Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:20, реферат
В наше время товарная экспертиза занимает особое место в торгово – технологическом процессе. Это важное звено в цепочке последовательных действий, направленных на обеспечение рынка торговли качественными товарами.
Экспертиза как вид профессиональной деятельности широко применяется в различных сферах народного хозяйства. Истоки практики проведения экспертиз можно отыскать в глубокой древности. Однако методологические основы экспертизы начали развиваться лишь во второй половине XX веке. Без знания этих основ невозможно проводить экспертизу на современном уровне. Для этого необходимо определить предмет, цели, задачи и структуру учебной дисциплины и профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ВВЕДЕНИЕ
В наше время товарная экспертиза занимает особое место в торгово – технологическом процессе. Это важное звено в цепочке последовательных действий, направленных на обеспечение рынка торговли качественными товарами.
Экспертиза как вид профессиональной деятельности широко применяется в различных сферах народного хозяйства. Истоки практики проведения экспертиз можно отыскать в глубокой древности. Однако методологические основы экспертизы начали развиваться лишь во второй половине XX веке. Без знания этих основ невозможно проводить экспертизу на современном уровне. Для этого необходимо определить предмет, цели, задачи и структуру учебной дисциплины и профессиональной деятельности.
Товарная экспертиза предназначена для проведения количественных и порядковых оценок основополагающих характеристик товаров, процессов, которые влияют на них. Товарная экспертиза — оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.
Экспертная оценка — совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям или товарной информации. При экспертной оценке требования к характеристикам товаров или иных объектов могут устанавливаться не только нормативными документами, но и экспертами.
Таким образом, в данной работе я хочу выделить значение экспертизы в современной товароведной деятельности, её цели и задачи, структуру проведения экспертизы, а также рассмотреть основополагающую нормативную базу, выделить основные виды экспертизы товаров и их особенности, разобрать структуру экспертного заключения и выяснить особенности товароведной экспертизы на примере шоколада.
Целью курсовой работы является анализ средств товарной экспертизы.
Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд конкретных задач:
– ознакомиться с классификацией средств товарной экспертизы;
– рассмотреть материально-технические средства товарной экспертизы;
– рассмотреть понятие «товарная информация»;
– выявить преимущества и недостатки методов товарной экспертизы;
– сделать конкретные выводы по поставленным вопросам.
1.КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: НАЗНАЧЕНИЕ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СФЕРА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ.
Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик продовольственных и непродовольственных товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений. Основными объектами товарной экспертизы являются потребительские товары.
Потребительские товары – продукция, реализуемая потребителю и используемая им для личных целей. Однако такое подразделение несколько условно, так как одна и та же продукция, реализуемая различным потребителям (промышленным и индивидуальным) и используемая для принципиально одинакового назначения (например, сахар для промышленного или домашнего консервирования), относится к разным классам (товарам промышленного назначения или потребительским). Поэтому многие аспекты экспертизы потребительских товаров характерны и для экспертизы товаров промышленного назначения, что расширяет сферу применения термина «товарная экспертиза».
При проведении экспертизы оценке могут подвергаться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их часть. Вопросы, решаемые товарной экспертизой следующие:
• отвечает ли фактическому наименованию товар, его сорт, цена;
• как декодировать товароведческие признаки товара, и отвечают ли они указанным в прейскуранте характеристикам;
• на сколько обоснованы мотивы списания товаров, их уничтожение или переработка.
• размеры естественной убыли товаров;
• снижение сортности товаров в процессе производства и транспортировки.
1.1. Средства информации.
В практике сформировались соответствующие средства информации о товаре. Средствами товарной информации служат маркировка технические документы нормативные документы справочная, учебная и научная литература реклама и пропаганда. Указанные средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.
Носители информации являются:
1.Документы – нормативные, технические, информационные (стандарты);
2.Маркировка – производственная (на ящиках и упаковках), торговая – ценники, наклейки;
3.Специальная дополнительная литература – учебники, пособия, словари, каталоги.
К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д».
Первое «Д» — достоверность — предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.
Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной.
Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.
Второе «Д» — доступность — связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.
В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.
Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Федеральном законе «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
Востребованность — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.
Третье «Д» — достаточность информации — может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
К средствам информации относятся следующее: маркировка, ярлыки, этикетки, колъеретки, вкладыши, бирки, ярлыки, контрольные ленты, клейма, штампы, рельефная маркировка.
1.2. Материально – технические средства.
Эксперту для проведения экспертизы необходимо создать оптимальные условия для работы, что достигается с помощью материальных средств.
В зависимости от используемых устройств материально – технические средства товарной экспертизы подразделяются на следующие виды:
Материально – техническая база;
Средства измерения и обнаружения;
Оргтехника.
Выбор этих средств определяется условиями проведения экспертизы, в частности материально – технической базой заказчика, имеющимися у заказчика и в испытательной лаборатории средствами измерения. Кроме того, оснащение эксперта средствами обнаружения и оргтехники зависит от материальных возможностей организации.
1. Материально - техническая база. Рабочее место эксперта должно быть оборудовано необходимой мебелью. Это такая мебель, как письменный или лабораторный стол, стул, электроосветительные приборы.
Если экспертная оценка проводится в производственных помещениях, то в зависимости от объема и размещения товарных партий могут понадобиться: погрузочно – разгрузочное, подъемное и весоизмерительное оборудование, приспособления для вскрытия тары, отбора проб.
Эксперт должен составить перечень необходимых материально – технических средств и довести его до сведения заказчика или лиц, ответственных за материальное обеспечение экспертизы.
Материально – технические средства, составляющие базу, подразделяются на стационарные и передвижные, основные и дополнительные. К основным стационарным средствам относятся здания, сооружения, торгово – технологическое и лабораторное оборудование. В качестве дополнительных средств используются оргтехника, транспортные средства, погрузочно – разгрузочное оборудование.
2. Средства измерения и средства обнаружения. Средства измерении – технические устройства для проведения измерений физических величин. Средства измерений, используемые экспертами при проведении товарной экспертизы, подразделяются на средства измерений физических величин товара и средства измерений показателей климатического режима хранения, а также на простейшие приспособления и сложные технические устройства.
К простейшим относятся: меры и простые портативные приборы, которые могут применяться в любых производственных условиях. Их преимущество заключается в простоте и быстроте измерений. Обращение с ними не требует дополнительных навыков (линейки, рулетки). Сложные технические средства для измерения – приборы, преобразователи, измерительные системы – применяются только в специально оборудованных испытательных лабораториях, в которых есть обученный работе на них персонал.
2.ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
2.1.Методы товарной экспертизы.
Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество или материал для проведения испытаний. Метод товарной экспертизы – способ достижения конечных результатов, экспертной оценки товаров. В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).
Классификация методов товарной экспертизы:
1.Объективный метод определения качества. К нему относятся – измерительный (лабораторный метод), математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний), регистрационный метод (регистрация дефектов), расчетный метод, метод опытной эксплуатации.
1) Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.).
Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.
Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.
Информация о работе Количественная и качественная экспертиза