Качественная товароведная экспертиза чая

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проверка штрихового идентификационного кода чая, реализуемого магазином «Клавдия» по контрольному числу, и построение системы классификации чая иерархическим и фасетным методами.
Задачами работы являются:
Изучение целей, задач и системы классификации продовольственных товаров;
Характеристика системы кодирования товаров и структуры штрихового идентификационного кода;
Расчет контрольного числа штрихового идентификационного кода чая, реализуемого магазином «Клавдия»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ…………………………………………….5
СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ. СТРУКТУРА ШТРИХОВОГО И ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА……………………………………………...15
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ ШТРИХОВОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА ЧАЯ ПО КОНТРОЛЬНОМУ ЧИСЛУ…………………………………….18
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЧАЯ, РЕАЛИЗУЕМОГО МАГАЗИНОМ «КЛАВДИЯ» ИЕРАРХИЧЕСКИМ И ФАСЕТНЫМ МЕТОДАМИ……………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ОСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ…………………………………………….5
  2. СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ. СТРУКТУРА ШТРИХОВОГО И ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА……………………………………………...15
  3. АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ ШТРИХОВОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА ЧАЯ ПО КОНТРОЛЬНОМУ ЧИСЛУ…………………………………….18
  4. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЧАЯ, РЕАЛИЗУЕМОГО МАГАЗИНОМ «КЛАВДИЯ» ИЕРАРХИЧЕСКИМ И ФАСЕТНЫМ МЕТОДАМИ……………………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24

СПИСОК ОСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая наука  и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах. Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.

В данной работе большее внимание уделяется принципу систематизации. С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении  имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории, составить систему, построенную по определенному плану.

Классификация происходит от слова «классифицировать», то есть разделение множества объектов на подмножества по  сходству или  различию в соответствии с принятыми методами.

В результате деления  множества на подмножества создаются  классификационные группировки, которые  могут иметь общие и различные  признаки, могут быть как взаимозависимыми, так и независимыми.

Совокупность  приёмов разделения множества объектов, подход к их разделению на подмножества, называют методом классификации.

С помощью метода систематизации обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового  ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей  организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.

Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным  целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Принцип систематизации широко применяется в товароведении, положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, обобщение и кодирование.

Актуальностью кодирования является то, что на данный момент оно стало неотъемлемой частью товародвижения.

Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и  поступающие в торговлю, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей.

Систематизировать всё многообразие товаров помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется. Классификация имеет важное значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как способствует систематизированному изучению товаров, рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента.

Кроме этого, распределение товаров на однородные группы позволяет:

- выявить групповые  характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества для каждой группы товаров, формулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, рационально организовать приёмку и контроль их качества;

- организовать  рациональный учёт товара по  группам;

- организовать  рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.

Целью данной работы является проверка штрихового идентификационного кода чая, реализуемого магазином «Клавдия» по контрольному числу, и построение системы классификации чая иерархическим и фасетным методами.

Задачами работы являются:

Изучение целей, задач и системы классификации продовольственных товаров;

Характеристика  системы кодирования товаров  и структуры штрихового идентификационного кода;

Расчет контрольного числа штрихового идентификационного кода чая, реализуемого магазином «Клавдия»;

Выделение признаков, используемых для построения иерархической  и фасетной классификации чая, реализуемого магазином «Клавдия».

Объектом исследования курсовой работы является чай, реализуемый  магазином «Клавдия»; предметом  – штриховой идентификационный  код и система классификации чая.

При выполнении работы были использованы расчетный  и аналитический методы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

 

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества продукции, учета и планирования товарооборота, размещения товаров на хранение, составления каталогов, совершенствования системы стандартизации и сертификации товаров. Классификация в условиях рынка важна для маркетинговых исследований. Необходима она для статистического анализа производства, реализации и исследования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях.

Значение классификации в условиях рынка заключается в следующем:

  • позволяет изучить в обобщенном, систематизированном виде огромное количество (до 10 тысяч видов и разновидностей) разнообразных товаров;
  • обеспечивает разработку оптимальной структуры ассортимента;
  • дает возможность установить групповую номенклатуру показателей качества, сформулировать общие требования к качеству товаров отдельных групп и разработать единые методы их экспертизы;
  • способствует организации рациональной приемки, размещения и хранения товаров и торговли ими;
  • облегчает стандартизацию, унификацию, взаимозаменяемость и совместимость товаров, их учет с использованием компьютерных технологий.

Классификация товаров должна отвечать следующим  требованиям:

гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

  • обеспечивать гибкость классификации, сущность которой заключается в том, чтобы в перечень продукции можно было по мере необходимости включать новые наименования, не нарушая общей системы классификации, учитывать возможные в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;
  • способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей;
  • нацеливать на улучшение торговой деятельности на всем пути товародвижения;
  • содействовать принципам кодирования товаров и образованию краткого шифра товаров.

Классификация – это разделение множества объектов (товаров) на подмножества (классы, подклассы, группы и др. подразделения) по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Система классификации – совокупность методов и правил классификации и ее результат.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок.

Глубина классификации – число ступеней классификации.[5, c.7]

Значение классификации (цель) – облегчает ведение документации, учет товаров, изучение спроса, упорядочивает терминологию, способствует эффективной выкладке.

