Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научной методики по проблеме исследования.
2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы развития
речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
1.3. Причины общего недоразвития речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
2.1. Характеристика диагностического материала.
2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

особенности нарушения звукопроизношения.doc

— 785.50 Кб (Скачать)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические вопросы развития

речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

 

1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в

онтогенезе.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.

1.3. Причины общего недоразвития речи.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

2.1. Характеристика диагностического материала.

2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных способ­ностей детей, педагоги часто сталкиваются со школьниками, которым труд­но дается учение из-за тех или иных отклонений в развитии. Отсюда их неуспевае­мость. Но было бы грубой ошибкой на этом основании рассматривать каждо­го неуспевающего как ребенка с отклонениями в развитии. Дело в том, что причины неуспеваемости многообразны: это и несовершенство педагогичес­кого процесса, и неблагоприятные семейные условия, и ряд других обстоя­тельств.

Известны случаи, когда учитель не заботится о том, чтобы, как только начинают проявляться затруднения при обучении школьника, разобраться в причинах этих затруднений и определить действенные меры помощи. Иногда школа просто пытается избавиться от таких детей, объявляя их умственно отсталыми. Бывает и так, что ученика переводят из класса в класс без достаточных знаний. Само собой разумеется, что и то и другое только усугубляет затруднения при обучении таких школьников. Между тем учитель и воспитатель обязаны не только установить причины, вызывающие неуспеваемость, но и владеть методами ее предупреждения и преодоления.

Углубленные комплексные исследования (клинические, нейрофизиологические, психолого - педагогические) показали, что неуспеваемость может быть вызвана многими причинами. Перечислим некоторые из них: астенические состояния, вызванные частыми или хроническими заболеваниями; неподготовленность к школьному обучению (педагогическая запущенность); задержка психического развития; умственная отсталость; снижение слуха и зрения.

Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. В связи с переходом на обучение с шестилетнего возраста особо актуальным стало изучение специфических психофизических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, своевременное выявление детей данной категории. Специальная работа по подготовке их к обучению в школе.

Разностороннее изучение детей с ОНР в младшем школьном возрасте, а также результаты успешно проведенного в ряде городов стран эксперимента по обучению и воспитанию детей данной категории обеспечили научную основу для введения в систему народного образования специального типа школы для детей с задержкой психического развития. В настоящее время делаются первые шаги по организации коррекционной - педагогической работы со старшими дошкольниками данной категории.

Уже в дошкольном возрасте дети с задержкой психического развития не справляются с программными требованиями детского сада к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению. Естественно, в школе они сразу же попадают в категорию неуспевающий. Преодоление неуспеваемости возможно только при условии своевременного ( до начала систематического обучения в школе) выявления этих детей и оказания им квалифицированной психолога - педагогической помощи.

По мнению виднейших советских психологов, к числу важнейших задач советской педагогической науки и психологии относятся правильное и возможно более раннее установление причин, которые лежат в основе неуспеваемости каждого ребенка, и выбор тех педагогических мер, которые должны быть использованы для того, чтобы устранить возникшие перед ребенком трудности (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов), научно обоснованное решение этой проблемы - задача государственной важности.

Развитие детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению. В это понятие входит и определенный уровень речевого развития. Под речевой готовностью к школьному обучению понимают: появление и развитие новых форм речи (наряду с совершенствованием ситуативной формируется монологическая контекстная речь); необходимый словарный запас и определенный уровень сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка; развитие таких функций речевой деятельности, как обобщение и саморегуляция.

У нормально развивающихся детей все эти компоненты в основном сформированы, такие ребята успешно овладевают программой начальной школы. Трудности которые испытывают младшие школьники с ОНР, свидетельствуют о недостаточной сформированности у них речевой деятельности.

В настоящее время есть некоторые данные об особенностях речи этих детей: ограниченность словарного запаса ( Т. В. Егорова, С.Г. Шевченко), своеобразие формирования словообразовательных процессов( Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер), трудности в понимании и употреблении сложных грамматических структур (Г.Н. Рахмакова, Л.В. Яссман), специфические особенности в формировании письменной речи ( Н.А.Масюкова, В.И.Насонова, Г.Н. Рахмакова, Р.Д. Триггер, Н.А.Цыпина); недостаточность регулирующей  функции  речи (Г.И.    Жаренкова, И.А.Коробейников).

 

Гипотеза: если учитывать особенности развития звукопроизношения детей с ОНР, то процесс развития дошкольников будет проходить успешно.

 

Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения  дошкольников с общем недоразвитием речи.

Объектом нашего исследования является процесс развития речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности коррекционной работы по преодолению нарушению речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Анализ научной методики по проблеме исследования.

2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

3. Выделить комплекс дидактических игр о преодолении нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.

Структура курсовой работы: состоит из введения, трёх глав, выводы после каждой главы, заключение, библиографический список, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические вопросы развития

речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

 

1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в

онтогенезе.

К трем годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда это требует ситуация( при подготовке ко сну, во время еды).

Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребенок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д » ( «санки»-«танки»). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков(межзубное, призубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

К трем годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные предложения, бессоюзные сложносочиненные предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат.

С детьми четвертого года жизни воспитатели проводят работу по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Й», «Ф», «В», «С», «3», «Ц»; учат четко и внятно произносить слова и фразы, развивают слуховое внимание детей. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют стихи типа небылиц, перевертышей, загадок. Отгадывать загадки дети будут лучше и быстрее, если отгадка есть среди двух трех предметов, лежавших на столе. Дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предварительно слышат рассказ о предмете - отгадке.

Для постановки речевого дыхания используются игры на развитие плавности и продолжительности выдоха (дуем через соломинку в стакан с водой, надуваем шары, пускаем мыльные пузыри, играем на духовых музыкальных инструментах).

Развитие силы голосового аппарата осуществляется при чтении чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо-громко). В качестве подготовительного упражнения для развития, выработки нужного темпа речи можно предложить ребенку произносить строчки из народных потешек с различной скоростью. Взрослые должны поддерживать разговор с ребенком, беседовать с ним о предметах домашнего обихода, одежде, игрушках, домашних животных. Постоянно занимайтесь со своими детьми, беседуйте с ними. Эти занятия создадут базу для дальнейшего развития ребенка.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку воз­можность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).

Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).

Свои высказывания четырёхлетний ребёнок строит из двух - трёх и более простых распространённых предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие всё ещё не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

У четырёхлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух, и требует, поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р». «РЬ»; отчётливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение, свистящих и шипящих ( в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется вы­дох. На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: «С», «3», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «1Д», «Л», «Р». При работе над каждым звуком малыш выделяет его интонационно и длительно в словах (С-С-САД, ЛИС-С-СА).

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР