Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:00, дипломная работа
Современное сестринское дело является наукой и искусством. Сестринское дело основано на древней традиции, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.
Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ АНАЛИЗ
1.1 Значение проведения научных исследований в сестринском деле для развития здравоохранения
1.2 Особенности сестринской деятельности за рубежом
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
3.1 Материалы и методы исследования
3.2 I ЭТАП исследования
3.2.1 Исследование штатных единиц отделений
3.2.2 Социально–психологическая характеристика среднего медицинского персонала СПКК ФГУ "НМХЦ им.Н.И. Пирогова" Минздравсоцразвития РФ
3.2.3 Оценка профессиональных и личностных качеств медсестер процедурного кабинета СПКК ФГУ "НМХЦ им.Н.И. Пирогова" Минздравсоцразвития РФ
3.3 Диагностика удовлетворенности пациентов качеством ухода
3.4 Проведение хронометража рабочего времени процедурных м/с
3.5 II, III этапы исследования
3.6 Мероприятий по оптимизации нагрузки медицинской сестры процедурного кабинета и повышению качества ухода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.)Провести хронометраж рабочего времени медицинской сестры процедурного кабинета.
3.)Изучить факторы, влияющие на качество работы медсестры процедурного кабинета. Изучить влияние этих факторов на качество обслуживания пациентов.
2.Внести предложения по усовершенствованию организации работы медицинской сестры процедурного кабинета.
Место проведения исследования:
Объект исследования: деятельность процедурной медсестры.
Методы исследования
Исследование проводилось в СПКК ФГУ " НМХЦ им. Н.И. ПИРОГОВА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ". В исследовании приняли участие: пациенты, проходившие лечение в стационаре-213 человек, медицинские сестры (палатные, процедурные)-29 человек.
За единицу наблюдения при изучении затрат рабочего времени медицинских сестер взят один рабочий час медицинской сестры; при проведении экспертной оценки качества сестринской помощи – каждый элемент труда медицинских сестер.
Во время проведения исследования были использованы хронокарты, разработанные Ю.И. Зотовым (1974г.), В.В.Канеп и Л.П.Липовецкой (1981г.), Р.С.Гаджиевым (1983г.), с дополнениями и изменениями в соответствии с целью и задачами исследования. Так же были разработаны анкеты для пациентов и медицинских сестер.
В качестве аппаратного обеспечения в исследовании использовались рабочие стации (компьютеры) с процессором класса Pentium IV. Для статистической обработки и анализа полученных результатов применялись пакеты Microsoft Office 2000 и Statistica 5.0.
В работе использовались методы исследования:
- статистический,
- социологический,
- сравнительный,
- описательный,
- аналитический.
Статистический метод: сбор и регистрация материала, обработка и группировка собранных данных, свод их в таблицы и последующий анализ с расчетом относительных средних величин, оценкой достоверности полученных результатов.
Изучение соответствующей литературы, чтение и анализ статей из периодических изданий медицинского профиля (см. список использованной литературы).
Практическая значимость исследования определяется ее результатами, позволившими разработать и научно обосновать предложения по внедрению инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала стационара. Полученные данные могут быть использованы в целях оптимизации труда средних медицинских работников стационарных ЛПУ на уровне учреждений, региональном и федеральном уровнях. Предложенные мероприятия позволят повысить продуктивность работы медицинского персонала, улучшить профессиональные характеристики и условия жизни средних медработников, повысить удовлетворенность выполняемой работой, а, следовательно, увеличить качество медицинской помощи, что скажется на удовлетворенности пациентов качеством оказанной им стационарной помощи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Реформирование в области здравоохранения невозможно без реформирования организации работы медицинских сестер со средним и высшим медицинским образованием. Появление специалистов с высшим сестринским образованием, имеющих квалификацию "менеджер", позволяет перераспределить функции между различными категориями медицинских работников в соответствии с их компетенцией. Международный Совет медицинских сестер определил четыре составляющие профессиональной роли медсестры: укрепление здоровья, профилактика заболеваний, реабилитация и облегчение страданий пациентов. Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики. На первичном уровне медсестры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсестры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарно-просветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинские сестры отвечают за координирование плана ухода, составляемого индивидуально [10].
Отечественная система здравоохранения страдает от несбалансированности медицинских кадров, низкой эффективности использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что существенно сказывается на качестве медицинской помощи. Потенциал медсестер с высшим сестринским образованием используют не в достаточной мере [3, 9]. Этот факт противоречит принятой в 2001 г. Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации, которая призывает к созданию оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению Подготовка медицинских сестер с высшим образованием в России позволяет рационально и эффективно использовать их знания и возможности в различных направлениях работы по профилактике и укреплению здоровья населения, в области организации скрининговых, образовательных, и исследовательских программ [4]. К методам этой работы можно отнести индивидуальное обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или здоровым образом жизни, использованием различных форм обучения [7].
Работа по формированию здорового образа жизни, правильному восприятию изменившегося состояния здоровья пациентом требует принципиально новых подходов и более современной и расширенной подготовки специалистов[8].
Потенциал данной категории медицинских работников велик и продолжает расти, что связано с совершенствованием программ подготовки специалистов в колледжах и открытием более чем в 30 вузах страны факультетов высшего сестринского образования, готовящих специалистов с квалификацией "менеджер". Наличие таких специалистов позволяет перераспределить функции в соответствии с их компетенцией и миссией: врачам – заниматься диагностикой и лечением заболеваний, специалистам со средним медицинским образованием – осуществлять уход за больными и медико-психологические мероприятия, а менеджерам – обеспечивать организацию и управление деятельностью медперсонала для наиболее эффективного функционирования лечебно-профилактического учреждения и его подразделений [1].
Качественные преобразования в сестринской практике происходят только там, где есть квалифицированные сестринские кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов и четкой организации работы персонала.
Без проведения научных исследований в области сестринского дела не невозможно дать обоснованные рекомендации по стратегическим вопросам развития сестринских служб лечебных учреждений, улучшению качества оказания сестринской помощи населению, рациональному использованию кадровых ресурсов, внедрению новых технологий деятельности сестринского персонала и т.д. Научные исследования в области сестринского дела – пока еще не обычное, новое и в тоже время очень важное направление развития системы здравоохранения страны. Анализ зарубежного опыта убедительно подтверждает существенные качественные изменения, происходящие в системе оказания медицинской помощи населению, в связи с внедрением в практику лечебных учреждений результатов сестринских исследований (повышение качества оказания сестринской помощи и, как следствие – удовлетворенности пациентов, сокращение сроков пребывания в стационаре, уменьшение числа осложнений и т.д.)[42].
Научный подход в сестринском деле позволяет делать обобщенные выводы по наиболее значительным направлениям деятельности самого многочисленного в здравоохранении сестринского персонала, т.е. экстраполировать результаты исследования, полученные на сравнительно небольшой группе людей, на всю популяцию. Показатель того, насколько точно результаты исследований отражают феномен в большей группе людей, широко используется в оценке качества проведенного исследования. С позиций научного подхода можно оценить достоверность информации, полученной в результате исследования[19].
С 1999 г. в печати появились высказывания о потребности в нормативных показателях нагрузки сестринского персонала для обеспечения качества медицинских услуг.
Объективным является факт ежегодного увеличения нагрузки и интенсивности сестринского труда, неблагоприятно сказывающегося не только на здоровье исполнителей, но и на качестве медицинской помощи в целом.
Учет нагрузки профессиональных действий медицинских сестер традиционно осуществлялся опосредовано, через врачебную нагрузку. Разработка норматива нагрузки сестер необходима для оптимизации работы среднего медицинского персонала, поскольку завышенные нагрузки не обеспечивают качество медицинских услуг, а заниженные сокращают охват медицинской помощью согласно потребностям и могут оказывать тормозящий эффект на совершенствование технологии медицинских манипуляций[6].
Во многих странах, в первую очередь, в Швеции, Англии и Нидерландах, медицинские сестры составляют основу здравоохранения, особенно его первичного звена, восстановительного лечения, реабилитации и интегрированного медицинского ухода, т.е. в тех службах, с которых начинается и заканчивается оказание всего цикла медицинской помощи.
Например, в Финляндии 80% пациентов предварительно поступают к медсестрам, а затем, в случае необходимости, к врачам, и только 20% пациентов поступают непосредственно к врачам. В шведских медицинских центрах пациента вначале осматривает медсестра, которая затем может направить пациента к врачу общей практики или в больницу. В повсеместно распространенных в Скандинавских странах в городах и на селе центрах здоровья также ведущая роль принадлежит медицинским сестрам. В Нидерландах решение об оказании помощи пациентам врачами во внерабочие часы принимает медсестра на основе установленных критериев [38, с. 21-22].
В США медицинские сестры нередко выполняют административные функции, являясь заведующими отделениями в больницах или состоя в администрации больниц. А врач при этом оперирует пациентов, либо их консультирует. В условиях амбулаторной помощи, особенно в муниципальных миниполиклиниках медицинские сестры работают самостоятельно, выполняя патронажные функции, обслуживая вызовы на дом и привлекая врачей, ведущих прием пациентов, в случае необходимости.
В Великобритании, к примеру, закон о медицинских сестрах, как о самостоятельном институте, действует с 1902 г. В Англии все чаще медсестры занимаются самостоятельной практикой и им разрешено выписывать фармацевтические препараты из определенного перечня лекарственных средств. Не только в США, но и во многих других странах медицинские сестры обслуживают вызовы на дом и приглашают врача посетить пациента на дому при необходимости.
Главным координирующим органом в области международного сестринского дела в настоящее время является Международный совет медицинских сестер (The International Council of Nursing, ICN), созданный в 1899 г. и объединяющий национальные сестринские ассоциации из более чем 128 стран. Международный совет, управляемый медсестрами, работает над обеспечением качественной сестринской помощи, в глобальном масштабе осуществляет продвижение сестринских знаний, отстаивает интересы данной профессиональной группы.
Международным советом была провозглашена концепция универсальных стандартов, так как потребности в сестринских услугах во всех странах одинаковы; определение стандартов образования и практической деятельности для профессионального сестринского сообщества стало одной из основных целей Международного совета.
Разработанный Международным советом "Кодекс медицинских сестер" (ICN Code for Nurses) является основополагающим документом по этическим вопросам сестринской практики во всем мире. Стандарты, клинические руководства, руководящие принципы организации сестринской практики, образования, управления, исследований, социально-экономической поддержки, выработанные Международным советом, приняты за основу национальных сестринских программ во всем мире.
Вот перечень некоторых документов, разработанных ICN [38, с. 20]:
- руководство по безопасному обращению с использованными иглами;
- руководство для медсестер в случае агрессивного поведения пациентов;
- руководство по планированию карьеры в сестринской практике;
- руководство по снижению риска и профилактике передачи ВИЧ-инфекции для медсестер при сестринском уходе и манипуляциях.
США является одной из стран, где профессиональные сестринские ассоциации оказали значительное влияние на развитие сестринского дела и занимаются вопросами регулирования сестринской деятельности на государственном уровне. Наиболее известная и влиятельная из ассоциаций — Американская ассоциация медицинских сестер (American Nurses’ Association).
Стандарты сестринской помощи в Великобритании разрабатываются и утверждаются Советом медицинских сестер и акушерок, являющимся основной профессиональной организацией медсестер Великобритании.
Совет регламентирует деятельность всех медсестер страны и обладает правом сертификации и допуска сестринских кадров к практической деятельности. Основной документ по стандартам, разработанный этой организацией, — "Свод правил в работе медицинских сестер и акушерок: стандарты и этический кодекс" [9, с. 21].
Более узкопрофессиональные сестринские ассоциации Великобритании определяют стандарты по соответствующим направлениям сестринской практики. Так, Ассоциация медицинских сестер по инфекционному контролю разрабатывает и постоянно обновляет ряд стандартов и протоколов по профилактике внутрибольничных инфекций, гигиене рук, инфекционной безопасности в амбулаторных лечебных учреждениях и в стационарах.