Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научной методики по проблеме исследования.
2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы развития
речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
1.3. Причины общего недоразвития речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
2.1. Характеристика диагностического материала.
2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценка:
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно.
4 балла - большинство слов воспроизводится правильно, темп замедлен, могут быть запинки;
3 балла - слова воспроизводится замедленном темпе с запинками, 1-2 слова с искажением слоговой структуры;
2 балла - большинство слов воспроизводится искажением слоговой структуры, требуется повторение;
1 балл - неадекватные ответы.
2. Отраженное воспроизведение фраз
Инструкция: «Послушай предложение и повтори в точности как я».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Хоккеисты выиграли турнир. |
|
|
Лариса связала братишке джемпер. |
|
|
Утром на деревьях защебетали ласточки. |
|
|
Саша возвращается с работы на транспорте. |
|
|
| Мама покупает в универмаге фрукты. |
|
|
Оценка:
5 баллов - все фразы воспроизведены самостоятельно;
4 балла - большинство фраз воспроизведены правильно, темп замедлен, могут быть запинки;
З балла - отмечается искажение слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла;
2 балла - многочисленные искажение слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторение;
1 балл - неадекватные ответы.
Изучение навыков фонематического анализа.
Задание 1.
Инструкция: «Послушай, как я произношу звуки: А, О, М, У, С, Р, И (произносит с утрированной артикуляцией). Поиграем в игру: хлопни владошки, если услышишь звук А»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
А, о, р, у, а, и, м, э, а, ы; |
|
|
Па, ой, ав, ма, вы, ах, ух; |
|
|
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок. |
|
|
Задание 2.
Инструкция: игра «Кто первый, кто последний.»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Запомни и назови первый звук: А, О, У . |
|
|
Запомни и назови последний звук: О, Т,М |
|
|
Оценка:
5 баллов - все задания выполнены самостоятельно;
4 балла - в основном все задания выполнены верно, ошибки исправляются самостоятельно с помощью в виде уточняющих вопросов;
З балла - задание выполняется верно, часть ошибок исправляется после уточнения вопросов, 1-2 задания недоступны;
2 балла - при выполнении требуется помощь, многие задания не доступны даже после использования прием «разбор образца»;
1балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Исследования связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Инструкция: «Вот 4 картинки. Это вся история про снеговика.
Посмотри внимательно, подумай, что было в начале, что произошло
потом, чем закончилось. Разложи картинки по порядку.»
Оценка:
5 баллов - рассматривает картинки внимательно с интересом, серии раскладывает самостоятельно, без ошибок, соответствует изображенной ситуации, соблюдена последовательность. Определены причинно-следственные и временные связи между событиями, используется разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка;
4 балла - рассматривает картинки внимательно с интересом, серии раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет без помощи, рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, соблюдена последовательность, определены причинно - следственные и временные связи, недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускаются ошибки, но исправляет их самостоятельно;
З балла - серии раскладывает с ошибками, при исправлении требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, конкретных подсказок, рассказ соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; отмечается паузы, лексический запас беден, заменяет слова, расширение и суждение значения, проявляется аграмматизм;
2 балла - при раскладывании серии действует импульсивно, допускаются ошибки, нуждается в помощи, рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные причинно - следственные и временные связи между событиями, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, словарный запас ограничен, проявляется аграмматизм;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Изучение состояния звуковой стороны речи
Для выполнения особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но во фразовой речи. С этой целью применяется наборы предметных и сюжетных картинок, в названия которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагается картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука( з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком(мишка -миска, лак - рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Результаты обследования речи заносят в таблицу, где со знаком «+» отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком «-» - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук заместитель.
№ | Ф.И. ребенка | Ввозрост | Звукопро-изношение | Особенносттемпа речи, речевого дыхания | Диф. звуков | Оценка | |||||||
С ш | 3 ж | ц ч | С щ | П б | т д | к г | Л р | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР