Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научной методики по проблеме исследования.
2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы развития
речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
1.3. Причины общего недоразвития речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
2.1. Характеристика диагностического материала.
2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

особенности нарушения звукопроизношения.doc

— 785.50 Кб (Скачать)

Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха — умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков. На какие недостатки в речи следует обращать внимание прежде всего?

Межзубное произношение свистящих, боковое произношение шипящих, горловое произнесение «Р», двугубное произнесение «Л» — все эти недостатки требуют логопедической помощи. После того как звук поставлен, начинается его автоматизация в словах, фразах, стихотворениях, потешках, загадках, считалках, небольших рассказах, насыщенных данным звуком.

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные, пространственные, возрастные отношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать своё эмоциональное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критичное отношение к речи сверстников.

Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названий частей, деталей предметов, а также за счет овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффиксов). К концу шестого года жизни       ребёнок       более       тонко       дифференцирует       собирательные существительные (не просто «животные», а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлечённые существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный — короткий, высокий — низкий и т.д.); синонимы (ходить — идти — топать — вышагивать); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между — в середине).

Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000 — 1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многим и грамматически м и категориями. Например, чаще чем прежде употребляется правильно родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учит — учитель, железо —    железный, ходить — выходить — переходить — обходить).

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш», не «на пианине», а «на пианино», не «ложить», а «класть»).

В диалоге с кем-то ребёнок использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать те или иные события, свидетелем которых они были. Дети в общении должны пользоваться умеренной громкостью голоса; они способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, «Л», «Р», «РЬ». С их усвоением дети начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нормированным произношением звуков. Может встречаться горловой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые шипящие, двугубный «Л». Ясность, внятность речи зависит от того, как быстро говорит ребёнок. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них возникают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов в 5 — 6 лет на постоянные нередко отражается на произношении, дикции. Если у ребёнка дефект прикуса или укороченная подъязычная связка, то родителям рекомендуется консультирование у ортодонта или хирурга-стоматолога.

С детьми, имеющими недостатки произношения, проводятся логопедические занятия. Регулярность таких занятий 2 — 3 раза в неделю. Направлены же они на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, на постановку звуков, введение их в речь. Детям,  не  усвоившим  фонологическую  систему родного  языка,  занятия языком иностранным не рекомендуются. Помните, пожалуйста, что в разви­тии Вашего ребёнка не бывает мелочей. Дарите ему своё постоянное внимание и участие.

Ребёнок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор па л любую тему, доступную его возрасту.

При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребёнок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принад­лежность, отмечая при этом действия и операций, которые совершают взрослые в процессе труда, качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось). У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением; умеет подбирать синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходства и различие (белый, как снег); всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет прича­стные и деепричастные обороты. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.

Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребёнка, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки.

На седьмом году жизни речь детей становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях отмечается чёткость и завершенность изложения.

Ребёнок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого литературного произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чувства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил — ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью.

Произносительная сторона речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шёпотом; могут изменять темп речи с учётом содержания высказывания; пользоваться и интонационным и средствами выразительности; следовать нормам литературного произношения.

Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, сходные по артикуляторным или акустическим признакам); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключительное значение для усвоения грамоты.

Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них:

-  вместо точного называния предмета — описание его, использование родовых понятий вместо видовых («дерево» вместо «дуб», «ель»);

-  нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;

-  неправильное произношение звуков (горловое «р», межзубные свистящие, двугубный «л»). Пока ребёнок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его языку иностранному;

- недостаточная дифференциация таких звуков, как «ч» и «ть», «с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и «ф», «ч» и «щ», «р» и «л» и др.;

-  трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, чистильщик, экскурсовод и др.)

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование речи связной — все эти процессы будут продолжаться и в школе, и здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать родители.

 

 

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятно. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорном, инк ной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные по распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полно ценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с общей соматической ослабленностью и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведений двигательного задания по пространственно-временным нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с переменным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвития мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с |общим недоразвитием речи и в то же время для определения компенсаторного фона.

Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния, например, временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, и с общим недоразвитием речи в обычные сроки развиваются понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

Одним из диагностических признаков может служить ни шил между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, мнило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально «охранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Од­ни мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.

В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития.

В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего обратимая динамика речевой недостаточности.

У детей с задержкой речевого развития характер ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи. Преобладают ошибки типа смешонной  и  непродуктивной  форм  множественного («стулы», «листы»), унификация окончании родительного падежа множественного числа («карандашов»,»птичков», «деревов»). У этих детей отстает от нормы объём речевых навыков, для них характерны ошибки, «и детям более младшего возраста.

Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию,  а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых  навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

Периодизация ОНР

Р. Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории (1969) была разработана периодизация проявлений общего развития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР