Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель курсового проекта:
- углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по предмету «Квалиметрия и управление качеством»;
- развитие навыков практического применения полученных знаний, умения находить оптимальное решение конкретных задач и анализировать полученные результаты;
- ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсового проекта;
- формирование творческого подхода к решению проблем, возникающих в процессе работы;
- получение навыков производства статистических расчетов.
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Обзор ассортимента 5
1.1.1 История возникновения объекта оценивания 5
1.1.2 Технология изготовления продукта 7
1.1.3 Товароведческая классификация 9
1.1.4 Нормативная документация, определяющая требования
к качеству…………………………………………………………………11
1.1.5 Ассортимент мёда в магазине «Тара» 11
1.2 Выбор метода оценивания 12
1.3 Алгоритм оценки качества продукции 14
1.4 Классификация потребителей. Ситуация оценивания 16
1.4.1 Субъективизм понятия «качество» 16
1.4.2 Классификация категорий потребителей продукции 17
1.5 Номенклатура показателей качества. Дерево свойств 20
1.6 Выбор показателей свойств 22
2 Расчетная часть 24
2.1. Нахождение коэффициентов весомостей показателей качества 24
2.1.1 Сущность экспертного метода нахождения коэффициентов весомости 24
2.1.2 Алгоритм нахождения коэффициентов весомостей показателей качества 26
2.1.3 Выбор шкалы. Составление анкет 27
2.1.4 Проверка анкет на согласованность 29
2.1.5 Нахождение качества экспертов 31
2.1.6 Нахождение коэффициентов весомостей 34
2.2 Нахождение единичных показателей качества продукции 38
2.2.1 Описание исследуемых образцов, проведение дифференциальной оценки 38
2.2.2 Определение методов нахождения показателей для оценки качества продукции 39
2.2.3 Описание не экспертных методов нахождения качества 40
2.2.4 Определение значений показателей, которые находятся экспертным методом 42
2.3 Перевод показателей в безразмерную форму 46
2.4 Комплексная оценка качества продукции 47
3 Выводы 52
Список использованной литературы 53
Приложения
У всех трех видов отсутствуют посторонние привкусы и наполнители, а также посторонние. Свойственность запаха соответствует всем видам. Все виды продукции имеют консистенцию свойственную данному виду мёда и цвет. Информативность упаковки соответствует всем видам мёда данного производителя.
2.2.2 Определение
методов нахождения
Методы нахождения показателей для оценки качества мёда представлены в таблице 16.
Т а б л и ц а 16 - Показатели качества продукции
Свойства |
Показатели |
Метод нахождения |
Квалиметрическая методика |
Предел |
Отсутствие посторонних |
Показатель отсутствия посторонних привкусов |
Экспертный |
Упрощенная |
|
Отсутствие посторонних |
Показатель отсутствия посторонних наполнителей |
|||
Отсутствие посторонних запахов |
Показатель отсутствия посторонних запахов |
|||
Свойственность запаха |
Показатель свойственности запаха |
|||
Твердость консистенции |
Показатель твердости |
|||
Однородность консистенции |
Показатель однородности консистенции |
| ||
Однородность цвета |
Показатель однородности цвета |
Продолжение таблицы 16
Свойства |
Показатели |
Метод нахождения |
Квалиметрическая методика |
Предел |
Яркость упаковки |
Показатель яркости упаковки |
|||
Информативность |
Показатель информативности |
|||
Экономичность |
Показатель экономичности |
Регистрационный |
Упрощенная |
(163-180)руб |
2.2.3 Описание не экспертных методов нахождения качества
В зависимости от способа получения информации методы определения значений показателей качества продукции делят на:
- измерительный;
- регистрационный;
- органолептический;
- расчетный.
В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции делятся на:
- традиционный;
- экспертный;
- социологический
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, затрат на создание и (или) эксплуатацию продукции, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находят путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц определяющих. С помощью органолептического метода определяются показатели качества пищевых продуктов, эстетические, показатели и др.
Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются главным образ при проектировании продукции,
При необходимости значения показателей качества продукции находят с использованием нескольких методов, перечисленных выше.
Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных и (или) расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций.
К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным — конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др.
2.2.4 Определение значений показателей, которые находятся экспертным методом
Для определения значений показателей, которые находятся экспертным методом, были составлены кривые желательности, разработанные на основании ситуации оценивания, которые изображены в Приложении Е. На основании этих кривых была составлена анкета №2 (Приложение Ж), сформирована экспертную группа из 7 экспертов, которые поводили оценку по 3 производителям. Результаты анкетирования приведены в Приложении И.
По полученным результатам составим сводные таблицы по видам: для мёда «Липовый» таблица 17, для «Цветочный» таблица 18, для «Гречишный» таблица 19.
Т а б л и ц а 17 - Результаты опроса по мёду «Липовый»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
q | |
1 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
2 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
3 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6,71 |
4 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6,71 |
5 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6,42 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6,71 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6,86 |
Т а б л и ц а 18 - Результаты опроса по мёду «Цветочный»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
q | |
1 |
6 |
7 |
7 |
5 |
5 |
7 |
7 |
6,28 |
2 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6,85 |
3 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6,29 |
4 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6,28 |
5 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
6,14 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6,28 |
7 |
7 |
5 |
5 |
5 |
7 |
7 |
7 |
6,14 |
Т а б л и ц а 19 - Результаты опроса по мёду «Гречишный»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
q | |
1 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5,71 |
2 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6,86 |
3 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6,29 |
4 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6,71 |
5 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6,43 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6,71 |
7 |
6 |
5 |
7 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6,29 |
После получения
результатов опроса необходимо проверить
их на согласованность с
1 Составляем матрицу отклонений от среднего
Т а б л и ц а 20 – Матрица отклонений от среднего
Количество экспертов |
σ |
V |
Согласованность | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высокая |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Высокая |
3 |
0,29 |
0,71 |
0,71 |
0,29 |
0,29 |
0,29 |
0,29 |
0,49 |
0,05 |
Высокая |
4 |
0,29 |
0,29 |
0,71 |
0,29 |
0,29 |
0,71 |
0,29 |
0,49 |
0,05 |
Высокая |
5 |
0,42 |
0,58 |
0,58 |
0,42 |
0,42 |
0,42 |
0,58 |
0,53 |
0,05 |
Высокая |
6 |
0,29 |
0,29 |
0,29 |
0,71 |
0,29 |
0,71 |
0,29 |
0,49 |
0,05 |
Высокая |
7 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,86 |
0,14 |
0,14 |
0,38 |
0,04 |
Высокая |
ρ |
2,21 |
2,28 |
2,65 |
2,29 |
2,44 |
3,50 |
1,93 |
|||
К |
-12,1 |
-12,8 |
-16,5 |
-12,9 |
-14,4 |
-25 |
-9,3 |
2 Находим
среднеквадратическое
(2.10)
σ1= √ ((0)2 *7)/6 = 0;
σ2= √ ((0)2 *7)/6 = 0;
σ3= √ ((0,29)2 *5+ (0,71)2 *2)/6 =0,49;
σ4= √ ((0,29)2 *5+ (0,71)2 *2)/6 =0,49;
σ5= √ ((0,42)2 *4+ (0,58)2 *3)/6 =0,53;
σ6= √ ((0,29)2 *5+ (0,71)2 *2)/6 =0,49;
σ7= √ ((0,14)2 *6+ (0,86)2 )/6 =0,38;
3 Определим коэффициент вариации
Vi = σi /qi (2.11)
V1 = 0/7=0;
V2 = 0/7=0;
V3 = 0,49/7=0,05;
V4 = 0,49/7=0,05;
V5 = 0,53/7=0,05;
V6 = 0,49/7=0,05;
V7 = 0,38/7=0,04;
Вывод: по показателю яркости упаковки согласованность мнений средняя, а по остальным показателям высокая.
4 Определяем качество эксперта с введением понятия расстояние
ρ=½∑ (q – qi) , где (2.12)
q – отклонения ответов экспертов;
qi – отклонения ответов групп
ρ1 = ½
(0+0+0,29+0,29+0,42+0,29+0,14+
ρ2 = ½
(0+0+0,71+0,29+0,58+0,29+0,14+
ρ3 = ½
(0+0+0,71+0,71+0,58+0,29+0,14+
ρ4 = ½
(0+0+0,29+0,29+0,42+0,71+0,14+
ρ5 = ½
(0+0+0,29+0,29+0,42+0,29+0,86+
ρ6 = ½
(0+0+0,29+0,71+0,42+0,71+0,14+
ρ7 = ½
(0+0+0,29+0,29+0,58+0,29+0,14+
Определяем качество экспертов с использованием понятия расстояние
k = 7 ∙ (1 – p) , где (2.13)
k - качество экспертов,
p – расстояние
k1 = 7*(1 – 2,21) = -8,1;
k2 = 7*(1 – 2,28) = -8,8;
k3 = 7*(1 – 2,65) = -11,5;
k4 = 7*(1 – 2,29) = -8,9;
k5 = 7*(1 – 2,44) = -10,4;
k6 = 7*(1 – 3,50) = -17,5 – худшее качество эксперта;
k7 = 7*(1 – 1,93) = -6,51 – лучшее качество эксперта.
2.3
Перевод показателей в
Относительный показатель качества - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.
Для перевода показателей, имеющих размерность, в безразмерную форму может быть использовано два способа:
1 расчетный
способ – нахождение
2 экспертный
способ – нахождение оценок
единичных показателей
В данном курсовом проекте используется расчетный метод.
Для нахождения относительного показателя качества исследуемым показателем является стоимость продукции трех видов, указанная в таблице 21.
Т а б л и ц а 21 - Безразмерные значения показателей качества
продукции
Свойство |
Наименование показателя |
Оценка показателей качества | ||
«Липовый» |
«Цветочный» |
«Гречишный» | ||
Экономичность |
стоимость |
163 руб/кг. |
176 руб/кг. |
180 руб/кг. |
3.6 б. |
3.2 б. |
2 б. |
Информация о работе Квалиметрическая оценка качества пищевых продуктов (мёд)