Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научной методики по проблеме исследования.
2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы развития
речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
1.3. Причины общего недоразвития речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
2.1. Характеристика диагностического материала.
2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

особенности нарушения звукопроизношения.doc

— 785.50 Кб (Скачать)

Оценка:

5 баллов - все задания выполнены самостоятельно.

4 балла - большинство слов воспроизводится правильно, темп замедлен, могут быть запинки;

3 балла - слова воспроизводится замедленном темпе с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;

2 балла  - большинство   слов   воспроизводится      искажением   слоговой структуры, требуется повторение;

1 балл - неадекватные ответы.

2. Отраженное воспроизведение фраз

Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности как я».

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Хоккеисты выиграли турнир.

 

 

Лариса связала братишке джемпер.

 

 

Утром на деревьях защебетали ласточки.

 

 

Саша возвращается с работы на транспорте.

 

 

| Мама покупает в универмаге фрукты.

 

 

Оценка:

5 баллов - все фразы воспроизведены самостоятельно;

4 балла    - большинство фраз воспроизведены правильно, темп замедлен, могут быть запинки;

З балла   - отмечается    искажение слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;

2 балла   - многочисленные искажение слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторение;

1 балл - неадекватные ответы.

Изучение навыков фонематического анализа.

Задание 1.

Инструкция:  «Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией).  Поиграем в игру:  хлопни владошки, если услышишь звук А»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

А, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;

 

 

Па, ой, ав, ма, вы, ах, ух;

 

 

Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.

 

 

Задание 2.

Инструкция:  игра «Кто первый, кто последний.»

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

Запомни и назови первый звук: А, О,

У .

 

 

Запомни и назови последний звук: О, Т,М

 

 

Оценка:

5 баллов - все задания выполнены самостоятельно;

4  балла - в основном все задания выполнены верно, ошибки исправляются самостоятельно с помощью в виде уточняющих вопросов;

З балла    - задание выполняется верно,    часть ошибок исправляется после уточнения вопросов, 1-2 задания недоступны;

2 балла   - при выполнении требуется помощь, многие задания не доступны даже после использования прием «разбор образца»;

1балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Исследования связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция:   «Вот   4   картинки.   Это   вся   история   про   снеговика.

Посмотри внимательно,  подумай, что было в начале, что произошло

потом, чем закончилось. Разложи картинки по порядку.»

Оценка:

5 баллов - рассматривает картинки внимательно с интересом, серии раскладывает самостоятельно, без ошибок, соответствует изображенной ситуации, соблюдена последовательность. Определены причинно-следственные и временные связи между событиями, используется разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка;

4 балла - рассматривает картинки внимательно с интересом, серии раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет без помощи, рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, соблюдена последовательность, определены причинно - следственные и временные связи, недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускаются ошибки, но исправляет их самостоятельно;

З балла - серии раскладывает с ошибками, при исправлении требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, конкретных подсказок, рассказ соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; отмечается паузы, лексический запас беден, заменяет слова, расширение и суждение значения, проявляется аграмматизм;

2 балла - при раскладывании серии действует импульсивно, допускаются ошибки, нуждается в помощи, рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные причинно - следственные и временные связи между событиями,    изображенных    на    картинках,    помощь    в    виде    вопросов использует,    но    отвечает    односложно,     словарный    запас    ограничен, проявляется аграмматизм;

1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Изучение состояния звуковой стороны речи

Для выполнения особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но во фразовой речи. С этой целью применяется наборы предметных и сюжетных картинок, в названия которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагается картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука( з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком(мишка -миска, лак - рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносят в таблицу, где со знаком «+» отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком «-» - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук заместитель.

Ф.И.

ребенка

Ввозрост

Звукопро-изношение

Особенносттемпа речи, речевого ды­хания

Диф. звуков

Оценка

С

ш

3

ж

ц

ч

С

щ

П

б

т

д

к

г

Л

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР