Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:36, курсовая работа
Целью данной работы является проверка штрихового идентификационного кода чая, реализуемого магазином «Клавдия» по контрольному числу, и построение системы классификации чая иерархическим и фасетным методами.
Задачами работы являются:
Изучение целей, задач и системы классификации продовольственных товаров;
Характеристика системы кодирования товаров и структуры штрихового идентификационного кода;
Расчет контрольного числа штрихового идентификационного кода чая, реализуемого магазином «Клавдия»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ…………………………………………….5
СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ. СТРУКТУРА ШТРИХОВОГО И ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА……………………………………………...15
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ ШТРИХОВОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА ЧАЯ ПО КОНТРОЛЬНОМУ ЧИСЛУ…………………………………….18
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЧАЯ, РЕАЛИЗУЕМОГО МАГАЗИНОМ «КЛАВДИЯ» ИЕРАРХИЧЕСКИМ И ФАСЕТНЫМ МЕТОДАМИ……………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ОСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………26
Ассортимент – набор видов и разновидностей товаров, объединенных по какому-либо признаку.
Производственный ассортимент – номенклатура изделий, выпускаемых определенной отраслью промышленности или отдельным предприятием, входящим в данную отрасль.
Торговый ассортимент – номенклатура товаров, находящихся на предприятии розничной или оптовой торговли с учетом их специализации.
Групповой ассортимент – номенклатура однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих схожие потребности.
Развернутый ассортимент – номенклатура товаров, включающая значительное количество подгрупп, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
Рассмотрим классификацию продовольственных товаров на примере чая. Все чаи, известные на мировом рынке, могут быть классифицированы в зависимости от того, какие показатели будут заложены в основу классификации (рисунок 1.3).
При классификации используется какой-нибудь один признак. Например, этап подготовки чайного листа (фабричный, торговый); исходное сырье (нежные или грубые листья).
Рисунок 1.3 – Классификация чая
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6, c. 252]
Также степень ферментированности (черный, красный, желтый, зеленый, белый чай); внешний вид (листовые или ломаные, рассыпные или прессованные, быстрорастворимые чаи). Чаи, входящие в каждую квалификационную группу, отличаются один от другого органолептическими, диетическими свойствами, ароматом, вкусом, цветом настоя и биологической активностью.
В зависимости от района произрастания различают чай: индийский, китайский, цейлонский, кенийский, японский, грузинский, российский и др.
В промышленном производстве чая имеется два этапа его подготовки: фабричный и торговый. Фабричные сорта чая изготавливают на первичных чайных фабриках путем технологической переработки зеленого чайного листа.
Торговые сорта чая (готовая продукция) получают на чаеразвесочных фабриках путем купажа, то есть смеси чая фабричных партий в строгом соответствии с утвержденной рецептурой.
Байховые чаи приготавливаются из нежных флешей (флеши, идущие на переработку, имеют три листа и почку) и делятся на две группы — листовые и ломаные (мелкие) чаи, каждая из которых имеет три ступени (сорта) качества. Если чаинки представляют собой обработанные и высушенные целиком листья чайного растения, то такой байховый чай называют листовым. Полученный чай при измельчении листьев в процессе переработки называют ломаным, или брокенированным.
Листовой чай по роду листа согласно российской классификации подразделяется на разновидности:
Ломаный (брокенированный) байховый чай по роду листа согласно российской классификации делится на следующие разновидности:
К мелким чаям относятся также высевки и крошка. Высевки имеется во всех категориях чая. Этот вид чая образуется, в основном, при сортировке (особенно с применением резки) крупной и мелкой фракции полуфабриката. Удельный вес высевок в объеме общей продукции составляет приблизительно 15-17%. Чаинки высевок гораздо мельче, чем у чая М-1 и М-2.
Высевки не должны содержать волосков, желтой или зеленой чайной пыли, их цвет соответствует видам чая. Крошка, которой при правильном проведении технологических процессов получается 2-3 % от общего количества продукции, на сорта не делится. Она образуется во время сухой сортировки чая.
Крошка по внешнему виду представляет собой самые мелкие частицы чая. Она должна быть однородной, без примеси желтой или зеленой пыли; цвет крошки черного чая должен быть черным или сероватым, а зеленого чая – темно-зеленым.
Мелкий байховый чай может называться средним по виду и размеру чаинок, так как высевки и крошки в качестве компонента в байховом чае не допускаются. Все виды и сорта высевок используют для приготовления плиточного чая, для производства чая в пакетиках, а также при расфасовке мелкого чая согласно рецептурам. Крошка используется в определенной пропорции в торговых смесях мелких чаев, а также для производства чая в пакетиках.
Сортировку чая проводят таким образом, чтобы после этого процесса в мелком чае не было примеси листовых, а в листовом – мелких чаев.
Прессованные чаи представляют
собой брикеты. Их приготавливают из
спрессованных под сильным
На прессование плиточного чая идут высевки и крошки нерасфасованного черного чая, а на изготовление таблеток – чайная пыль. Прессованные чаи могут быть черные и зеленые.
Экстрагированный
Деление на типы определяется степенью ферментации, определяемой процентом окисления дубильных веществ по отношению к к исходному содержанию. Так, при производстве черного чая чайный лист проходит стадии обработки, включающие завяливание, скручивание, ферментацию и сушку. При этом степень окисления дубильных веществ составляет 35–45 %.
Но при производстве зеленого и белого чая стадии завяливания и ферментации исключаются, что обусловливает степень окисления дубильных веществ не более 12 %.
Красные и желтые чаи проходят стадию ферментации не в полной степени, занимая промежуточное положение. Степень окисления дубильных веществ этого чая составляет 12–30 % , но у красного чая она выше по сравнению с желтым чаем.
Каждый из основных типов чая в свою очередь подразделяется по характеру механической обработки на разновидности, например, рассыпные, прессованные, быстрорастворимые.
В торговую сеть байховый чай поступает фасованным или полученным путем купажирования нефасованного чая.
По виду и размеру чаинок чай байховый фасованный вырабатывают трех видов: крупный (листовой), гранулированный, мелкий. Не допускается смешивание крупного (листового) чая с мелким и гранулированным чаем.
Гранулированный чай получают путем агрегирования измельченного до мелкодисперсного состояния листа в грануляторах непрерывного действия (в гранулы скатывается мелко порезанный лист).
Такой чай характеризуется большой объемной массой, хорошей транспортабельностью, повышенной стойкостью при хранении, быстротой экстрагирования. Органолептические достоинства (особенно аромат) гранулированного чая, как правило, ниже, чем листового.
На основе фабричных сортов получают пять торговых сортов байхового чая (см. рисунок). Деление чая на товарные сорта проводится по качественным признакам.
Импортные байховые чаи подразделяют на те же торговые сорта, за исключением сорта «букет», а также их выпускают под торговыми марками: Lipton, Принцесса Нури, Принцесса Гита, Беседа и др.
Вырабатываемый чай плиточный черный подразделяется на четыре сорта. Желтый чай выпускается одним сортом – 1-м, зеленый плиточный выпускают только 3 сортом. Чай зеленый кирпичный на сорта не делят.
Тип и разновидность чая зависит от страны производителя и района сбора. В зависимости от места произрастания чай подразделяется на три категории. Высокогорный чай является наиболее ценным по качеству, обладает тонким ароматом. Он собран с плантаций, расположенных выше 1200 м над уровнем моря.
Средний чай собирают с плантаций, расположенных 600-1200 м над уровнем моря. Низинный чай – с плантаций, расположенных до 600 м над уровнем моря (имеет более крепкий и резкий аромат) [6, c.251-255].
Таким образом, классификация – это разделение множества объектов (товаров) на подмножества (классы, подклассы, группы и др. подразделения) по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
В практике товароведения различают три системы классификации: иерархическую, фасетную и комбинированную.
В товароведении применяют биологическую, учебную, торговую, производственную классификации продовольственных товаров.
По учебной классификации все продовольственные товары подразделяются на зерномучные товары, плодоовощные товары, вкусовые товары, пищевые жиры; молочные товары, крахмал, сахар, мед и кондитерские изделия; яйца и яичные товары; рыба и рыбные товары; мясо и мясные товары; пищевые концентраты.
Чай классифицируется
по следующим признакам по целевому
назначению, внешнему виду, технологическому
признаку.
2 СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ
ТОВАРОВ. СТРУКТУРА ШТРИХОВОВОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО
КОДА
В настоящее время существует общегосударственный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП РБ), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь.
Классификатор используется для применения в системах автоматизированной обработки информации при прогнозировании и учете номенклатуры промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимых товаров и оказываемых услуг.
В ОКП РБ применяется
иерархический метод
Рисунок 2.1 - Структура кода ОКП РБ
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1, c. 73]
Коды на виды и наименования продукции проставляются в следующих документах: стандартах на продукцию любых категорий; технических документах (ТУ) на продукцию; технологических инструкциях; рецептурах; каталожных листах на новые виды продукции, учитываемых в центрах стандартизации и метрологии; каталожных листах на продукцию для составления каталогов товаров; сертификатах соответствия.
Вся информация о приятии, отмене, замене и дополнении классификаторов публикуется Госстандартом в специальных изданиях «Государственные стандарты», и ежемесячном информационном указателе стандартов (ИУС). В связи с принятием программы перехода на международную систему учета и статистики выполняется работа по созданию новой Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). В Республике Беларусь с 1 октября 2000 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 748 от 27.05.2000 г. введено обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами продукции, производимыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь и поставляемых на экспорт, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов.
Кодирование –
обоснование и присвоение кода классификационной
группировке или объекту
Код – знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
Система кодирования – совокупность методов и правил кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества [5, c.7].
Основными задачами системы кодирования являются:
- создание условий для формирования единого информационного пространства на территории как в Республике Беларусь, так и за рубежом;
- систематизация
информации по единым классифик
- упорядочение
стандартизации и сертификации
выпускаемой продукции и
- создание условий для унификации документов;
- гармонизация
системы кодирования с
Основные правила и порядок штрихового кодирования товаров (продукции) в республике, а также порядок контроля правомерности использования товарных номеров и штриховых идентификационных кодов определяется Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1146 и другими нормативными документами.
Информация о работе Качественная товароведная экспертиза чая