Основы реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Работа содержит 1 файл

Понятие реабилитации (Автосохраненный).docx

— 191.32 Кб (Скачать)

Объяснение  – предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «Почему

так, а не иначе?» и  «зачем это нужно делать?». Беседа – представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.  Беседа может протекать в виде вопросов учителя

и ответов учеников или  в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование этого метода –  строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов.  Разбор  – отличается от беседы только тем, что проводится после  выполнения какого-либо задания. Указание  – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и др.). 

Оценка  – результат  анализа выполненного действия  (например, «хорошо», «правильно», «плохо»  и др.). Команда – форма приказа к немедленному исполнению действия,

его окончанию или  изменению.  (Стартовые команды, строевые, судейские реплики).

Подсчет  – позволяет  задавать ученикам необходимый темп  (гребля, для чувства темпа).

Самопроговаривание  - применяется для создания общей картины предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что перед выполнением действия,  ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику выполнения упражнения, сопровождая мысленное выполнений

действий проговариванием  выполняемых элементов, движений вслух, а  затем и  «про себя»  с акцентом внимания на самые важные характеристики техники. Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение действий. Словесная саморегуляция  – основан на применении внутренней речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности

при обучении движениям  может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др

 

14. Методы овладения двигательными умениями и навыками

В зависимости от способа  освоения структуры двигательного  действия в процессе разучивания  методы подразделяются на: -  метод  разучивания упражнения по частям  (расчлененно-

конструктивный); -  метод  разучивания упражнения в целом  (целостно-

констрективный); - метод сопряженного воздействия. Метод расчлененно-конструктивный предусматривает   разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (на-

пример,  гимнастические комбинации).  Этот метод применяется  в следующих случаях:

- при обучении координационно-сложным  двигательным действиям, когда  нет возможности изучить его  целостно; - если упражнение состоит  из большого числа элементов,  органи-

чески мало связанных между собой; -  если упражнение производится так быстро,  что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

- когда целостное  выполнение действия может быть  опасным, если предварительно  не изучить его элементы; - когда  необходимо обеспечить быстрый  успех в обучении с тем, 

чтобы поддержать интерес  к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

Решая эти выше перечисленные  задачи,  необходимо придерживаться следующих правил:

- при расчленении  следует учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения; -  расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия; -  для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения,  которые могут эффективно контролироваться учеником

или преподавателем;  фазы движения плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;

 

15.  Методы, направленные на совершенствование   двигательных навыков 

В основе методов,  направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания и регулирования параметров нагрузки:  интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и

характера отдыха. Они  направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными  (переменными) нагрузками.

 

 

16. Принципы занятий физическими  упражнениями(общие социальные принципы)

ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –  есть определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства.     

Различают социальные,  общепедагогические и специфические принципы :

     Общие социальные  принципы в физической культуре преломляются в основных положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физической культуры. Эти принципы гарантируют единство всех сторон воспитания  (умственного,  эстетического,  трудового,

физического); обеспечивают оздоровительный эффект, укрепление здоровья, поддержание работоспособности. 

 

17. Содержание и характеристика  общеметодических принципов

Общеметодические принципы  – это отправные положения,  которыми необходимо пользоваться преподавателю физической культуры (тренеру), решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. К общеметодическим принципам относятся: принцип

сознательности и  активности,  наглядности,  доступности и индивидуализации,  систематичности.  Характеристика этих принципы предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связь с логикой  определения меры педагогического воздействия на личность.

 

18. Содержание и характеристика  специфических принципов  

Специфическими принципами, отражающими закономерности построения занятий физическими упражнениями  (в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации), являются принципы непрерывности, прогрессирования педагогических воздейст-

вий,  цикличности и возрастной адекватности воздействия.

