Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научной методики по проблеме исследования.
2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы развития
речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
1.3. Причины общего недоразвития речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
2.1. Характеристика диагностического материала.
2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

особенности нарушения звукопроизношения.doc

— 785.50 Кб (Скачать)

•  рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформа­тивными предложениями;

•  остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств*

Самостоятельное рассказывание, требующее мобилизации творческих способностей, выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации.

Таким образом, полученные данные позволяют выделить детей с более легкой формой общего недоразвития речи в самостоятельную категорию — четвертый уровень речевого недоразвития.

 

 

1.3. Причины общего недоразвития речи.

Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а так же в первые годы жизни ребёнка могут приводить к общему речевому недоразвитию.

Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время доказано, что от времени аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вред­ностей (инфекций, интоксикаций и т.п.) обычно возни­кает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наи­более обширные изменения структуры головного мозга возникают при его поражении на 3 —4-м месяце внутри­утробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в пе­риод влияния того или иного вредного фактора, недо­развитие может касаться преимущественно двигатель­ных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функ­ций. При неблагоприятных условиях в течение всей внут­риутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдель­ных мозговых структур, что обусловливает возникновение сложного дефекта, например сочетание олигофрении с мо­торной алалией и т.п.

Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются ин­фекции или интоксикации матери во время беременнос­ти, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовмести­мость крови матери и плода по резус-фактору или груп­повой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в пер­вые годы жизни ребенка.

В настоящее время показано, что употребление алко­голя и никотина во время беременности также может при­вести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела даже при доношенной беременности, отстают в физичес­ком и психическом развитии. Могут быть выраженными общая диспластичность телосложения, стойкие дефици­ты роста и веса, деформация грудной клетки, микроцефальный или (реже) гидроцефальный череп, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюстей, высокое, «готическое» нёбо, узкие и короткие глазные щели, ши­рокое запавшее переносье и целый ряд других признаков, сочетающихся с различными аномалиями и пороками развития внутренних органов, зрения, слуха и др. Общее Недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбуди­мости и с крайне низкой умственной работоспособнос­тью. Раннее выявление этих детей, изоляция их от пью­щих родителей, правильно организованная медицин­ская, воспитательная и логопедическая работа имеют важное значение в предупреждении у них речевого и ин­теллектуального недоразвития.

В тех случаях, когда вредоносное воздействие на ре­чевые зоны мозга ребенка происходит в период, когда речь его уже сформировалась, может иметь место распад речи — афазия.

Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

Возникновение обратимых форм общего недоразви­тия речи может быть связано с неблагоприятными усло­виями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной ор­ганической недостаточностью центральной нервной сис­темы или с генетической предрасположенностью, то на­рушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиформизме этио­логических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследствен­ной предрасположенности, неблагоприятного окруже­ния и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, дейст­вующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наиболь­шее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением централь­ной нервной системы. В зависимости от времени поражения выделяют внут­риутробную патологию, нарушения со стороны цент­ральной нервной системы, связанные с родовой травмой (интранатальное поражение мозга), и постнатальное по­вреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребенка.

Особое место в этиологии общего недоразвития речи занимает так называемая перинатальная энцефалопатия — поражение Мозга, возникшее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов как во внутриутробном пе­риоде развития, так  и в период родов.

Если причиной перинатальной энцефалопатии является кислородное голодание мозга за счет внутриутробной ги­поксии и асфиксии в родах, она обозначается как гипоксическая энцефалопатия; если имела место механическая родовая травма — как травматическая энцефалопатия; если имело место сочетание обоих факторов — гипоксически травматическая энцефалопатия. Если поражение мозга произошло за счет несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности с токсическим поражением центральной нервной системы — это билирубиновая энцефалопатия.

Общее недоразвитие речи обычно является следстви­ем резидуально-органического поражения мозга (т.е. этот термин обозначает состояние, которые являются результатом законченного патологического процесса). Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих других).

При резидуалыю-органическом поражении централь­ной нервной системы выделяют два основных вида на­рушений: дизонпгогенетические — как следствие недо­развития определенных структур и физиологических систем или отставания сроков их формирования; примером подобных нарушений и является общее недоразвитие речи; эщефалопатические — как следствие повреждения тех или иных структур центральной нервной системы; примером этих нарушений могут быть локальные речевые и двигатель­ные, а также другие расстройства, например дизартрия, детские церебральные параличи,  гидроцефалия и т. д. В современной зарубежной литературе описывается ряд специфических нервно-психических заболеваний детского возраста, при которых имеет место сочетание энцефалопатических и дизонтогенетических нарушений. Логопедам-практикам полезно иметь представление о некоторых из них. Синдром Ретта описан австрийским психиатром Эндрю Реттом (A. Rett) более 20 лет назад. В последние годы этот синдром привлекает к себе внимание ученых всего мира, и ему специально было посвящено несколько международных конференций. Первым признаком заво­евания является распад начальных речевых навыков с последующим проявлением тяжелого общего недоразвития речи. Заболевание отмечается только у девочек. При нор­мальном психомоторном развитии до 12 — 20 месяцев девоч­ка вдруг начинает терять речь, двигательные и предметно-манипулятивные навыки. Появляются стереотипные ритми­ческие движения рук: похлопывание, потирание, заламы-вание рук, чередующиеся с приступами криков. Через несколько недель или месяцев состояние стабилизируется и становится очевидной глубокая умственная отсталость ре­бенка. Нередким проявлением синдрома являются эпилеп­тические припадки. Частота синдрома значительна: 1 из 12  500 девочек в возрасте до 14 лет. Синдром Ретта служит примером многообразия нерв­но-психических заболеваний детей раннего и дошколь­ного возраста, ведущим начальным признаком которого является недоразвитие речи.

Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

 

2.1. Характеристика диагностического материала.

Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С. Я. Рубенштейн, 1970; А.Р Лурия, 1973, 1979; А.Н. Леонтьев, 1965 и другие).

Прежде, чем проводить обследование ребёнка, необходимо:

– изучить медицинскую документацию;

– уточнить сведения о его раннем речевом развитии, а так же выяснить, замечает ли ребёнок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат;

– собрать сведения о семье, речевой среде;

– проанализировать данные психолого-педагогического обследования.

Предлагаемый материал сгруппирован по направлениям:

– изучение коммуникативно-речевых умений;

– лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень общений);

– изучение сформированности грамматического строя речи (проверка общего уровня языковой компетенции, умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа и именительном и родительном падежах, сравнительную степень прилагательных, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словообразования);

– обследования строения и моторики артикуляционного аппарата;

– изучение звукопроизносительной стороны речи;

– изучение сформированности фонематического слуха (отражённое воспроизведение рядов или пар слогов, различение на слух оппозиционных фонем на материале слов, дифференциация звуков в произношении);

– изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов;

– изучение навыков фонематического анализа;

– исследование связанной речи.

Обследование детей проводится с соблюдением определённой последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов. К каждому заданию даётся инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть даётся образец. Это даётся расширение ориентировочной части, что важно для детей с ОНР. При затруднении ребёнку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-балльной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Это даёт возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребёнка, сравнить его результаты с результатами других детей.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

Критериями оценки связанной речи при пересказе текста повествовательного характера послужили: понимание текста (выделение действующих лиц, понимание фактов, событий, возможность адекватно оценить поступки персонажей) и успешность пересказа (последовательность и структурное оформление, полнота использования авторской лексики, соблюдение грамматических норм, самостоятельность, эмоциональное отношение к описываемым событиям).

Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребёнка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом.

Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речи дошкольников.

Результаты обследования заносятся в речевую карту. Для оценки динамики логопедической работы предполагается обследовать ребёнка в начале и в конце года.

Использование предлагаемых материалов позволяет решить следующие вопросы:

– учесть особенности детей с общем недоразвитием речи;

– сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики);

– выявить потенциальные возможности ребёнка;

– осуществить индивидуальный подход;

– при составлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику и определить дальнейшие направления в работе;

– снизить влияние таких факторов, как недостаточная компетенция, предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора.

 

2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.

 

Изучение коммуникативно-речевых умений

В ходе обследования выявляются контактность, активность, общее звучание речи, общая осведомленность ребенка.

1. Предварительная беседа для установления доверительных отношений с ребенком, выявления контактности, активности:

- Как тебя зовут?

- С кем ты дружишь в группе? Почему?

- В какую игру ты любишь играть в детском саду?

- О чем ты любишь разговаривать с ребятами в группе?

- А с воспитателем?

- Какие мультфильмы любишь смотреть?

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР