Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция
Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.
физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.
Специальная физическая подготовка - это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям определенной области.
2.
Теория и методика физкультуры
как науки и учебной
Физическая культура -- часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей
Содержание современной
теории и методики физического воспитания
как учебной дисциплины можно
представить в виде трех разделов:
"Общие основы", "Методика физического
воспитания в различные периоды
жизни" и "Частные методики использования
средств физического
3. Физкультура как социальная система . Цель и задания физкультуры.
К середине XX столетия физическая культура и спорт приобретают черты социального института, оформляясь в государ ственную структуру: выполняют определенные социальные фун кции, имеют развитую инфраструктуру, материальную базу, производят собственные профессиональные кадры. А самое глав ное — они востребованы многими миллионами людей. Совре менная физическая культура и спорт тесно взаимодействуют с другими социальными институтами, органами власти, культу рой, религией, здравоохранением, сферой отдыха и досуга. За метны тенденции влияния на сознание и общественную жизнь людей. Существенно усилилась роль физической культуры и спорта в социализации и воспитании личности, формировании ее спортивного имиджа, стиля жизни. Они заняли серьезные позиции в структурах общего и профессионального образова ния, министерствах здравоохранения, культуры, обороны, внут ренних дел, ФСБ, в погранвойсках. Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств:
1) профилактики заболеваний;
2) укрепления здоровья;3) поддержания
высокой работоспособности человека;
4) воспитания патриотизма граждан; 5)
подготовки их к защите Родины; 6) развития
и укрепления дружбы между народами и
гаранти
рует права граждан на равный доступ к
занятиям физическими
упражнениями и спортом.
4. Физическое упражнение- основной специфический способ формирования физической культуры человека.
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Физические упражнения это основное средство физического воспитания, т.к.: Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности. Физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания. Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность. Среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение. Физическое упражнение удовлетворяет природную потребность человека в движении.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
3. Классификация
физических упражнений по
скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);
упражнения циклического
характера на выносливость (
упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
4. Классификация
физических упражнений по
5. Классификация
физических упражнений по
6. Классификация
физических упражнений по
7. Понятие техники физических упражнений.
Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Например, выполнять бег можно с разной скоростью, разными способами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной вперед и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результативность использования его в различных жизненных ситуациях.
Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок. Критерием оценки эффективности техники движения являются качественные и количественные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенствованию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей. В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.
8. Характеристики техники физ. Упражнений
(кинематические,динамические,
Ритм - это чередование
мышечного напряжения и расслабления.
В освоенных движениях ритм приобретает
устойчивый характер. Ритмические движения
выполняются легко, поэтому долго
не вызывают утомления.
Динамическая характеристика
На выполнение физических упражнений
влияют многие факторы, в частности внутренние
и внешние силы.
К внутренним силам относятся пассивные
силы опорно-двигательного аппарата (эластичность,
вязкость мышц и др.), активные силы двигательного
аппарата (силы тяги мышц), реактивные
силы (отраженные силы, возникающие при
взаимодействии отдельных частей тела
в процессе движения с ускорениями).
К внешним силам относятся силы, действующие
на тело человека извне: сила тяжести собственного
тела, сила реакции опоры, сила сопротивления
внешней среды (воздуха, воды, песка, пола,
грунта) и физических тел (предметы, партнеры
в парных упражнениях), сила тяжести снаряда
(набивной мяч, гантели), инерционные силы.
Количественные характеристики, раскрывающие форму и характер движений, называются кинематическими . Они описывают движения в пространстве и во времени. Соответственно различают характеристики:
- пространственные;
- временные;
- пространственно-временные.
9. Природные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.
Комплексное использование средств физического воспитания (физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы) обеспечивают всестороннее развитие физических способностей человека.
То есть естественные силы природы и гигиенические факторы, используемые при занятиях физическими упражнениями, усиливают их эффективность и оздоровительный эффект на организм занимающегося.
10. Нагрузка и отдых
как компонент выполнения
Небольшие нагрузки
или продолжительные интервалы
отдыха между занятиями не приводят
к развитию тренированности. Слишком
большие нагрузки и короткие интервалы
отдыха между занятиями могут
привести к превышению адаптационных
возможностей организма и к
Последовательность занятий разной направленности может иметь много вариантов. Систематическое использование неадекватных возможностям организма нагрузок разной направленности, кроме снижения роста тренированности, влечет за собой, как правило, и вероятность получения травм. Принцип постепенности предусматривает необходимость наращивания величины нагрузки на организм на основе последовательной реализации усложняющихся двигательных заданий (упражнений), планомерного увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок по мере роста функциональных возможностей организма.
11. Симптомы переутомления.
Переутомление — состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека. Характерные симптомы: Отсутствие желания сна как такового, пониженная реакция, покраснение глазного яблока, отеки лица, изменение цвета кожи лица, тошнота, рвота, обморок, дискомфорт и нервозность. Переутомление возникает например, если человек долго подвергает себя непрерывным нагрузкам, при этом довольно плохо питаясь. Переутомление — это "сильная" стадия. Первоначальная стадия — утомление.
12.Начальные понятия «метод», «методический прием», «методика». Классификация методов.
Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь) — систематизированная со
Методические приемы –
это конкретное проявление определенного
метода воспитания. Они определяют
своеобразие используемых методов
и подчеркивают индивидуальный стиль
работы воспитателя. Методы и приемы
диалектически между собой
Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».
13. Методы, направленные на приобретение знаний.
Методы, направленные на приобретение знаний
ЗНАНИЕ – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (Большой энциклопедический словарь, 1997). Знания являются одним из ведущих компонентов содержания фи-зического образования. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений. Первую группу составляют словесные методы. Словесные методы предусматривают устную передачу и усвоение информации. С помощью слова учитель осуществляет многие функции: конструктивную, организаторскую, активизирует процесс обучения и др. Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия: Рассказ – повествовательная форма изложения событий. В расска-
зе сообщаются истории развития видов спорта, методики тренировки (организация игры).
Описание – способ создания у ученика представления о действии. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается почему надо делать так.