Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы является изучение в теории и реализация на практике возможности преодоления нарушения звукопроизношения дошкольников с общем недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Анализ научной методики по проблеме исследования.
2. Выявить (изучить) особенности нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические вопросы развития
речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
1.1. Развитие речи у детей дошкольного возраста в
онтогенезе.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
1.3. Причины общего недоразвития речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава II. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи у дошкольников с общем недоразвитием речи.
2.1. Характеристика диагностического материала.
2.2. Методики исследования речи у дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

особенности нарушения звукопроизношения.doc

— 785.50 Кб (Скачать)

Исследования связной речи

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция:   «Вот   4   картинки.   Это   вся   история   про   снеговичка. Посмотри внимательно,  подумай, что было в начале, что произошло потом, чем закончилось. Разложи картинки по порядку.»

Оценка:

5 баллов - рассматривает картинки внимательно с интересом, серии раскладывает самостоятельно, без ошибок, соответствует изображенной ситуации, соблюдена последовательность. Определены причинно -следственные и временные связи между событиями, используется разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка.

4 балла - рассматривает картинки внимательно с интересом, серии раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет без помощи, рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, соблюдена последовательность, определены причинно - следственные и временные связи, недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускаются ошибки, но исправляет их самостоятельно.

З балла - серии раскладывает с ошибками, при исправлении требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, конкретных подсказок, рассказ  соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; отмечается паузы, лексический запас беден, заменяет слова, расширение и суждение значения, проявляется аграмматизм.

2 балла - при раскладывании серии действует импульсивно, допускаются ошибки, нуждается в помощи, рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты причинно - следственные и временные связи между событиями, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов использует, но отвечает односложно, словарный запас ограничен, проявляется аграмматизм;

1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Результаты

Дети Уровни

Высший

Средний

Низкий

Августинович Андрей

+

 

 

Бикмухаметов Ансар

+

 

 

Вагина Дарья

+

 

 

Долгова Саша

+

 

 

Лихачёва Аурелия

 

+

 

Романов Костя

 

+

 

Чернухин Владик

 

+

 

Шагманов Вадим

 

+

 

Изучение состояния звуковой стороны речи

Для выполнения особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но во фразовой речи. С этой целью применяется наборы предметных и сюжетных картинок, в названия которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагается картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука( з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком(мишка -миска, лак - рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносят в таблицу, где со знаком «+» отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком «-» - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук заместитель.

 

Ф.И.

ребенка

Возр.

Звукопро-изношение

Особенности темпа речи, речевого ды­хания

Диф. звуков

Оценка

С

ш

3

ж

ц

ч

с

щ

п

б

т

д

к

г

Л

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:

3 балла - высший балл;

2 балла - средний балл;

1балл - низкий балл.

Результаты

Дети Уровни

Высший

Средний

Низкий

Августинович Андрей

+

 

 

Бикмухаметов Ансар

+

 

 

Вагина Дарья

+

 

 

Долгова Саша

+

 

 

Лихачёва Аурелия

 

+

 

Романов Костя

 

+

 

Чернухин Владик

 

+

 

Шагманов Вадим

 

+

 

Из проведенного констатирующего эксперимента я выявила следующие результаты, что уровень развития детей находится чуть выше среднего уровня, как показано на графике:

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе была изучена психолого-педагогическая литература по данному вопросу, проанализирована возможность различных уровней речевых нарушений ребенка.

Частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять этому большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель дол­жен помочь родителям правильно организовать работу в семье. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подгото­вить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произне­сению нужных звуков. Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обратить особое внимание. При этом надо учитывать те же требования, которые предъявляются к проведению артикуля­ционной гимнастики: точность движений, равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений и т. д.

Логопед дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи выполняет, помимо общеобразовательных задач, ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умствен­ном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенство­вание деятельности сохранных анализаторов. Этим создается осно­ва для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

В детском саду для детей с нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребенка с речевым дефектом.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость освоения тех видов деятельности, которые преду­смотрены программой массового детского сада. К ним относятся трудовая, игровая, изобразительная и другие виды деятельности. В процессе того, как ребенок овладевает этими видами дея­тельности, особое внимание логопед должен уделять развитию восприятия, мнестических процессов (процессы запоминания), мотивации,   доступных   форм   словесно-логического   мышления.

Особое значение имеет развитие у детей познавательных инте­ресов. При этом нужно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и дру­гих причин.

В задачи  логопеда  входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в соб­ственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноцен­ностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особе6нностей детей.

В практической части мы провели методики исследование речи у дошкольного возраста с ОНР. Анализ результатов нашего исследования позволил сделать вывод о том, что при тесной взаимосвязи логопеда с воспитателями, родителями можно достичь хороших результатов.  Отметим, что изученная тема актуальна всегда, так как всегда есть дети недоразвитием речи дошкольного возраста, и проблемы их развития волнуют родителей и педагогов.

        С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

 



Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения у детей с ОНР