Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:00, дипломная работа
Современное сестринское дело является наукой и искусством. Сестринское дело основано на древней традиции, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.
Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ АНАЛИЗ
1.1 Значение проведения научных исследований в сестринском деле для развития здравоохранения
1.2 Особенности сестринской деятельности за рубежом
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
3.1 Материалы и методы исследования
3.2 I ЭТАП исследования
3.2.1 Исследование штатных единиц отделений
3.2.2 Социально–психологическая характеристика среднего медицинского персонала СПКК ФГУ "НМХЦ им.Н.И. Пирогова" Минздравсоцразвития РФ
3.2.3 Оценка профессиональных и личностных качеств медсестер процедурного кабинета СПКК ФГУ "НМХЦ им.Н.И. Пирогова" Минздравсоцразвития РФ
3.3 Диагностика удовлетворенности пациентов качеством ухода
3.4 Проведение хронометража рабочего времени процедурных м/с
3.5 II, III этапы исследования
3.6 Мероприятий по оптимизации нагрузки медицинской сестры процедурного кабинета и повышению качества ухода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диаграмма № 29
Структура рабочего времени процедурных м/с по основным разделам деятельности по отделениям (в %)
На диаграмме видно, что:
основное время занимает больше половины рабочего времени и отклоняется в большую сторону от среднероссийского показателя, приведенного в методических рекомендациях по хронометражу;
на вспомогательную деятельность медицинские сестры затрачивают больше времени по сравнению со стандартом, т. к. медсестра выполняет многие функции младшего медицинского персонала;
на личное время в большинстве отделений отведено 4,2- 8,1 % рабочего времени, что явно недостаточно для полноценного отдыха персонала;
медперсонал затрачивает на заполнение документации в 2,6 раза меньше времени, чем по эталону, т. к. в отделении разрабатывают и внедряют более совершенные формы ведения документации;
в некоторых отделениях (эндокринология, травматология) переработка составляет значительное время (4,9 и 1,3 сответственно), что свидетельствует о повышенной нагрузке на процедурных м/с.
Вначале следующего этапа процедурной сестре отделения эндокринной хирургии было предложено в течение месяца при работе в процедурном кабинете руководствоваться алгоритмами простейших медицинских манипуляций, разработанных Ассоциацией медицинских сестер России. По окончании этого срока был проведены повторные хронометраж рабочего времени процедурной сестры и анкетирование палатных медсестер и пациентов эндокринного отделения (. диаграмма № 30)
Диаграмма № 30
Результаты распределения рабочего времени после введения алгоритмов.
1. Основное время – 2869мин. или 57,8%
2. Вспомогательное время – 246 мин. или 4,6%
3. Время на работу с документацией - 1445 мин. или 27,2%
4. Служебные разговоры – 98 мин. или 1,6%
5. Личное время - 382 мин. или 6,2%
6. Незагруженное время - 19 мин. или 0,4%
7. Воздействие вредных факторов - 2803 мин. или 56,7%
8. Переработка - 142 мин. или 2,2 %
Сравнительные данные временных затрат "до" и "после" введения алгоритмов представлены на диаграмме № 31
медицинский персонал процедурный хронометраж
Диаграмма № 31
Временные затраты процедурной м/с "до" и "после" введения алгоритмов
Временные затраты на основную деятельность сократились за счет уменьшения переработки, но они по-прежнему высоки по сравнению с эталонной. Увеличилось личное время (с 2,2 % до 4,6 %). За счет рационализации труда удалось увеличить время на работу с документами.
Экономия времени
по основной деятельности-2,7%
по служебным разговорам-51,6%
что не может не быть признанным как положительным результатом исследования.
В процессе работы было предложена к применению "Карта процедурной сестры"( см. приложение №6). Введение такой карты было обусловлено тем, что у пациентов отмечались аллергические реакции на вводимый препарат, но информация об этом либо терялась, либо не доходила до лечащего врача во время. Внедрение карты позволило сразу же решить проблему передачи информации. Таким образом, данная карта может быть рекомендована к применению во всех процедурных кабинетах стационара.
Повторный опрос пациентов показал, что оценка деятельности процедурных сестер повысилась, а число основных жалоб на " несвоевременное реагирование на просьбы", значительно уменьшилось, что также может быть признано успешным подтверждением выполненной работы (диаграмма № 32).
Диаграмма № 32
Оценка профессиональных качеств процедурной м/с пациентами после введения алгоритмов
В результате внедрения алгоритмов в работу процедурной м/с, значительно повысилась оценка пациентами качества работы процедурной м/с. Таким образом, результат проведенного исследования может быть признан положительным.
Положительные результаты исследования позволяют предложить применить проведенные мероприятия в других отделениях стационара.
В качестве меры по изменению ситуации целесообразно:
- разработать и внедрить функциональные обязанности процедурных сестер отделений;
разработать и внедрить алгоритмы простейших сестринских манипуляций в процедурном;
- ввести карты пациента процедурного кабинета, провести обучение медицинских сестер процедурного кабинета правильности ведения этих историй;
- проводить регулярную экспертную оценку работы процедурной м/с;
- ввести в использование " Журнал учета ошибок процедурной сестры", для фиксирования недочетов в работе процедурной м/с;
- ввести в режим работы медицинской сестры процедурного кабинета регламентированный перерыв для приема пищи.
Выводы.
1. Проанализирована работа медицинской сестры процедурного кабинета Санкт- Петербургского клинического комплекса Федерального государственного учреждения № Национально-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения и социального развития (СПКК ФГУ " НМХЦ им. Н.И. ПИРОГОВА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ").
2.Исследованы качественные характеристики (профессиональные и личностные качества) медицинской сестры процедурного кабинета.
3.)Проведен хронометраж рабочего времени медицинской сестры процедурного кабинета.
3.)Изучены факторы, влияющие на качество работы медсестры процедурного кабинета.
Основные потери рабочего времени происходят из-за неорганизованности, отсутствия самодисциплины, неумения отделить главное от второстепенного, делегировать часть своих полномочий подчиненным, неспособности поддерживать свою работоспособность, а также незнания техники личной работы.
Чтобы добиться высокой производительности труда в медицинском учреждении, на каждом рабочем месте прежде всего необходимо выявить и устранить факторы, приводящие к непроизводительным потерям времени, вскрыть и реализовать существующие резервы.
Привлечение медицинской сестры с ВСО, обладающей психологическими знаниями, владеющей современными теориями лидерства, менеджмента, для глубокого и всестороннего изучения проблем, а так же разработки путей их решения, способно обеспечить эффективную работу отделений и учреждения в целом.
На современном этапе развития общества профессия медицинской сестры является не просто одной из самых массовых, но и одной из наиболее социально значимых [6]. Однако развитие системы здравоохранения сопровождается рядом негативных тенденций. В частности, весьма неблагоприятным фактором является нарастающий дисбаланс в соотношении работающих врачей и медицинских сестер, равняющемся в среднем 1:2,22 (в 2002 г. – 1:2,45) [12], тогда как в европейских странах оно составляет 1:6, и нарушение этого соотношения считается неблагоприятным признаком. Кроме того, до 40–50% времени м/с затрачивают на работу, которая не связана с оказанием помощи пациентам и даже не требует медицинского образования. Вместе с тем внедрение новых медицинских технологий и методов лечения, введение бюджетно-страховой медицины, необходимость перехода к научно обоснованной сестринской помощи требует все большего числа высокообразованных специалистов, ориентирующихся в современной стратегии сестринского дела [6].Назрела необходимость изменения юридического и профессионального статуса медицинской сестры. Сформировавшаяся в нашей стране система взаимодействия врача и медсестры не соответствует потребностям современного высокотехнологичного здравоохранения, требующего углубления сестринской подготовки, расширения уровня ее профессиональной компетенции и самостоятельности. Появление в России специалистов с ВСО качественно меняет ситуацию, особенно в перспективе. Подготовка менеджеров сестринского дела осуществляется в соответствии с Государственным стандартом и предусматривает помимо изучения общегуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и общепрофессиональных дисциплин еще и подготовку по экономике, маркетингу, менеджменту, педагогике, психологии управления и правовым вопросам медицинской деятельности. Порой выпускники факультетов ВСО по уровню управленческой подготовки превосходят своих непосредственных руководителей. Это обстоятельство наряду с отсутствием юридических регламентаций является одной из причин, по которым главные врачи не спешат делегировать часть своих управленческих полномочий менеджерам сестринского дела, и они часто остаются невостребованными практическим здравоохранением.
1. Бессонов Ю. О. Стереотипы в восприятии медсестер // Медицинская сестра. — 2010. — N 4. — С. 43.
2. Васильева А. З. Инновационные методы подготовки специалистов здравоохранения среднего звена для обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи // Главная медицинская сестра. – 2010. – N 9. – С. 139-145.
3. Воробьева, П. А. Стандартизация сестринских услуг // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2007. - № 12. - С. 7-15.
4. Габоян Я. С. Экспертная оценка деятельности медицинских сестер стационара // Медицинская помощь. - 2008. - № 3. - С. 41-43.
5. Двойников С. И. Управление развитием сестринского персонала. - М.: ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2006.- 119 с.
6. Дривер М. Роль медицинской сестры в общении с пациентом // Вестник ассоциации медицинский сестер. - 2008. - № 1. - С. 22-23.
7. Жихарева Н.А. Перераспределение функций медицинского персонала как элемент оптимизации ресурсов здравоохранения // Молодежь и наука: итоги и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. - Саратов: Издательство СГМУ, 2006. - С. 246-247.
8. Загороднова Г. А. Характеристика удовлетворенности трудом и производственная мотивация медицинских сестер // Главная медицинская сестра. - 2008. - № 3. - С. 43-49.
9. Индейкин Е. Н. Оценка качества сестринской деятельности (сестринский аудит): опыт больниц Великобритании // Вопросы экспертизы качества медицинской помощи. - 2008. - № 11. - С. 19-26.
10. Камынина Н. Н. Стандартизация сестринской деятельности: современные подходы к улучшению качества оказываемой медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2007. - № 12. - С. 3-6.
11. Коваленко Н. В. Роль Совета по сестринскому делу в формировании политики сестринского дела в ЛПУ // Главная медицинская сестра. – 2008. - № 4. - С. 18-22.
12. Кошкина О. П. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности медицинской сестры // Главная медицинская сестра. - 2008. - № 6. - С. 68-86.
13. Лаптева Е. С. Организация контроля качества сестринского ухода в лечебно-профилактических учреждениях // Медицинская сестра. - 2007. - № 8. - С. 4-13.
14. Лутиков А. С. Управление сестринским персоналом: специфика и проблемы // Медицинская сестра. - 2007. - № 8. - С. 29-30.
15. Малышева Е. В. Анализ затрат рабочего времени медсестры приемного отделения многопрофильного стационара // Медицинская сестра. - 2008. - № 5. - С. 34-35.
16. Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, Екатеринбург 2009, Часть 1 - http://3medcongress.ru/
17. Мышкина Л.В. Школы здоровья: работу ведет медсестра // Сестринское дело. - 2010. - № 5.- С.40-41.
18. Нагребецкий А. Здравоохранение в Австрии, или что такое современная европейская медицина // Здоровая Украина. – 2007. - № 7. – С. 10-11.
19. Нестерова С. Е. Опыт организации самостоятельной работы медицинских сестер врачей общей практики // Главная медицинская сестра. - 2008. - № 5. - С. 14-32.
20. Новокрещенова И.Г. Организационные подходы к формированию внутриучрежденческой системы управления качеством сестринской помощи // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2007. - №4. - С.23-29.
21. Ньюбер Дж. Медсестринское дело: руководящая роль в улучшении качества // Наше здоровье. – Зима. – 1996.
22. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 446с.
23. Островская И. В. Внешний вид медсестры и пациента // Медицинская сестра. - 2006. – N 1. - C. 32.
24. Островская И. В. Психологические особенности профессионального общения медсестры с пациентами пожилого и старческого возраста // Медицинская сестра. - 2003. – № 6. - C. 34-36.
25. Павлов Ю. И., Лапик С. В. Современное состояние сестринского дела и роль медсестры-менеджера в оптимизации системы управления сестринской деятельностью // Главная медицинская сестра. - №10. – 2009.
26. Пронина О. Г. Опыт расчета и использования количественных показателей для оценки качества труда сестринского персонала и старших медицинских сестер // Главная медицинская сестра. - 2007. - № 11. - С. 29-33.
27. Ролько В.Т. Современные технологии сестринского процесса, // Медицинская сестра - № 2. -2002. - С.36-39.
28. Рытякова В. И. Повышение квалификации медицинского персонала среднего звена // Медицинская сестра. - 2007. - № 8. - С. 38-42.
29. Система показателей качества сестринской помощи // Здравоохранение РФ. - 2008. - № 3. - С. 37-39.
30. Скурлягина Е. А. Деловой этикет в работе медицинской сестры // Сестринское дело. - 2007. - № 8. - С. 44-45.
31. Соловьева А. В. Подготовка менеджеров сестринского дела к формированию корпоративной культуры // Проблемы управления здравоохранением. - 2008. - № 2. - С. 36-40.
32. Солонинкина Л. Ф. Критерии оценки деятельности сестринского персонала // Главная медицинская сестра. - 2008. - № 2. - С. 17-29.
33. Стурчак С.В. Система здравоохранения в Бельгии. Особенности работы главной медицинской сестры в крупном бельгийском госпитале // Главная медицинская сестра. - 2010. - № 8. - С.120-128.
34. Технологии выполнения простых медицинских услуг: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения – 2008.01.01 // Медицинская сестра. - 2007. - № 8. - С. 23-28.