 

19. Формирование знаний, двигательных  умений и навыков как процесс  и результат обучения

ОБУЧЕНИЕ в сфере  физической культуры это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенство человека. ОБУЧАЕМОСТЬ – это способность человека приобретать знания и

овладевать умениями и навыками.  Способность к  обучаемости обусловлена следующими факторами:

⇒ сложностью изучаемого упражнения;

⇒ накопленным двигательным опытом;

⇒ половозрастными показателями;

⇒ эффективностью применяемых методов обучения;

⇒ активностью самих занимающихся.

Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения производится с определенными взаимодействиями сил и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.  В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематическими,  динамическими и ритмическими параметрами.  Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения. ЗНАНИЯ – это форма существования и систематизации результа-

тов познавательной деятельности человека. В процессе обучения занимающийся приобретает различные знания:  о социальной сущности физической культуры,  влиянии занятий

физическими упражнениями на функции организма, о методике обучения двигательным действиям,  о правилах судейства,  методике самостоятельных занятий, режиме питания, страховке, самоконтроле и др.

 

20. Взаимодействие(перенос) навыков. Ошибки в процессе обучения и путь их исправления.

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ –  это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других.  Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое

взаимодействие навыков,  при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего.  Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах  (отдельных звеньях)  этих двигательных действий.

Например,  метание  малого меча поможет освоить метание  гранаты и копья (на начальном этапе обучения);  езда на велосипеде – управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.     ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык  «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения  «подъемом од-

ной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега.   Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в веду-

щих звеньях техники действий. 

ОШИБКА  – выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия. 

Основные правила  исправления ошибок: 

1.  Ошибка должна  быть понята занимающемся.  Осознанию причины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, консультации с товарищами по занятию.  2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости.  Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-

следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вызвать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, так как от них часто зависит появление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных

усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движении,  а от согласованности звеньев целостного двигательного акта.  К наиболее важным ошибкам относятся те,  которые нарушают основу техники.  3. Выбранные пути исправления ошибки должно соответствовать

возможностям занимающегося в данный момент. 4. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений,  с по-

мощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзывание ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в новой, сложной обстановке. • Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде всего против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок. 

 

21. Структура процесса обучения  двигательным действиям и особенности  его этапов

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа,  которые отличаются друг от друга как частными задачами,  так и особенностями методики:

⇒ этап начального разучивания;

⇒ этап углубленного разучивания;

⇒ этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Этап начального разучивания. Целью этого этапа является формирование умения выполнять основу техники двигательного действия.  Основными задачами данного этапа являются:

• сформировать смысловые  и зрительные представления о двигательном действии и способе его выполнения;

• создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действий);

• воссоздать предшествующий опыт выполнения действий,  близких по технике вновь изучаемому;

• разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок;

• добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом.

Этап углубленного разучивания.  Целью данного этапа является  формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований.

Этап закрепления  и дальнейшего совершенствования. Цель данного этапа –  двигательное умение перевести в навык,  обладающий возможностью его практического применения.

 

 

 

22. Силовые возможности человека  и их виды.

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ –  это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека,  отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. В настоящее время принято различать пять основных физических способностей:  силовые,  скоростные,  координационные способности,

выносливость и гибкость.

 

  1. Способы и методы развития силовых способностей.

 

Развитие физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами:  повышение уровня развития способностей, достижения максимальных показателей в развитии способностей и снижения показателей в развитии способностей. Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиняются разным закономерностям. Несмотря на то, что объект воздействия у них один – конкретный человек,  выполняющий физические упражнения. Специфичность закономерностей требует и соответствующих педагогических  (методических)  воздействий их реализации: для обучения движениям одни педагогические принципы, для развития физических способностей  - другие. Это является одной их характерных особенностей процесса при освоении двигательных действий. Принципы развития физических способностей выражают закономерности взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее организации во времени.

При развитии силовых  способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением – силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на 3 группы:

1. Упражнения с внешним  сопротивлением. 

2. Упражнения с преодолением  собственного тела

3. Изометрические упражнения.

 

  1. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ и их виды. Механизмы которые обеспечивают проявление скоростных способностей.

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ  – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся: 

Информация о работе Основы реабилитации