Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:07, статья
Критики американской системы здравоохранения часто предлагают реформировать ее, воспользовавшись иностранными образцами. Они указывают: во многих государствах расходы на здравоохранение гораздо меньше, чем в США, а эффективность медицинских услуг — выше. Соединенным Штатам следует взять на вооружение зарубежный опыт, настаивают эти скептики, и создать государственную систему здравоохранения.
Краткое содержание
Критики американской системы
здравоохранения часто
Однако тщательное изучение
ситуации показывают, что системы
здравоохранения почти во всех странах
мира сталкиваются с проблемами роста
издержек и недоступности медицинской
помощи для части населения. Какой-либо
универсальной модели организации
здравоохранения, пригодной для
всех, конечно, не существует. Уровень
централизации, регулирования, распределения
издержек между всеми гражданами,
а также роль частного страхования
в сфере медицинских услуг
в разных странах сильно варьируются.
Тем не менее, общие тенденции
развития общенационального
— Наличие медицинского страхования не равнозначно всеобщему доступу к услугам здравоохранения. На практике во многих странах страховка есть у всех, но медицинские услуги в ее рамках «дозируются», или людям приходится подолгу ждать очереди на лечение.
— Рост затрат на систему здравоохранения характерен не только для США. Хотя в других странах эти расходы составляют куда меньший процент совокупного ВВП и ВВП на душу населения, они увеличиваются практически везде, порождая дефицит бюджета, повышение налогов и сокращение социальных льгот.
— В странах, где акцент делается на государственном контроле над здравоохранением, граждане с наибольшей вероятностью сталкиваются с «листами ожидания», нормированием услуг, ограничениями на выбор врача и иными препятствиями в сфере медицинской помощи.
— Страны, где системы
здравоохранения наиболее эффективны,
добиваются подобного результата за
счет отказа от централизованного
Ни в одной стране не идет речь об отмене всеобщего медицинского страхования, но отход от централизованного государственного контроля и перевод здравоохранения на рыночную основу следует признать преобладающей общемировой тенденцией.
Таким образом, способ решения
проблем американского
Введение
В своем фильме «Здравозахоронение» (SiCKO) Майкл Мур рассказывает о проблемах американской медицины и предлагает ввести в этой сфере государственную систему, построенную по принципу «единого плательщика»[1]. Мур сравнивает американскую систему здравоохранения с канадской, британской и французской и делает выводы в пользу последних. Экономист и обозреватель New York Times Пол Кругман также считает, что здравоохранение во Франции, Британии и Канаде организовано лучше, чем в США[2]. А организация «Врачи за государственную программу здравоохранения» отмечает: Америка — «единственная из промышленно развитых стран, где медицинская помощь населению не находится под управлением государства»[3].
Эти и другие критики американской
системы здравоохранения
Несомненно, США тратят на здравоохранение гораздо больше всех других стран — как в пересчете на долю ВВП, так и на душу населения. Как видно из рисунка 1, в США расходы на эти цели составляют сегодня почти 16% ВВП — это на 6,1% больше, чем средний показатель по другим индустриально развитым странам[5]. Совокупные затраты на здравоохранение растут в нашей стране быстрее, чем объем ВВП, и сегодня составляют более 1,8 триллиона долларов — на жилье, питание, национальную оборону или автомобили американцы тратят меньше[6].
Рисунок 1. Совокупные расходы на здравоохранение, % от ВВП
Источник: OECD Health Data 2007: Statistics and Indicators for 30 Countries. Paris: OECD, 2007 (данные за 2004 год).
Впрочем, большие расходы на здравоохранение не всегда следует считать негативным явлением. Америка тратит деньги на медицину потому, что она является богатой страной и считает нужным это делать. Экономисты считают медицинские услуги «нормальным товаром», а это означает, что расходы на него имеют положительную корреляцию с уровнем доходов населения. По мере роста упомянутых доходов увеличивается и спрос людей на этот «товар». Поскольку мы — страна богатая, мы вправе требовать — и требуем — большего объема медицинских услуг[7].
Однако из-за характера распределения этих затрат они все более тяжелым бременем ложатся на плечи потребителей и корпораций. В целом годовая медицинская страховка на одно лицо сегодня обходится в 4479 долларов, а на семью — в 12106 долларов. Взносы на медицинское страхование повысились в 2007 году на 6% с небольшим — т.е. они росли быстрее, чем средняя зарплата[8].
Более того, государственные программы здравоохранения, особенно Medicare и Medicaid, порождают гигантскую задолженность, которую мы перекладываем на плечи будущих поколений. Непрофинансированные долговые обязательства Medicare сегодня превышают 50 триллионов долларов[9]. Если ситуацию пустить на самотек, в ближайшие сто лет доля расходов на Medicare в федеральном бюджете увеличится вчетверо[10].
В то же время неприемлемо
большое число американцев
Наконец, хотя американская
система здравоохранения
Многие критики американской
системы здравоохранения
Однако, если тщательнее изучить
ситуацию в странах, где государственная
система здравоохранения уже
действует, станет ясно, что там есть
свои серьезные проблемы, включая
рост затрат, нормирование услуг, дефицит
современных медицинских
Качество услуг здравоохранения в разных странах
Ученые неоднократно предпринимали попытки сравнительного анализа систем здравоохранения в разных странах. По результатам большинства таких работ Соединенные Штаты выглядят неважно, значительно отставая в рейтингах от других индустриально развитых стран. Это дает критикам нашей системы здравоохранения повод утверждать, что по сравнению с гражданами других государств американцы платят за медицинские услуги больше, а получают за свои деньги меньше.
Тем не менее подобные рейтинги
следует воспринимать скептически
— по нескольким причинам. Во-первых,
многие их создатели выбирают те сферы,
где результаты исследования могут
подтвердить уже сделанные ими
выводы, или те направления, что наиболее
важны согласно их собственным убеждениям.
Так, в «Здравозахоронении»
Таблица 1. Рейтинг систем здравоохранения по версии ВОЗ
Страна |
Место в рейтинге |
Франция |
1 |
Италия |
2 |
Сан-Марино |
3 |
Андорра |
4 |
Мальта |
5 |
Сингапур |
6 |
Испания |
7 |
Оман |
8 |
Австрия |
9 |
Япония |
10 |
Норвегия |
11 |
Португалия |
12 |
Монако |
13 |
Греция |
14 |
Исландия |
15 |
Люксембург |
16 |
Нидерланды |
17 |
Великобритания |
18 |
Ирландия |
19 |
Швейцария |
20 |
Бельгия |
21 |
Колумбия |
22 |
Швеция |
23 |
Кипр |
24 |
Германия |
25 |
Саудовская Аравия |
26 |
Объединенные Арабские Эмираты |
27 |
Израиль |
28 |
Марокко |
29 |
Канада |
30 |
Финляндия |
31 |
Австралия |
32 |
Чили |
33 |
Дания |
34 |
Доминиканская Республика |
35 |
Коста Рика |
36 |
США |
37 |
Словения |
38 |
Источник: The World Health Report 2000. Geneva: WHO, 2000.
Однако в основе исследования
ВОЗ лежат выводы по таким весьма
субъективным критериям, как «справедливость»,
или параметрам, не связанным напрямую
с системой здравоохранения, вроде
«контроля над табакокурением».
США, к примеру, заслужили «плохую
оценку» за то, что прогрессивная
система налогообложения в
Проблемы возникают даже
в тех случаях, когда используются
более объективные критерии сравнения.
Практически во всех межстрановых рейтингах
в качестве одного из показателей
используется средняя продолжительность
жизни населения. На деле, однако, этот
критерий плохо подходит для оценки
системы здравоохранения. На среднюю
продолжительность жизни влияет
ряд внешних факторов, таких, как
уровень насильственной преступности,
бедности, распространенность ожирения,
употребление табака, наркотиков и
другие проблемы, не связанные со здравоохранением.
Организация экономического сотрудничества
и развития, в частности, поясняет:
«Сравнительную степень воздействия
различных факторов медицинского и
немедицинского характера, влияющих на
среднюю продолжительность