В практике товароведения  различают три системы классификации: иерархическую, фасетную и комбинированную.

Иерархической называется система классификации  товаров с взаимосвязанными подразделениями, находящихся в определенной соподчиненности. Классификация в данном случае начинается с наиболее общего существенного  признака (назначение, сырье, способ производства), который на нижних ступенях иерархии все более конкретизируется. Достоинства данного метода классификации состоят в высокой информационной насыщенности, стройности, комплексности и всесторонности характеристики объекта классификации. Недостатками являются громоздкость, многоступенчатость, высокие затраты, иногда необоснованная трудность применения. [1, c. 68-69]

Фасетная система  классификации предусматривает  разделение товаров на параллельные, не зависящие друг от друга группы (фасеты), по одному из признаков. Для фасетного метода характерна только одна ступень классификации, разделение множества может осуществляться по разным признакам, в отличие от иерархического метода фасетный метод имеет большую насыщенность. Схематично сущность иерархического и фасетного методов классификации показана на рисунках 1.1 и 1.2.

В ряде случаев  с целью устранения недостатков  фасетного и иерархического методов  применяют комбинированный метод. Комбинированная система классификации  – это сочетание иерархической  и фасетной систем.

В товароведении  применяют биологическую, учебную, торговую, производственную классификации  продовольственных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Иерархический метод классификации

 

Примечание -  Источник: собственная разработка на основе [1, c. 69]

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Фасетный метод классификации

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1, c. 70]

 

Биологическая классификация делит всю живую  природу на мир животных и мир растений. Каждый из них по характерным для них признакам подразделяется на типы и подтипы, затем на классы. Классы делят на семейства, семейства на виды, виды на разновидности. В пределах разновидностей для сельскохозяйственных растений различают сорта, а для животных – породы. Биологическая классификация имеет большое значение для товароведа. Родовая и видовая принадлежность таких продуктов как зерно, плоды, овощи во многих отношениях определяют их строение, состав и качество.

В основу производственной классификации положена степень готовности продукции: сырье (продукты, предназначенные для переработки), полуфабрикаты (изделия с незавершенным изготовлением) и готовые изделия.

В зависимости  от потребительских свойств продовольственные  товары подразделяют на сорта. Различают природные (видовые) и товарные сорта. Природные сорта обусловлены биологическими особенностями или видом растений и животных, обладающих разными потребительными достоинствами как продукты питания или как сырье для переработки. В плодоовощной торговле природные сорта плодов называются помологическими, природные сорта винограда – ампелографическими, а овощей – хозяйственно-ботаническими.

Товарный сорт – это градация продукции определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная стандартом. Сорт характеризует уровень качества товара и обусловлен его внешним видом, строением, химическим составом, вкусовыми и ароматическими достоинствами. Например, черный байховый чай имеет товарные сорта: букет, экстра, высший, 1, 2 и 3. Совокупность сортов для товара данного вида характеризует его сортность.

В торговой практике широко используют деление продовольственных товаров на  группы по назначению и готовности к употреблению. По данному принципу пищевые продукты делят на бакалейные и гастрономические.

К бакалейным товарам относят продукты, которые перед употреблением подвергаются дополнительной  кулинарной обработке: муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крупы, пищевые концентраты и некоторые хозяйственные товары – мыло, спички.

К гастрономическим относят готовые к употреблению продукты: мясные и рыбные изделия, молочные изделия, кондитерские изделия, сыры, вина, алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия и др. Такие продукты обладают более высокой потребительной стоимостью по сравнению с бакалейными товарами.

Недостатком построения торговой классификации является смешение разнообразных признаков.

По учебной классификации все продовольственные товары подразделяются на следующие группы:

  1. Зерномучные товары – зерно и все продукты его переработки (крупа, мука, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия);
  2. Плодоовощные товары – свежие плоды, овощи, грибы и продукты их переработки;
  3. Вкусовые товары – это продукты, которые получают в результате переработки различного растительного сырья, обладающие сильно выраженным вкусом и ароматом или содержащие вещества, оказывающие воздействие на центральную нервную систему. К вкусовым товарам относят чай, кофе, пряности, безалкогольные и алкогольные напитки и др., а также соль – продукт минерального происхождения;
  4. Пищевые жиры – продукты, получаемые из сырья растительного и животного происхождения, отличающиеся высоким содержанием жира: растительные масла, маргарин, кулинарные жиры и др.;
  5. Молочные товары – молоко и продукты его переработки;
  6. Крахмал, сахар, мед и кондитерские изделия – шоколад, конфеты, карамель, печенье и др. Данная группа товаров отличается высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью;
  7. Яйца и яичные товары – яйцо и продукты его переработки (яичный порошок, меланж и др.);
  8. Рыба и рыбные товары – рыба, все продукты ее переработки, а также нерыбное водное сырье (крабы, раки, ламинария, кальмары и др.);
  9. Мясо и мясные товары – мясо различных животных и птиц и все продукты их переработки;
  10. Пищевые концентраты – концентраты обеденных блюд, сухие завтраки и др.

Информация о работе Качественная товароведная экспертиза чая