Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научной методики по проблеме исследования.
2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы развития
речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
1.3. Причины общего недоразвития речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
2.1. Характеристика диагностического материала.
2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

особенности нарушения звукопроизношения.doc

— 785.50 Кб (Скачать)

- Кто тебе читает книжки?

- Какая самая любимая твоя книжка?

2.Игровая ситуация (выявление интереса к общению, умения вступить в диалог, правильно излагать свои мысли, активность):

*  «Представь себе, что я пришла к вам в группу. Как ты меня встретишь? Что ты мне скажешь? Сначала ты поздороваешься, узнаешь, как меня зовут, покажешь игрушки. Ты скажешь: "Здравствуйте, проходите, пожалуйста..." (предлагается речевой образец)».

*  «Сейчас к тебе в гости придет зайчик. Я буду зайчиком. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь зайчика. Приготовься. (Логопед берет игрушку или картинку с изображением зайчика. Раздается стук, «зайчик» спрашивает: «Можно к вам в гости?»...)».

3. Диалог по картинке для выявления интереса к общению, умения задавать вопросы (прием рекомендован В. И. Яшиной, 1998), . Инструкция: У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить».

Оценка:

5 баллов — ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответы на вопросы развернуты, он свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется, мысли выражает ясно, последовательно, умеет задавать во­просы в ходе диалога, проявляет интерес к заданиям;

4 балла — ребенок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объеме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть могут быть недостаточно развернутыми, испытывает некоторые затруднения, при формулировании вопросов.

3 балла – ребенок контактен, не всегда понимает речь в полном объеме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослыми, он часто перебивает собеседника, может соскальзывать на побочные темы, повторять одни и те же фразы, не умеет правильно излагать свои мысли, испытывает трудности при формулировании вопросов, чаще всего ограничивается вопросом «Что это?», требуется побуждение;

2 балла — ребенок контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение, так как ребенок малоактивен и малоразговорчив, понимает речь не в полном объеме, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Может наблюдаться избирательность общения, затрудняется сформулировать вопрос, скован во время эксперимента;

1 балл — в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм. Изучение лексического развития

В этом разделе содержатся материалы для обследования объема активного словарного запаса, изучения его качественных характеристик, которые выявляются в заданиях на подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов, эпитетов, на различение близких по смыслу понятий. Дается количественная оценка полученных данных.

При обследовании предметной лексики можно получить также представление и о пассивном словаре. В других пробах это будет сделать сложнее, что объясняется особенностью используемых приемов. Подбор перечней слов, разработка технологий обследования осуществлялась с опорой на исследования Ю. С. Ляховской (1967,1970); Н. П.Ивановой (1980); Л. Ф. Спировой (1992); В, И. Яшиной (1975); 0. И Соловьевой (1966) и других авторов.

 

1.Словарь предметов

Раздел А. Повседневная лексика.

Инструкция: «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи, где...»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Кукла

 

 

Мишка

 

 

Мяч

 

 

Машинка

 

 

Матрешка

 

 

Пирамидка

 

 

Тарелка

 

 

Блюдце

 

 

Кастрюля

Чашка

 

 

Чайник

 

 

Раздел Б. Редкоупотребляемая лексика.

Инструкция: «Что    это?»    (предъявляется    картинный    материал). При обследовании пассивного словаря дается инструкция: «Покажи, где...»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Ресницы

 

 

Брови

 

 

Ноздри

 

 

Подбородок

 

 

Локоть

 

 

Веки

 

 

Затылок

 

 

Окно

 

 

Подоконник

 

 

Форточка

 

 

Рельсы

 

 

Пассажиры

 

 

Клумба

 

 

Табуретка

 

 

Воротничок

 

 

перчатки

 

 

Оценка:     

5 баллов – все 28 слов правильно понимаются и употребляются в активном словаре;

4балла — все слова из раздела «А» (11 слов) и 10-12 слов из раздела «Б» есть в активном словаре, а 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре;

3 балла — 1-2 слова из раздела «А» и 11-12 из раздела - отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, все остальные предложенные слова (14-16 слов) употребляются ребенком в активном словаре;

2 балла — 7-8 слов из раздела «А» есть в активном словаре, остальные — в пассивном; из раздела «Б» в активном словаре есть 2-3 слова, в пассивном — 8-9 слов, 5-7 слов из раздела «Б» отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;

1 балл — 5-6 слой из раздела «А» и большая часть слов из раздела «Б» отсутствуют в активном и пассивном словаре.

2. Глагольный словарь.

Инструкция:«Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходите. А что делает..»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года                             Конец года

 

Зайчик

 

 

Рыба

 

 

Ребенок

 

 

Мама

 

 

Самолет

 

 

Снежинка

 

 

Оценка:

5 баллов — самостоятельно придумано по каждому из предложенных 6-ти слов более 3-х лексем;

4 балла — самостоятельно придумано по каждому из первых 4-х слов более 3-х лексем, а по каждому из 2-х последних — 2 лексемы;

3  балла — по  каждому  из  первых  4-х  слов  придумана одна лексема самостоятельно, 2 лексемы с помощью; по каждому из 2-х последних слов —

1 лексема самостоятельно, 1 лексема с помощью в виде побуждающих вопросов;

2  балла – требуется повторение, расширение инструкции; из предложенных 6-ти слов в большинстве случаев придумано по 1-й лексеме с помощью в виде побуждающих вопросов, контекстной подсказки, а самостоятельно выполнено 1-2 задания;

1 балл – в   случае отказа, придумывании вербальных замен («ребенок» —«укачивать   ребенка   можно»),   слов-действий,   не   свойственных   данным предметам; помощь не использует.

3. Словарь наречий

Инструкция:  «На картинке мальчик (предъявляется картинка).  Мальчик

смеется.    Как он смеется? Он смеется весело, звонко, громко, радостно,

долго. А как ?...»

 

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Плачет малыш

 

 

Летит самолет

 

 

Играют дети

 

 

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР