Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:28, курсовая работа
Наращивание объемов производства кондитерской изделий при одновременном обеспечении высокой конкурентоспособности по всему по всему спектру показателей и создание специальных кондитерских изделий в большой степени зависят от выбора пищевых добавок. Особое внимание уделяется созданию кондитерских изделий, отвечающих потребностям конкретных групп населения: детей различного возраста, людей с различными заболеваниями (диабет и др.) и испытывающих различные физические нагрузки.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Обзор литературы…………………………………………………………………………..5
1.1. Характеристика ассортимента сахарного печенья……………………………………….5
1.2. Химический состав и пищевая ценность………………………………………………....8
1.3. Сырьё, используемое в производстве сахарного печенья……………………………….9
1.4. Процессы производства сахарного печенья……………………………………………..12
1.5. Показатели качества сахарного печенья………………………………………………...16
1.6. Упаковка и маркировка печенья………………………………………………………….17
1.7. Хранение, дефекты и процессы, происходящие при хранении. Приемка печенья…...20
2. Организационно-экономическая часть………………………………………………....23
2.1. Характеристика структуры ассортимента сахарного печенья, реализуемого в розничной сети г.Хабаровска………………………………………………………………….23
2.2. Характеристика предприятия ООО «Апельсин»………………………………………...30
2.3. Основные экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности магазина ООО «Апельсин»……………………………………………………………………………….32
2.4. Анализ структуры ассортимента сахарного печенья, реализуемого в магазине ООО «Апельсин»……………………………………………………………………………………...34
2.5. Организация приемки товаров в магазине ООО «Апельсин»…………………………..39
3. Экспериментальная часть………………………………………………………………...41
3.1. Цель, задачи и направление исследований………………………………………………41
3.2. Характеристика объектов исследования…………………………………………………42
3.3. Методы исследования……………………………………………………………………..43
3.4. Результаты экспериментальных исследований………………………………………….46
3.4.1. Анализ упаковки и маркировки…………………………………………………………46
3.4.2. Контроль массы нетто…………………………………………………………………...50
3.4.3. Результаты исследований органолептических показателей качества сахарного печенья…………………………………………………………………………………………..51
3.4.4. Результаты исследований физико-химических показателей качества сахарного печенья…………………………………………………………………………………………..55
4. Комплексный анализ качества сахарного печенья, реализуемого в магазине «Апельсин»……………………………………………………………………………………..59
5. Выводы и предложения…………………………………………………………………....63
6. Список литературы………………………………………
Количество штук изделий в 1кг определяют подсчетом изделий во взвешенной объединенной пробе с последующим пересчетом на 1 кг или взвешивают не менее 10 шт. изделий из объединенной пробы и вычисляют количество изделий в 1 кг по формуле:
Х
=
где n – количество взятых изделий, шт.;
m – масса нетто взятых изделий, кг;
1000- коэффициент пересчета на 1кг изделий.
Массовую долю влаги (методом высушивания) определяют в соответствии с ГОСТ 5900–73 «Изделия кондитерские. Методы определения влаги и сухих веществ».
Сущность метода заключается в высушивании навески (5 г) изделия при температуре (130± 2)˚С до постоянно сухой массы и определении потери массы по отношению к навеске.
Массовую долю влаги (Х) в процентах вычисляют по формуле:
Х
=
где, m – масса навески изделия, г;
- масса бюксы с навеской до высушивания, г;
- масса бюксы с навеской после высушивания, г.
Результаты определений вычисляют до второго десятичного знака и округляют до первого десятичного знака.
Намокаемость печенья определяют в соответствии с ГОСТ 10114-80 «Изделия кондитерские мучные. Метод определения намокаемости»
Метод основан на установлении увеличения массы мучных кондитерских изделий при погружении в воду при температуре 20˚С на 2мин.
Намокаемость характеризуется отношением массы изделий после намокания к массе сухих изделий и выражается в процентах.
Намокаемость (Х) в процентах вычисляют по формуле:
Х
=
где m – масса камеры с намокшим изделием, г;
- масса пустой камеры (после погружения в воду и вытирания внешней стороны);
- масса камеры с сухим изделием, г.
Результат
определения вычисляют с
Щелочность печенья определяют согласно ГОСТ 5898-87 «Изделия кондитерские. Методы определения кислотности и щелочности».
Метод основан на нейтрализации щелочных веществ, содержащихся в навеске, кислотой, в присутствии бромтимолового синего, до появления желтой окраски.
Щелочность (Х) в градусах вычисляют по формуле:
Х
=
где K – поправочный коэффициент соляной кислоты, израсходованной на титрование, см³;
V – объем раствора серной или соляной кислоты, израсходованный на титрование, см³;
- объем дистиллированной воды, взятой для растворения навески, см³;
- объем фильтрата, взятый для титрования, см³;
100 – коэффициент пересчета на 100 г продукта;
10
– коэффициент пересчета
Щелочность в градусах, в пересчете на сухое вещество, вычисляют по формуле:
где W – массовая доля влаги в исследуемом продукте, %.
Результаты
определений вычисляют до второго
десятичного знака и округляют
до первого десятичного знака. За
окончательный результат анализа принимают
среднее арифметическое результатов двух
параллельных определений, допускаемые
расхождения между которыми не должны
превышать 0,2 градуса. Предел допускаемых
значений погрешности измерения 0,3 градуса
(Р=0,95).
3.4.1. Анализ упаковки и маркировки
Упаковка
товара играет очень большую роль
в его жизненном цикле. Ведь товару
большую часть времени
Для упаковки печенья используют упаковочные материалы, разрешенные органами Госсанэпиднадзора для упаковки пищевых продуктов. Качество упаковки и маркировки определяется визуально путем осмотра всех упаковочных единиц. Проверяются состояние упаковочного материала, целостность упаковки, содержание надписей, яркость красок и соответствие этих показателей требованиям технической документации на данный вид продукции.
Результаты
анализа упаковки исследуемых
образцов представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2.-Анализ упаковки исследуемых образцов
Наименование печенья | Вид упаковочного материала | Целостность упаковки | Читаемость информации |
«Счастливый день» | полимерная пленка с рисунком | целостная, без повреждений | хорошо читаемая (синие буквы на желтом фоне) |
«Отрада» | полимерная плёнка с рисунком | целостная, без повреждений | хорошо читаемая (синие буквы на зеленом фоне) |
«Сахарное» | полимерная пленка с рисунком | целостная, без повреждений | плохо читаемая (наименование продукта практически не читается на ярком фоне) |
«Юбилейное» | полимерная плёнка с рисунком | целостная, без повреждений | хорошо читаемая (красные буквы на светло фоне) |
«Алёнка» | полимерная пленка с рисунком | целостная, без повреждений | плохо читаемая (слишком мелкий шрифт) |
«Яшкино» | полимерная пленка с рисунком | целостная, без повреждений | плохо читаемая (белые буквы на прозрачном фоне) |
«Советское элитное» | полимерная пленка
с рисунком |
целостная, без повреждений | хорошо читаемая |
«Любятово» | полимерная пленка с рисунком | целостная, без повреждений | хорошо читаемая (белые буквы на красном фоне) |
По данным табл. 3.2. можно увидеть, что 8 исследуемых образцов упакованы в полимерную пленку. Упаковка всех образцов целостная, без повреждений. Информация для потребителя плохо читается у трех образцов - «Сахарное», «Алёнка» и «Яшкино».
Информация, предоставленная производителем, служит источником информации, как для покупателя, так и для продавца. В соответствии с законом о Защите прав потребителя информация должна быть доступной, достаточной, достоверной, и обеспечить потребителю возможность правильного выбора товаров. Маркировка должна соответствовать требованиям действующих нормативных документов, положениям Закона РФ «О защите прав потребителей», а с 1 июля 2005 г. — требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
Маркировка печенья согласно ГОСТ Р 51074-2003 должна содержать:
Результаты анализа маркировки исследуемых образцов представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3 Анализ маркировки исследуемых образцов
Наименование продукта | наименование продукта | наименование и местонахождение изготовителя | товарный знак | масса нетто | пищевая ценность | дата изготовления | срок хранения | состав продукта | пищевые добавки, ароматизаторы | обозначение НД | информация о подтверждении соответствия |
«Счастливый день» | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
«Отрада» | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
«Сахарное» | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + |
«Юбилейное» | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
«Алёнка» | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
«Яшкино» | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
«Советское элитное» | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
«Любятово» | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
По данным табл. 3.3. можно увидеть, что маркировка образцов «Счастливый день», «Отрада», «Юбилейное», «Советское» полная и полностью соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003. На маркировке образца печенья «Сахарное» отсутствует дата изготовления, по всем остальным пунктам они соответствуют заявленным требованиям. На маркировке образцов «Алёнка», «Яшкино» и «Любятово» отсутствует данные о сроке хранения.
Для проверки достоверности информации для потребителя, указанной производителем на маркировке проведем расчет энергетической ценности и определим соответствие заявленной на маркировке (табл. 3.4.).
Таблица 3.4.- Расчет энергетической ценности исследуемых образцов
Наименование продукта | По данным производителя | Энергетическая ценность, ккал | Отклонение | |||
белки,
г |
жиры,
г |
углеводы, г | заявленная изготовителем | рассчитанная | отклонение | |
«Счастливый день» | 7,3 | 20,1 | 64,3 | 468 | 467,3 | -0,7 |
«Отрада» | 8,5 | 18,4 | 65,7 | 462 | 462,4 | +0,4 |
«Сахарное» | 7,3 | 10,22 | 72,3 | 410 | 410,4 | -0,4 |
«Юбилейное» | 7,1 | 19,0 | 66,1 | 463 | 463,8 | -0,8 |
«Алёнка» | 7,7 | 15,9 | 69,7 | 451 | 452,7 | -1,7 |
«Яшкино» | 7,3 | 20,9 | 71,8 | 478 | 504,5 | +26,5 |
«Советское элитное» | 7,3 | 18,3 | 64,5 | 452 | 452 | 0 |
«Любятово» | 7,6 | 17,3 | 66,3 | 452 | 451,3 | -0,7 |