Основы реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Работа содержит 1 файл

Понятие реабилитации (Автосохраненный).docx

— 191.32 Кб (Скачать)

физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Специальная физическая подготовка - это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям определенной области. 

2.  Теория и методика физкультуры  как науки и учебной дисциплины.

Физическая культура -- часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей

Содержание современной  теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины можно  представить в виде трех разделов: "Общие основы", "Методика физического  воспитания в различные периоды  жизни" и "Частные методики использования  средств физического воспитания". Каждый раздел дифференцирован на подразделы, которые в дальнейшем конкретизируются темами, а темы, в свою очередь, элементами знаний. Теория и методика физического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физического воспитания - это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития. Теория и методика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлении физического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современных течений в физкультуре и спорте, как массовом так и профессиональном. Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

3. Физкультура как социальная система . Цель и задания физкультуры.

К середине XX столетия физическая культура и спорт приобретают черты социального института, оформляясь в государ ственную структуру: выполняют определенные социальные фун кции, имеют развитую инфраструктуру, материальную базу, производят собственные профессиональные кадры. А самое глав ное — они востребованы многими миллионами людей. Совре менная физическая культура и спорт тесно взаимодействуют с другими социальными институтами, органами власти, культу рой, религией, здравоохранением, сферой отдыха и досуга. За метны тенденции влияния на сознание и общественную жизнь людей. Существенно усилилась роль физической культуры и спорта в социализации и воспитании личности, формировании ее спортивного имиджа, стиля жизни. Они заняли серьезные позиции в структурах общего и профессионального образова ния, министерствах здравоохранения, культуры, обороны, внут ренних дел, ФСБ, в погранвойсках. Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств:

1)     профилактики заболеваний; 2)     укрепления здоровья;3)     поддержания высокой работоспособности человека; 4)     воспитания патриотизма граждан; 5)     подготовки их к защите Родины; 6)     развития и укрепления дружбы между народами и гаранти 
рует права граждан на равный доступ к занятиям физическими 
упражнениями и спортом.

4. Физическое упражнение- основной специфический способ формирования физической культуры человека.

Физические  упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Физические упражнения это основное средство физического воспитания, т.к.: Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности. Физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания. Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность. Среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение. Физическое упражнение удовлетворяет природную потребность человека в движении.

  1. Факторы, которые определяют эффективность действия физических упражнений.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

  1. Классификация физических упражнений.
  2. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихсясистем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

2. Классификация  физических упражнений по их  анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

3. Классификация  физических упражнений по признаку  их преимущественной направленности  на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью  усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и  двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4. Классификация  физических упражнений по признаку  биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

5. Классификация  физических упражнений по признаку  физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

6. Классификация  физических упражнений по признаку  спортивной специализации.Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

7. Понятие техники физических упражнений.

Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Например, выполнять бег можно с разной скоростью, разными способами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной вперед и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результативность использования его в различных жизненных ситуациях.

Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок. Критерием оценки эффективности техники движения являются качественные и количественные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенствованию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей. В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.

 

8.  Характеристики техники физ. Упражнений (кинематические,динамические,ритмические)

Ритм - это чередование  мышечного напряжения и расслабления. В освоенных движениях ритм приобретает  устойчивый характер. Ритмические движения выполняются легко, поэтому долго  не вызывают утомления. 
 
Динамическая характеристика 
На выполнение физических упражнений влияют многие факторы, в частности внутренние и внешние силы. 
 
К внутренним силам относятся пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность, вязкость мышц и др.), активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц), реактивные силы (отраженные силы, возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями). 
 
К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека извне: сила тяжести собственного тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды (воздуха, воды, песка, пола, грунта) и физических тел (предметы, партнеры в парных упражнениях), сила тяжести снаряда (набивной мяч, гантели), инерционные силы.

Количественные характеристики, раскрывающие форму и характер движений, называются кинематическими . Они описывают движения в пространстве и во времени. Соответственно различают характеристики:

-   пространственные;

-   временные;

-   пространственно-временные.

9. Природные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.  

Комплексное использование средств  физического воспитания (физические упражнения, естественные силы природы  и гигиенические факторы) обеспечивают всестороннее развитие физических способностей человека.

То есть естественные силы природы  и гигиенические факторы, используемые при занятиях физическими упражнениями, усиливают их эффективность и  оздоровительный эффект на организм занимающегося.

 

10. Нагрузка и отдых  как компонент выполнения физических  упражнений.

Небольшие нагрузки или продолжительные интервалы  отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком  большие нагрузки и короткие интервалы  отдыха между занятиями могут  привести к превышению адаптационных  возможностей организма и к перетренированности. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило “по следам” предыдущего, углубляя и закрепляя положительные физиологические сдвиги. Таким образом, последовательностью дискретных тренировочных занятий создается непрерывность тренировочного процесса. На занятиях по физическому воспитанию объем нагрузок и их частота в основном зависят от уровня тренированности, особенностей организма, возраста и пола занимающихся.

Последовательность  занятий разной направленности может  иметь много вариантов. Систематическое  использование неадекватных возможностям организма нагрузок разной направленности, кроме снижения роста тренированности, влечет за собой, как правило, и вероятность  получения травм. Принцип постепенности  предусматривает необходимость  наращивания величины нагрузки на организм на основе последовательной реализации усложняющихся двигательных заданий (упражнений), планомерного увеличения объема и интенсивности тренировочных  нагрузок по мере роста функциональных возможностей организма.

11. Симптомы переутомления.

Переутомление — состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека. Характерные симптомы: Отсутствие желания сна как такового, пониженная реакция, покраснение глазного яблока, отеки лица, изменение цвета кожи лица, тошнота, рвота, обморок, дискомфорт и нервозность. Переутомление возникает например, если человек долго подвергает себя непрерывным нагрузкам, при этом довольно плохо питаясь. Переутомление — это "сильная" стадия. Первоначальная стадия — утомление. 

12.Начальные понятия  «метод», «методический прием», «методика». Классификация методов.

Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой.

Методические приемы –  это конкретное проявление определенного  метода воспитания. Они определяют своеобразие используемых методов  и подчеркивают индивидуальный стиль  работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и взаимозаменять друг друга. 

Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».

Многообразие  методов


  • Аналитический метод
  • Дедуктивный метод
  • Диалектический метод
  • Индуктивный метод
  • Интуитивный метод
  • Научный метод
  • Обобщённый метод
  • Экспериментальный метод

 

13. Методы, направленные на приобретение  знаний.

Методы, направленные на приобретение знаний

ЗНАНИЕ –  это форма  существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека  (Большой энциклопедический словарь, 1997). Знания являются одним из ведущих компонентов содержания фи-зического образования.  Их определяют обычно как информацию,  воспринятую,  осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений. Первую группу составляют словесные методы. Словесные методы предусматривают устную передачу и усвоение информации. С помощью слова учитель осуществляет многие функции: конструктивную,  организаторскую,  активизирует процесс обучения и др. Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия: Рассказ – повествовательная форма изложения событий. В расска-

зе сообщаются истории развития видов спорта,  методики тренировки (организация игры).

Описание  – способ создания у ученика представления  о действии. При его применении   говорится, что надо делать, но не указывается почему надо делать так.

Информация о работе Основы реабилитации