомости, расставленные по всем уровням в табличной форме дерева свойств, представленной в Приложении К.
Расчет комплексных показателей уровня качества продукции каждого из производителей проводится по четырем средневзвешенным величинам:
1 Средневзвешенное арифметическое
2 Средневзвешенное квадратическое
3 Средневзвешенное гармоническое
4 Средневзвешенное геометрическое
Рассчитаем значения Mi для всех показателей качества, учитывая показатели весомости, которые указаны в табличной форме дерева свойств.
Мi/0 =
М1*М2*М3*М4
М1 = 0,5*0,3*0,6*0,8 = 0,07;
М2 = 0,5*0,3*0,6*0,8 = 0,07;
М3 = 0,4*0,1*0,6*0,8 = 0,02;
М4 = 0,6*0,1*0,6*0,8 = 0,03;
М5 = 05*0,3*0,6*0,8 = 0,07;
М6 = 0,5*0,3*0,6*0,8 = 0,07;
М7 = 0,3*0,2*0,6*0,8 = 0,03;
1 Находим средневзвешенное арифметическое
Средневзвешенное арифметическое определяется по формуле
K арифметическое = (2.15)
«Липовый»:
K арифметическое
=(0,02*7)+(0,03*7)+(0,07*6,71)
«Цветочный»:
K арифметическое
= (0,07*6,28) + (0,07*6,85) + (0,02*6,29) + +(0,03*6,28)+(0,07*6,14)+(0,
«Гречишный»:
K арифметическое
= (0,07*5,71) + (0,07*6,86) + (0,02*6,29) + +(0,03*6,71)+(0,07*6,43)+(0,
2 Находим средневзвешенное квадратическое
Средневзвешенное квадратическое определяется по формуле
K квадратическое
=
«Липовый»: K квадратическое = (0,072*72) + (0,072*72) + (0,022*6,712) + +(0,032*6,712) + (0,072*6,422) + (0,072*6,712) + (0,032*6,862) =6,41
«Цветочный»: K квадратическое = (0,072*5,852) + (0,072*6,862) + (0,022*6,292) + (0,032*5,432) + (0,072*6,142) + (0,072*6,292)=4,85;
«Гречишный»: K квадратическое = (0,072*6,712) + (0,072*6,862) + (0,022*6,292) + +(0,032*6,712) + (0,072*6,432) + (0,072*6,712) + (0,032*6,292) =4,78.
3 Находим средневзвешенное гармоническое
Средневзвешенное гармоническое определяется по формуле
K гармоническое
=
«Липовый»: K гармоническое = 1 / (0,07 / 7) + (0,07 / 7) + (0,02 / 6,71) + +(0,03*6,71) + (0,07 / 6,42) + (0,07 / 6,71) + (0,03 / 6,86) = 5,93;
«Цветочный»: K гармоническое = 1 / (0,07 / 5,85) + (0,07 / 6,86) + (0,02 / 6,29) + +(0,03*6,43) + (0,07 / 6,14) + (0,07 / 6,29) + (0,03 / 5,71)=4,94;
«Гречишный»: K гармоническое = 1 / (0,07 / 6,71) + (0,07 / 6,86) + (0,02 / 6,29) + +(0,03*6,71) + (0,07 / 6,43) + (0,07 / 6,71) + (0,03 / 6,29) = 3,17.
4 Находим средневзвешенное геометрическое
Средневзвешенное геометрическое определяется по формуле
K геометрическое = (2.18)
«Липовый»:
K геометрическое = 6,710,07 * 6,860,03
* 6,860,07 * 6,290,03 * 5,430,02 *5,860,1370,19=1,17*1,17*1,05*
«Цветочный»: K геометрическое = 5,27;
«Гречишный»: K геометрическое = 4,26.
Результаты отражены в сводной таблице 22.
Т а б л и ц а 22 - Комплексные показатели уровня качества продукции
Средневзвешенные коэффициенты |
«Липовый» |
«Цветочный» |
«Гречишный» |
Карифм |
6,05 |
5,32 |
4,13 |
Кквад |
6,41 |
4,85 |
4,78 |
Кгарм |
5,93 |
4,94 |
3,17 |
Кгеом |
5,83 |
4,27 |
4,27 |
Вывод: по результатам определения комплексного показателя уровня качества наилучшим является вид мёда «Липовый». Наиболее
оптимальной
является вид гармонической
3 Вывод
В результате
проведенной работы был определен
ассортимент и
Были
проведены два анкетирования
по определению коэффициентов
По результатам первого анкетирования было установлено, что мнения экспертов согласовываются. При определении качества экспертов выявлено, что лучшим экспертом является шестой, а худшим - пятый. В ходе проведении второго тура опроса отклонения результатов выявлены только у второго эксперта, при этом коэффициент ранговой корреляции равен 0,9. По результатам вычисления коэффициентов весомости наиболее весомыми показателями являются вкус и консистенция продукта (коэффициент весомости равен 0,3). Проведена дифференциальная оценка, по результатам которой определено, что единичные показатели качества всех производителей соответствуют желаемым требованиям.
По результатам второго
По результатам определения комплексного показателя уровня качества наилучшим является мёд «Липовый». Наиболее
оптимальной
является вид гармонической
Список использованной литературы
1 Нечаев А.П. «Технологии пищевых производств» М.: Колос, 2005;
2 Шепелев
А.Ф., Кожухов О.И., Туров А.С. «Товароведение
и экспертиза кондитерских
3 ГОСТ 19792-2001 "Мед натуральный. Технические условия"
4 Краткая энциклопедия пчеловода – Ростов-на-Дону издательство «Проф-пресс» - 2000 г.
Приложение А
Ситуация оценивания
Методика оценки качества предназначена для сравнительной оценки шоколада трех видов: «Липовый», «Цветочный», «Гречишный» в случае, когда субъектом оценки является студент.
Его материальное положение позволяет выбрать качественный продукт с учетом цены.
Основными требованиями, предъявляемыми к продукту оценивания, являются вкус, запах, цвет, внешний вид, консистенция.
Он предпочитает мёд без посторонних привкусов и посторонних наполнителей, со свойственным для данного продукта запахом и без посторонних запахов, с твердой и однородной консистенцией. Ему нравится продукт темного и однородного цвета. Ему хотелось бы, чтобы этикетка была яркой и информативной.
Оценка объекта упрощенная, при этом гамма - процентное значение показателей 0,95. Разнородные объекты сравнивать не требуется. Единая шкала оценки не нужна. Объект в разные периоды времени не оцениваются.
Уровень социальной иерархии низший, субъектом оценки является потребитель. Оценка будет выражена в шкале. Максимально допустимое время проведения оценки 8 месяцев.
Методика учебная, будет использоваться однократно. Будет оцениваться конкретный объект. Технология вычисления оценки ручная. Дифференцированная оценка объекта не требуется.
Априорная информация об оценках качества объекта аналогичных оцениваемому объекту у ЛРО не имеется. В качестве вспомогательных материалов используются лекционный материал по квалиметрии.
Допустимые затраты времени на разработку методики 1 час в неделю.
Приложение В
Усеченное дерево свойств
Интегральное качество |
Качество |
Органолеп-тическая ценность |
Вкус |
Отсутствие посторонних |
Отсутствие посторонних | ||||
Запах |
Свойственность продукту | |||
Отсутствие посторонних запахов | ||||
Цвет |
Тёмный | |||
Светлый | ||||
Консистенция |
Однородность | |||
Твердость | ||||
Внешний вид |
Прозрачность | |||
Эстетические свойства |
Информационность | |||
Красочность | ||||
Аккуратность нанесения | ||||
Экономичность |
Приложение Г
Анкета №1
Определение коэффициентов весомости органолептических показателей мёда
Уважаемый, эксперт!
Пожалуйста, внимательно прочитайте это пояснение до начала работы.
Назначение объекта исследования – непосредственное употребление в пищу или при приготовлении пищевых продуктов.
Пояснительная записка.
Данное анкетирование проводится с целью написания курсового проекта по определению качества мёда, экспертным методом по набору показателей качества (показатель качества продукции характеризует одно из его свойств).
Данная анкета используется для опроса методом анкетирования. Это значит, что Вам необходимо заполнить в письменном виде данную анкету, руководствуясь пояснительной запиской.
Для заполнения анкеты Вам могут быть необходимы следующие понятия:
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением;
Органолептический метод - метод, основанный на качественной и количественной оценке ответной реакции органов чувств человека на свойства продукта;
Качественная оценка - выражается словесным описанием;
Количественная оценка - выражается цифровым способом;
Коэффициент весомости - количественная характеристика значимости показателя продукции среди других показателей её качества;
Ранг - распределение цифр в определённом порядке;
Проранжировать - упорядочить.
Процедура определения рангов заключается в следующем:
В соответствии с Вашим представлением о важности показателя качества, предлагается "непосредственным ранжированием" упорядочить эти показатели, причём наиболее важному на Ваш взгляд показателю, Вы присваиваете "ранг 1", следующему по важности "ранг 2" и т.д. вплоть до последнего ранга.
Проставляя ранги и коэффициенты весомости показателей, пожалуйста, не забывайте, что Вы выполняете данную работу не как потребитель мёда, а как эксперт – специалист в данной области, то есть высококвалифицированный потребитель. Если лично Вам не нужен, например показатель наличия запах, это не означает, что Вы должны вычеркнуть этот показатель из структурной схемы как не нужный потребителям.
Итак, для
определения коэффициентов
Всю дополнительную и интересующую Вас информацию Вы можете получить, обратившись к Мирошниченко Игорю Анатольевичу, тел.45-18-29.
Заранее благодарим Вас за проделанную работу!
Пример заполнения граф карты опроса:
Информация о работе Квалиметрическая оценка качества пищевых продуктов (мёд)